Огненные рейсы

Феликс Цыганенко
На снимке справа: капитан теплохода «Старый большевик» Иван Иванович  Афанасьев.

   Первый помощник капитана, писатель и редактор газеты "Арктическая Звезда", Игорь Николаевич Чесноков - автор интересной и популярной на Севере книги «От Арктики до Антарктики». При работе над книгой он уделял много времени архивным материалам, воспоминаниям ветеранов арктического пароходства и участников полярных конвоев. С Игорем мы работали на рудовозе «Ургенч», где в рейсе на Дудинку он читал мне отрывки из рукописи. А когда книга в 1979 году вышла в свет, автор подарил  электромеханику судна экземпляр с дарственной надписью. На страницах издания описано участие советских судов в полярных конвоях во время войны. Известна трагическая судьба конвоя PQ-17, брошенного английским эскортом  по приказу британского адмиралтейства. Под ударами врага из 34 торговых судов, оставшихся без охраны и рассеявшихся по всему морю, погибло 24 транспорта. Как ветерана арктического пароходства меня особенно взволновали страницы книги, посвящённые морякам мурманского теплохода «Старый большевик» в 1942 году...

   Размышляя о Великой Отечественной войне,  невольно задумываешься о корнях нашей Победы. Как удалось одолеть мощнейшую армию, на которую работала почти вся Европа?! Да, заплатить за Победу пришлось страшной ценой...  миллионами жертв! Но кто же давал право и возможность этой сволочи с фашистскими крестами на стягах отбирать у нас жизни, разрушать города, сёла и всё, что там создано? На борьбу с гитлеровскими полчищами, именумыми себя великой расой, поднялись не только воины армии и флота, но и гражданское население страны, не державшее ранее в руках оружие! Причём, разных возрастов, мужчины и женщины!  Их звало чувство лютой ненависти и огромное желание уничтожить захватчиков! Нацисты хотели жизненного пространства, так им предоставили, правда, ограниченные участки нашей земли...  для могил с деревянными крестами...   
 
   Одним из примеров минувшей борьбы с фашистской нечистью явился наш торговый флот. Огненные рейсы выполнянли моряки союзных конвоев, которые не жалея своих жизней, боролись с врагом в холодных водах Атлантики и морях Ледовитого океана! О подвиге экипажа теплохода "Старый большевик" в конвое PQ-16 я и хочу напомнить читателям в год 70-летия исторической Победы!..

   После нападения Германии на нашу страну правительством Великобритании было принято решение о предоставлении Советскому Союзу помощи вооружением стратегическим материалами взамен на некоторые виды сырья. Поставки по ленд-лизу начались в августе 1941 года. А в октябре было подписано соглашение представителями СССР и США.

   Транспорты, что шли  из США и Англии, встречались в портах Исландии. Они формировались в караваны и дальше шли под охраной военных кораблей  в составе конвоев. Первые караваны до конца 1941 достигали берегов СССР почти беспрепятственно. Однако с 1942 года подлодки, бомбардировщики и торпедоносцы противника большими силами стали нападать на конвои. Под ударами врага погибло много транспортов с ценными грузами для фронта. Инструкции британского адмиралтейства давали странные предписания командованию эскорта: сняв экипаж, добивать повреждённые суда.

   Союзный конвой PQ-16 был сформирован из судов, пришедших в Исландию из портов Англии и США.  В их трюмах были танки, самолёты, автомашины, боеприпасы, продовольствие.

   Самолёты противника появились у Ян-Майена на пятый день пути. Первым был самолёт-разведчик, за ним  -  4 бомбардировщика. Вскоре прилетели ещё несколько бомбардировщика и несколько торпедоносцев. Вскоре появились и подводные лодки. Эскорт и транспорты начали отбиваться от врага. «Старому большевику» пришлось тяжелее других:  он шёл в конце каравана и потому оказался в центре атаки самолётов. Вокруг теплохода рвались бомбы, Оба судовых орудия и пулемёты открыли огонь.

