Апология на книгу Деяний святых Апостолов. Часть 6

Николай Старовойтов
Профессор Томас Арнольд в течение 14 лет был знаменитым директором колледжа Рагби,автором известнейшей трёхтомной "Истории Рима".Занимая кафедру современной истории в Оксфорде,он был,безусловно,хорошо знаком с относительной ценностью свидетельств,помогающих устанавливать исторические факты.Цитирую этого большого учёного по книге профессора Уилбура Смита[337] : "Удовлетворительность свидетельств жизни,смерти и воскресения нашего Господа доказывалась неоднократно.Они отвечают общепринятым правилам,по которым надёжные свидетельства отличаются от ненадёжных.Тысячи и десятки тысяч людей исследовали их так же кропотливо,как любой судья при разборе серьёзного дела.Я и сам не раз вчитывался в них,причём не с тем чтобы убедить других,но чтобы удовлетворить самого себя.Долгие годы изучая историю других времён,я привык исследовать и взвешивать свидетельства авторов,писавших об этих временах,и мне не известен ни один другой факт в истории человечества,который был бы доказан с помощью большего количества надёжных и полных свидетельств,чем тот великий знак,который дал нам Господь- что Христос умер и воскрес из мёртвых."
 Воскресение Христа из мёртвых- это "величественное событие веков,к которому двигалась вся предыдущая история и в котором вся последующая история находит свой смысл"[299].
 "Несмотря на то что Иисус неоднократно и ясно говорил о Своём воскресении на третий день,ученики всё-таки не ожидали Его быть,приняли Его слова за притчу с каким-то таинственным значением.Женщины отправились к гробнице не встретить Его воскресшим,но чтобы окончательно приготовить тело Его к погребению.
 Иоанн- единственный из всех учеников,увидев пустую гробницу,уверовал с первого взгляда (Ин.20:8).
 Мария Магдалина была занята лишь только одной мыслью: кто-то унёс Его тело (Ин.20:13,15).
 Сообщение женщин о воскресении Иисуса показалось ученикам «пустыми словами» (Лк.24:11).
 Когда двое из Еммауса рассказали Одиннадцати о встрече с воскресшим Спасителем,они не поверили им (Мк.16:13).
 Пётр сообщил,что Христос явился ему (Лк.24:34),но они всё ещё не верили (Мк.16:14).
 Итак,Иисус неоднократно предсказывал [предрекал- Н.С.] это,и ангелы возвестили об этом.Гробница была пуста.Мария Магдалина видела Его.Клеопа со своим спутником видели Его.Пётр видел Его.Но вся группа всё ещё не верила.Им всем казалось это невозможным явлением.
 Тогда Иисус,явившись десяти в ту ночь,упрекал их за жестокосердие и нежелание верить видевшим Его (Мк.16:14).Поскольку они всё ещё представляли Его только духом,то Он пригласил их хорошо исследовать Его руки,бок и ноги и позволил им «осязать Себя».Тогда Он попросил пищи и «ел пред ними» (Лк.24:38-43; Ин.20:20).
 В заключение всего Фома,угрюмый,сомневающийся Фома,уверился ,что где-то вкралась ошибка,и потому он не верил,пока неделю спустя не увидел Иисуса лично (Ин.20:24-29).
 Таким образом,те,кто первым проповедовал повествование о воскресении Иисуса Христа,сами были совершенно не подготовлены верить в это,но,несмотря на самих себя,уверовали.Это делает несостоятельной всякую отговорку,что это повествование было рождено возбуждённой и ожидающей фантазией.Не представляется никакого возможного способа объяснения подлинности этого повествования,за исключением принятия его как ИСТИННОГО ФАКТА"[338].
