Таинственная француженка

Валерий Заикин
                Три истории Старокрымского кладбища.

Бывали ли вы в Старом Крыму, мой дорогой читатель?
Нет, я не оговорился, не в Крыму, что стал после марта прошлого года притчей во языцех всех мировых СМИ, а в Старом Крыму, маленьком городишке, прикорнувшем в тени горы Агармыш в десятке километров от курорта Феодосия, по трассе, идущей от Керченской переправы к центру полуострова. Здесь, за спиной автостанции «Старый Крым» укрылось небольшое кладбище, где упокоен прах трех людей, чьи имена хорошо известны мировой литературе, и об них пойдет мой рассказ…


 

             История первая: Таинственная француженка.

Я часто бывал в Старом Крыму. Здесь, в маленьком домике, окруженном плодовыми деревьями, жила моя тетя Ева, Евочка, как называли ее все соседи за мягкость и сердечность этой светлой, красивой женщины, и за ее невероятную доброту. Вся моя семья любила навещать этот дом
в пору цветения вишен, когда весь двор утопал в белом одеянии, и в уличную патриархальную тишину вторгалось гудение трудолюбивых пчел.
В Евочкином  доме была роскошная библиотека подписных изданий, и  я любил рыться в книгах, извлекая какой-нибудь забытый том любимого писателя, чтобы уютно устроиться с ним в саду.
  Однажды, увидев в моих руках томик «Три мушкетера» Александра Дюма,
тетя Ева спросила: «А ты знаешь, Валя, что миледи похоронена в Старом Крыму?»
 «Без головы?» - засмеялся я.
 « Ну, ты , буквально меня понимаешь!» - улыбнулась Ева, - « Я про ту, что прообразом миледи была… Ты же «Ожерелье королевы» читал? Про Жанну де Ламотт!»
 Когда-то я читал этот роман Дюма, который не сильно меня впечатлил,  но мне и в голову не могло придти связать де Ламотт со Старым Крымом!
Не знаю, читал ли ты, дорогой читатель, этот роман, но, на всякий случай, изложу его сюжет вкратце…
   Красотка Жанна Валуа, в замужестве – графиня де Ламотт, пользуясь древностью своего рода, плетет при дворе королевы Марии Антуанеты ( той самой, чья голова ляжет на плаху французской Революции), хитроумные интриги. Ловким ходом она похищает безумно дорогое, даже по тем временам, ожерелье, которое королева отказалась выкупить у ювелиров, но по приказу короля схвачена, бита плетьми и клеймена палачом  прилюдно, на площади Парижа.
Позже ей удается бежать из Бастилии с помощью графа Калиостро, и следы ее теряются… Как и знаменитого ожерелья !

 А тетя Ева рассказала мне удивительную легенду, живущую в ее городе много лет, и передаваемую из поколения в поколение…
  В давнюю пору, при царствовании Александра 1, в Старом Крыму поселилась странная старушка, француженка.  Была она гувернанткой в семье знаменитой княжны Голицыной, которой принадлежали земли в районе Судака. Служанка гувернантки всегда говорила, что эта женщина никогда не раздевалась в ее присутствии и при этом закрывалась на ключ в своей комнате. Эта деталь вызвала у нее любопытство , она стала полагать, что гувернантка скрывает какой-то телесный дефект. Однажды, передавая своей госпоже платье, служанка подсмотрела в замочную скважину и увидела на плече старой гувернантки след от клейма палача.

Узнав об этом, Голицыны заподозрили, что эта женщина может быть знаменитой графиней де Ламотт. Вспомнили, что эту  даму им пристроил кто-то из императорского двора. Начались осторожные расспросы, и обеспокоенная старуха покинула Судак, купила дом в Старом Крыму, где жила тихо, не привлекая к себе внимания.
 Но когда она умерла, в Старый Крым понаехали чиновники из Петербурга, искали какую-то шкатулку, с которой та не расставалась,и даже, вроде бы, нашли, но пустую!
  Я был заинтригован рассказом Евочки! Где Франция, где Старый Крым!! Какими тропами  занесло эту знаменитую авантюристку в такую глухомань?
 «Тетя Ева, а  можешь показать ее могилу?» - спросил я.
 « Ну, что ты! Ее столько народу искало! В местной газете я читала, что когда-то была надгробная плита, но столько лет прошло, следов не осталось!»
 Жаль, подумал я, такая достопримечательность для посещающих Старый Крым экскурсантов была бы!!!
Как говорится, стоило бы выдумать какое-то  условное надгробье! Впрочем, это действующее кладбище, наверное, правила не позволяют!

Сейчас, когда я пишу эти строки, в Интернете размещена тьма материалов о графине де Ламотт, в том числе, и о кладбище в Старом Крыму. Для любопытных… А для приезжающих на курорты Крыма другой дороги, кроме,  как мимо Старого Крыма, нет! Будете ехать мимо – вспомните Графиню!
.