"Факт ли это?Подлинно ли Он воскрес из мёртвых?Если же Он не воскрес,то что случилось с Его телом?Если же враги украли Его,то они могли представить Его как доказательство,потому что они не посчитались ни с какими средствами,чтобы дискредитировать это повествование,даже вплоть до убийства Его глашатаев.Если бы Его друзья похитили тело,то они были бы уверены,что поверили лжи,но люди не отдают свою жизнь за ложь.[339]
 Одно несомненно: те,кто в начале провозгласили,что Христос воскрес из мёртвых,ВЕРИЛИ в это воскресение как в неоспоримый факт.Они возложили своё упование не только на пустую гробницу,но и на тот факт,что они лично ВИДЕЛИ Иисуса ЖИВЫМ,после Его погребения.Это было не один раз и не два,а по крайней мере,десять записанных явлений,и то не одному,но двум,семи,десяти,одиннадцати,пятистам людям.
 Галлюцинация?[340]Не могло ли это быть экстазом?Сном?Фантазией возбуждённого воображения?Призраком?Обычно различные группы людей не могут постоянно видеть одну и ту же галлюцинацию.Толпа из пятисот человек не могла видеть один и тот же сон одновременно.Кроме того,они вовсе не ожидали этого.Вначале они приняли это за «пустые слова» (Лк.24:11).Они не верили до тех пор,пока не вынуждены были поверить.
 Обморок?[341] Возможно ли,что во время похорон Он не был мёртв и что Он позднее пришёл в Себя?В этом случае,будучи слабым и истощённым,Он вряд ли отвалил бы тяжёлую каменную плиту[321] и вышел из гробницы.Кроме того,у Него появились новые,никогда ещё не проявившиеся силы появляться и исчезать через запертые двери.Группа в одиннадцать (или 120?) человек видела Его возносившимся от земли и исчезающим в облаках.
 Были ли факты ложные?Возможно ли,что воскресение стало позднейшей добавкой к истории Христа,позднее придуманной для прославления мёртвого героя?Как известно из исторических,внебиблейских документов,во времена Тиберия появилась секта,ставшая известной под названием «христиане».Причина же,способствовавшая их возникновению,заключалась в их вере в Иисуса,воскресшего из мёртвых.Воскресение не являлось более поздней добавкой к христианской вере,но было её причиной и её началом.Они возлагали своё упование не на записи,но на то,что они видели своими собственными глазами.Записи же были естественным следствием их веры,а не их причиной.Не будь воскресения,существование как Нового Завета,так и Церкви было бы немыслимым.
 Это простая вера!Какое сияние славы проливает она на человеческую жизнь!Наша надежда воскресения и вечной жизни базируется не на философском предположении о бессмертии,но на историческом факте"[342].
 Воскресение Христа "в каком-то смысле без конца повторялось и повторяется в мире- те,кто живёт верой в воскресение Христово,знают хорошо,что не они дают силу этой своей вере,но что наоборот их вера сообщает им силу жизни"[343].
 За каждой воскресной всенощной мы поём:"Воскресение Христово видевше,поклонимся святому Господу Иисусу..."[344] Как провозглашаем слово "видевше",когда Спаситель восстал из мёртвых почти два тысячелетия тому назад?Но мы возвещаем неложно.Светоносное присутствие в Церкви Святаго Духа раскрывает совершившееся Господне Воскресение и даёт нам радость созерцать Самого воскресшего Христа.Когда благодатию Святаго Духа в душу приходит Христос,блистая сияниями Божества,то Он животворит нас и делает так,что мы ощущаем Его в себе живым,безсмертным и нетленным[345].Как только верующая душа соединяется с Триипостасным[189] Богом и,таким образом,воскресает силой Христовой,она удостаивается зреть мысленно и таинственно чудное Воскресение и воспевает:"Воскресение Христово видевше..."[346] Воскресение души- это ближайшее соединение со Христом,Который есть Вечная Жизнь.Воскресение души,бывающее прежде всеобщего воскресения тел- избавление,для которого Бог Отец дал Сына Своего,чтобы всякий верующий в Него не погиб,но имел жизнь.[347] Кто любит Господа,тот силой воскресшего Христа очищает своё естество,и тогда его охватывает безконечная радость,потому что Спаситель даёт ему жизнь вечную.
"Христос воскрес из мертвых,смертию смерть поправ!",и "Воскресение Христово... для нас источник размышления,удивления,радости,благодарности,надежды,всегда полной,всегда новой...,сколь часто ни черпали из него;оно есть вечная новость"[348].
 Непостижимый по самой своей сущности момент Воскресения Господа Иисуса Христа не описан в Новом Завете.Каноническое Евангелие говорит о великом землетрясении и отвалении камня от входа в погребальную пещеру,но как произошло само Воскресение,в каком виде был воскресший Спаситель,как Он восстал из гроба,куда направился- это остаётся сокровенной тайной.Молчание Евангелистов свидетельствует лишь об их безупречной искренности и о величии события,которое не поддаётся никакому описанию.Внешняя сторона Воскресения[349],как непостижимая,не без причины сокрыта от человеческих взоров и не имеет земных свидетелей...
 И не расстояние,не прошедшие века мешают нам ясно видеть святое и славное Воскресение,а те страсти,которые,как стражу,поставил падший мир у нашей души,та неправедность,которая,как камень,лежит на нашем сердце.Воскресший Христос призывает нас очистить падшее естество."Очистим чувствия и узрим неприступным светом Воскресения,Христа блистающася,и радуйтеся рекуща,ясно да услышим,победную поюще!"[350] Христос воскресе!Он воскрес и победил мир.Он воскрес,чтобы воскресла наша душа.Он воскрешает её Собой,потому что Он один- наше Воскресение и жизнь!
 Христос воскресе!Так говорят святые богодухновенные Евангелия,так возвещают Его ранние свидетели,и в течение почти двадцативековой истории тысячи и тысячи людей непосредственно встречают воскресшего Христа.Из века в век живые свидетели опытно и лично видят,что Христос воскрес! Всегда есть люди,которые могут сказать:я встретил Его лицом к лицу.[351] Я достоверно знаю,что Иисус из Назарета,Который был распят на Голгофе,Который умер,Который был погребён,воистину воскрес и жив...
Существуют миллионы людей,которые веруют в Воскресение,но есть и такие,пусть немногие,кто ежечасно видят воскресшего Христа,лучезарного и сияющего в молниях нетления и Божества.Одни- свидетели Христова Воскресения "от слышания",а другие- "от видения",потому что Православная Церковь,являющаяся воскресшим Телом Спасителя,даёт нам все средства,чтобы лично войти в реальность Воскресения.Поя "Воскресение Христово видевше...",мы обращаемся не только к историческим фактам явлений Господа Иисуса Христа по Воскресении,но непосредственно к Самому воскресшему Христу,созерцаемому нами в недрах Святой Соборной и Апостольской Церкви[352].
 В течение сорока дней,когда совершается пасхальное богослужение,наше внимание обращается к событиям,которые происходили после Воскресения Христа.Когда мы читаем Евангелия,когда мы слушаем,как всё свершилось,когда мы внимаем богослужению,наше сердце исполняется радостью.Мы становимся живыми участниками событий: мы побывали в саду Иосифа Аримафейского,побывали у гробницы,мы с мироносицами видели отваленный камень,входили в пещеру и видели Ангела,мы лично соприкасаемся с воскресшим Христом Спасителем.
 "Перед нами стоит вопрос: каковы мы?Рассказываем ли мы только с чужих слов о Воскресении Христа?Радуемся ли мы действительно полным сердцем?..Мы убеждены только потому,что другие люди это знают и мы им можем верить,или же с нами эта весть нечто сотворила,и,зная опытно,что Христос воскрес,мы уже не можем быть теми людьми,какими были раньше?
 Мы это можем знать опытно различным образом.
 Мы можем это знать в молитве,прикосновением к краю ризы Христовой; мы можем Его познать в какие-то моменты,когда вдруг мы чувствуем,что невидимо,но реально Он перед нами живой стоит; хотя я Его не вижу,но слышу,не воспринимаю своими чувствами,но Он тут.Мы можем это воспринять тоже каким-то непостижимым образом в причащении Святых Таин.Исповедь,миропомазание,помазание святым елеем,различные церковные действия могут менять человека изнутри; и если только он задумается над собой,он не может не поверить в то,что это совершается силой Божественной,которая даётся через Христа распятого и воскресшего."[353]
 Начинается Светлая утреня... Царские врата и завеса закрыты,а мы слышим в алтаре песнопение: "Воскресение Твое,Христе Спасе..." Почему поётся это песнопение? Потому что первыми о том,что воскрес Христос,узнали ангелы,небеса узнали раньше земли.Символизируя это,отдёргивается завеса,но царские врата всё ещё закрыты.Затем они открываются,и начинается торжественная процессия с зажжёнными свечами.Этот крестный ход знаменует шествие Апостолов и мироносиц в пасхальную ночь,в то раннее утро Воскресения от Иерксалима ко гробу Христа Спасителя.
 Вот крестный ход остановился у западных дверей храма,двери закрыты,но священник осеняет их трижды крестом с трисвещником.Служба начинается вне храма,в полуночной тьме,пением:"Христос воскресе из мертвых..." Это означает просветление мира от тьмы греха,очищение благодатью,а отваление камня- открытие дверей в Церковь- вход в благодатное Царство Христа,отверстое Его страданиями и Воскресением.С ликованием и пением пасхального гимна входим в храм.Царские врата открыты!Христос Воскрес!
 И через почти два тысячелетия до нас дошли свет и радость.Нет среди верных того,кто не радовался бы в благодатную пасхальную ночь,у кого не стало бы светлее на душе,когда он слышит слова:"Христос воскресе из мертвых".Видеть Самого воскресшего Господа,исполниться Его совершенной радостью призывает нас Православная Церковь,празднуя Светлое Христово Воскресение!
 "«Телесное воскресение Спасителя из мёртвых есть исторический,реальный факт»,говорит наш один известный православный миссионер,и указывает следующие пункты по порядку.
 1.Христос предсказывал [предрекал- Н.С.] о Воскресении Своём (Мф.16:21;20:19;Мр.9:9).
 2.Воскресший Сам свидетельствует об этом событии (Лук.24:46).
3.Он является видимым образом:
 а) Утром в Воскресение Марии Магдалине (Мр.16:9).
 б) Тогда-же женщинам,идущим от гроба (Мф.28:9).
 в) Петру вблизи Иерусалима (Лук.24:34;1 Кор.15:5).
 г) 2 ученикам,шедшим в Еммаус (Лук.24:13).
 д) Вечером Воскресения Апостолам,кроме Фомы (Ин.20:19).
 е) Через неделю вечером всем Апостолам (Ин.20:26).
 ж) Через несколько дней при море Тивериадском 7-ми ученикам (Ин.21:1-3).
 з) Немного спустя- на горе близ Галилеи 11 Апостолам (Мф.28:11).
 и) 500-ам верующим (1 Кор.15:6).
 к) Брату Своему «по плоти»- Иакову и всем Апостолам (1 Кор.15:7).
 л) Во время Вознесения на горе Елеонской всем Апостолам (Лук.24:50).
 м) Апостолу Павлу (1 Кор.9:1;15:8).
 н) Первомученику Архидиакону Стефану (Деян.7:55).
 о) До Вознесения в течение 40 дней,с разъяснением Царства Божия (Деян.1:3)[354].
 4) Ест и пьёт с учениками (Лук.24:42).
 5) Показывает руки и ноги,с ранами от пригвождения ко кресту (Лук.24:40).
 6) Даёт наставления (Мф.28:18;Мр.16:15;Лук.24:17;Ин.21:15;20:21;Деян.1:7).
 7) Путешествует с Апостолами (Лук.21:15).
 8) Ему поклоняются мироносицы и 11 учеников (Мф.28:9,17).
 9) О воскресении Христа говорят Ангелы (Мф.28:6;Мр.16:6;Лук.24:6).
 10) Это событие подтверждают римские воины,караулившие гроб (Мф.28:11).
 11) Апостолы называют себя свидетелями Воскресения Христа (Деян.2:32;10:39) и этот действительный исторический факт они полагают в основу всей своей проповеди (Деян.2:22;3:26;4:10;10:39) и этот действительный исторический факт они полагают в основу всей своей проповеди (Деян.2:22;3:26;4:10;10:39).И в то же время особенно показательно,что Апостолы не излагают самый момент воскресения Христа.Потому,что сами говорят:«что мы слышали,что видели своими очами...,и что осязали руки наши... мы возвещаем вам...» (1 посл.Иоан.1:1-3).Самый момент воскресения Христа никто не мог видеть.Даже воины,охранявшие гроб,не видели самого момента воскресения,т.к.воскресший Христос был невидим для них.Тем более Апостолы не могли видеть,они скрывались и запирались в домах своих «страха ради иудейскаго».Вот,почему ни в одном из четырёх Евангелий нет описания самого момента Воскресения,хотя при этом подробно изложены все события,предшествовавшия Воскресению и подробно изложены события- после Воскресения.
 Но,мы знаем,если-бы Воскресение Христово было вымысом,то как бы не был гениален писатель,он никак не мог бы пропустить центр и смысл своего сочинения.Он так или иначе,а обязательно коснулся бы своим изложением самого момента Воскресения,потому что этого требует сущность нашей человеческой природы.
 Но Апостолы этого не сделали.И это есть самое высшее доказательство истинности их свидетельств.Ибо они не писатели-сочинители,а безхитростные,простые,под воздействием Духа Святаго,действительные свидетели истинного события Воскресения Христова и всей Евангельской истории.
 Сами Апостолы говорят: «Если Христос не воскрес,то и проповедь наша тщетна (напрасна),тщетна и вера наша».«Но Христос воскрес из мёртвых,первенец из умерших» (т.е. Он есть начало нашего будущаго воскресения) (1 Кор.15:14,20).
 Только тогда Апостолы и первые христиане пошли на смерть,когда убедились в действительном Воскресении Спасителя,- в Его победе над адом и смертью.
 Только в этом случае они могли,как говорит поэт:«На казнь идти и гимны петь и в пасть некормленному зверю без содрогания глядеть».
 Итак,чудо Воскресения,действительно совершилось.
 Христос воистину воскрес!"[355]
 P.S."Христианин,верящий в воскресение мёртвого тела Иисуса,убеждён лишь в восстановлении временно утраченных жизненных функций,т.е. в явлении,подтверждённом жизненным опытом;а атеист считает,что вся жизнь произошла от мёртвой материи- факт,который никаким опытом не подтверждается и даже напрямую опровергается безуспешными попытками синтеза живой клетки... Христианин верит,что Вселенная была создана Богом-Логосом,как учит Священное Писание.И это подтверждается данными науки,в частности,ненарушаемой иерархией основных составляющих Вселенной вещества,физических полей и информации,где главную роль играет информация!А атеист считает,что Вселенная возникла в результате Божьего взрыва,якобы случайно создавшего всё многообразие мира с миллиардами тончайших связей,строгой иерархией и незыблемыми законами,что не только не подтверждается жизненным опытом,но напрямую противоречит ему,т.к. опыт показывает,что стихийный взрыв- всегда процесс разрушительный,а не созидательный... Очевидно,что сегодня атеисту нужно иметь гораздо больше веры в чудеса,чем христианину.По этой причине многие учёные отвергли атеизм как мировоззрение..."[356]

 (Продолжение следует...)

Примечания автора:
 [337] Уилбур Смит- профессор по изучению английской Библии в богословской семинарии им.Фуллера и на богословском факультете «колледжа Св.Троицы».Среди его работ: "Сверхъестественность Иисуса" и "На том стой: христианская апологетика".
 [338] Генри Геллей.Тамже,стр.555-556.
 [339] "Совершенно недопустимо,чтобы,состоявшая из нескольких лиц,стража могла уснуть.Где же военная дисциплина?Это,ведь,«стража римская»,а римская армия,по своей железной дисциплине и храбрости была одной из самых лучших армий мира.Если воины спали,то не могли видеть,а если видели,значит,не спали.В таком случае они не дали бы возможности совершить «похищения» Апостолам,напротив,задержали бы похитителей и вместе с поличным- мёртвым телом- представили бы начальству.Но если бы похищение и удалось,разве убийцы Христа оставили бы на свободе «похитителей» проповедовать Воскресение Его?Силою своей власти они заставили бы Апостолов выдать им украденное тело,чтобы изобличить их во лжи и обмане и тем в корне пресечь их проповедь о Христе.На самом деле,если бы ученики украли тело Спасителя,то надо было тотчас же привлечь их к суду,уличить их показаниями воинов и тем воспрепятствовать их проповеди.Но убийцы Христа этого не делают,т.к. не уверены,что воины поддержат на суде их клевету" (Законъ Божiй.Составитель протоиерей Серафим Слободской.-Мн.: ЗАО "Православная инициатива",2000 (репринт с изд.1966 г.),стр.534-535.).
[340] "...надо вспомнить душевное состояние учеников после распятия Господа.Они были подавлены,растеряны до последней степени.Достаточно прочесть рассказ евангелиста Луки о путешествии в Эммаус,чтобы в этом убедиться.(Лука 24; ст.13-34).И могла ли на почве этой подавленности возникнуть «галлюцинация»,перешедшая в твёрдое исповедание воскресения Христа,в огненный подъём их проповеди об этом?По контрасту с подавленным душевным состоянием учеников у них,конечно,могла явиться на короткое время галлюцинация,что будто бы они «видят» Христа,но такое видение не могло бы длиться долгие времена и рассеялось бы безследно ввиду именно их глубокой печали.А если бы галлюцинация,раз вспыхнув,овладела их душой,то это означало бы,что они уже утеряли психическое равновесие,и вместо того духовного здоровия и духовной силы,которые сделали возможным распространение христианства,они всеми были бы признаны ненормальными людьми,утерявшими психическое равновесие.В таком состоянии они могли бы ещё психически «заражать» других людей,но не могли бы создать той новой жизни,которая явилась в ранней христианской общине живым источником творческого расцвета общины" (Прот.Василий [341] "Не менее неприемлема другая гипотеза- что будто бы Христос не умер на кресте,а только впал в глубокое обморочное состояние,от которого уже в гробу отошёл под влиянием ночного холода,и тогда будто бы Он сам отвалил тяжёлый камень[321] и где-то скрылся.Но если бы это было так,то при всей невероятности того,что Христос мог «ожить» и даже сам отвалить камень и покинуть гроб,как могли бы воины,сторожившие гроб,позволить Христу- полуживому- уйти из могилы?Если Христос только «ожил»,то Он должен был бы очевидно скрыться у кого-либо из близких людей.И эти то близкие люди,скрывавшие Его,очевидно наступившую настоящую смерть,всё же зажглись верой в Его воскресение?Конечно,такая гипотеза рушится сама собой.Да и самые явления Христа ученикам,как они описаны в Евангелии,не были приходом полуживого,еле дошедшего до них после крестной казни человека,а явлением именно воскресшего и живого!" (Прот.Василий Зеньковский.Тамже,стр.34-35.).
[342] Генри Геллей.Тамже,стр.557-558.
[343] Протоиерей Василий Зеньковский.Тамже,стр.35.
[344] Воскресная песнь после Евангелия- богослужебная молитва из Всенощного бдения.
[345] Слова преподобного Симеона Нового Богослова в русском переводе с новогреческого еп.Феофана,вып.2-й.М.,1890,стр.341.
[346] По-гречески: ';;;;;;;;;; ;;;;;;; ;;;;;;;;;;...
[347] См.Иоан.3:16- Евангелие в миниатюре,которое считается "сердцем Библии".
[348] Митрополит Филарет (святитель Филарет Московский).Слова и речи.М.,1874,т.2,стр.74.
[349] Очень интересно и происхождение этого слова.Русское слово "Воскресение",понимаемое как восстание из мёртвых,имеет корень "скр",откуда происходит и "искра",-нечто возгоревшее,заблиставшее.Таким образом,слово "Воскресение" лучше других передаёт силу,яркость и блеск Вечной Жизни,которая победила жало смерти.См.Полный Православный богословский энциклопедический словарь.М.,1992,т.1,стр.557.
 [350] Последование во святую Пасху.Первый тропарь из первой песни канона.
[351] В 80-ых годах XVIII-го века в Великий Четверток преподобный Серафим Саровский,тогда ещё иеродиакон,за Божественной Литургией после входа с Евангелием воочию видел в воздухе воскресшего Иисуса Христа во славе.Господь благословил молящихся и вступил в Свой местный образ.Преподобный удостоился особого благословения,изменился в лице и остановился как вкопанный,после чего два диакона еле отвели его в алтарь.Три часа он,стоя в алтаре,приходил в себя.См.: Сборник святоотеческих изречений и поучений,часть 1"Сердце чисто созижди во мне,Боже." М.,1992,стр.46-47.
В 90-ых годах XIX-го века преподобный Силуан Афонский,тогда ещё послушник Симеон,во время вечерни,направо от царских врат,где находится местная икона Спасителя,увидел живого Христа.Воскресший Спаситель непостижимо явился молодому послушнику,от видения Симеон пришёл в изнеможение,и Господь сокрылся.Кроткий взор всепрощающего,безмерно любящего,радостного Христа привлёк к Себе Симеона и затем,скрывшись,сладостью любви Божией восхитил дух его в созерцание Божества вне образов мира.Преподобный Силуан сразу узнал явившегося ему Христа,в своих писаниях он без конца повторяет,что познал Господа Духом Святым,что узрел Бога в Духе Святом.См.: Старец Силуан.Жизнь и поучения.М.,1991,стр.25-26.
В житии святителя Григория Омиритского описывается случай явления Христа и обращения к Мессии большого числа евреев."Этот святой,от юности исполненный благодати Божией,был чудотворцем и целителем.Для обращения евреев он испросил знамения у Бога.И вот после усердной молитвы святителя сделалось землетрясение и послышался гром,так что все упали от страха.Когда же все встали,то увидели светлое облако,среди которого был виден Господь Иисус Христос в неизреченной славе.Все пали ниц,так как невозможно было смотреть на сияющего Божественным Светом Спасителя.И слышен был глас Господень к евреям:«Ради молитвы епископа исцеляет вас Распятый вашими отцами».После видения евреи ослепли,но как только исповедовали христианскую веру и крестились,то прозрели" (Нет плохих народов...-Мн.: ЗАО «Православная инициатива»,2004,стр.61.).
 [352] Иерофей (Влахос),митрополит Навпакта и святого Власия.Воскресение Христово.Киев,1998,стр.40-41.
 [353] Митрополит Сурожский Антоний.Беседы о вере и Церкви.- М.:СП "Интербук",1991,стр.300.
 [354] "Заявление в Деян.1:3: «явил Себя живым по страдании Своём со многими верными доказательствами,в продолжение сорока дней являясь им»[232],наряду с аналогичными заявлениями Деян.10:41;13:31,предполагают существование незаписанных фактов о том,что Его служение после воскресения было гораздо более обширным,чем это нам известно" (Генри Геллей.Тамже,стр.528).
 [355] Законъ Божiй.Составитель протоиерей Серафим Слободской.-Мн.:ЗАО "Православная инициатива",2000 (репринт с 2-го изд.(1966 г.)),стр.538-539.
 [356] Валерий Кратохвиль.«Почему учёные верят в Бога»//Фомин А.В.Доказательства существования Бога.Аргументы науки в пользу сотворения мира.-М.,2004,стр.365-366.