   Капитан И. И . Афанасьев спокойно и чётко отдавал команды рулевому и стоявшему у машинного телеграфа  штурману. Он зорко наблюдал за каждым заходившим в атаку самолётом и в мгновение, известное, наверное, ему одному, твёрдо командовал: «Лево на борт! Полный назад!» Ревущий бомбардировщик не успевал свернуть с боевого курса, бомбы со свистом неслись к цели, но послушный рулю теплоход уже отвернул. Взрывы, взметнувшие столб воды и сотрясающие всё судно…  Осколки, разящие людей и повреждающие надстройки, палубные механизмы…

   Вслед за одними самолётами появлялись другие. Бомб гитлеровцы не жалели, но ни одна пока не достигла цели, благодаря умелым маневрам и плотному заградительному огню.  При этом теплоход не отстал от каравана и не отклонился от генерального курса. Умело действовали артиллерийские расчёты: Н. А. Никифоренко – у носового и И. М. Шлыкова – у кормового орудий. Непрерывную стрельбу по самолётам вели с верхнего мостика пулемётчики З. М. Штейнгард  и Н. В. Лобов. В бою не оставались без дела даже женщины. Буфетчица Мария Фуфаева  и уборщицы Дуся Петрова и Валя Ярыгина помогали подносить снаряды, перевязывали раненых.

   27 мая 1942 года в течение дня конвой атаковало 108 самолётов. Задымило несколько подбитых транспортов. Корабли охранения, сняв команды, добивали суда, если они сами не шли ко дну.  Рёв самолётов, грохот орудий и взрывов сливались в одно что-то адское. «Старый  большевик», вздрагивая и раскачиваясь от рвавшихся рядом бомб, продолжал уклоняться и отстреливаться. Девять пикирующих бомбардировщиков кинулись одновременно на теплоход. Одна из бомб, сорок шестая по счёту, ударила в носовое орудие. На боевом посту погиб весь расчёт  -  командир Николай Никифоренко, наводчик Павел Карамшанов, подносчики снарядов Гергард Кухаржевский, Трофим Пискус и Николай Гаврилов. Взрывной волной был контужен и капитан Афанасьев. Густые клубы дыма окутали носовую часть судна. Под полубаком загорелись краски и ящики со снарядами. Рядом, в первом трюме, был груз боеприпасов. Теплоход мог взорваться в любой момент. Первыми к огню бросились помполит К.М. Петровский и матрос Б.И. Аказёнок. Они стали выносить в безопасное место ящики со снарядами, Подоспели и другие члены команды. Началась борьба с пожаром.  Объятое дымом судно беспомощно покачивалось на волнах.

   Командир подоспевшего английского эсминца предложил экипажу покинуть судно, чтобы можно было добить горящий теплоход.

   Спустили шлюпки.

   Но капитан предложил остаться на судне добровольцам. Остались все! Люди продолжали выносить из огня боеприпасы и бороться с пожаром. Капитан Иван Иванович Афанасьев велел от имени экипажа поднять флажный сигнал:
"МЫ НЕ СОБИРАЕМСЯ ХОРОНИТЬ СУДНО".
Командир эсминца дал кораблю ход. Вскоре он скрылся за горизонтом вслед за караваном.

   Горящий теплоход остался один.

   Начали рваться детонаторы глубинных бомб в первом трюме. Среди нестерпимого жара и едкого дыма, прилагая нечеловеческие усилия, люди упорно боролись с огнём. Матросы, мотористы, штурманы действовали шлангами, огнетушителями, вёдрами с водой, сбивали пламя своей одеждой.

   Через восемь часов пожар был потушен. Механики исправили и запустили двигатель. Судно легло на прежний курс. Не успели сгуститься полярные сумерки, как теплоход вновь атаковали два самолёта. Из уцелевшего на корме судна орудия моряки сбили один из самолётов, который упал в море. Второй скрылся за горизонтом, дымя и теряя высоту. На другой день «Старый большевик» нагнал караван и занял место в строю.

   Налёты на конвой продолжались до самого входа в Кольский залив.  Более 80 бомб и три торпеды было выпущено гитлеровцами по «Старому большевику» за шесть суток атак. Теплоход вошёл в Кольский залив с обгорелым корпусом, без трубы, с огромной пробоиной в полубаке. Ему салютовали все находившиеся там военные и торговые корабли.  Командир конвоя PQ-16 заявил советскому военно-морскому командованию: «Разрешите передать вам моё личное восхищение, восхищение всего нашего офицерского состава и всех английских моряков героическими действиями экипажа вашего теплохода «Старый большевик». Английское правительство наградило капитана И. И. Афанасьева и старшего механика Н. И. Пугачёва орденами Британской империи  IV степени.

   Подвиг моряков высоко оценила Родина. Президиум Верховного совета СССР наградил теплоход орденом Ленина и присвоил звание Героя Советского Союза капитану Афанасьеву, матросу Аказёнку и первому помощнику капитана Петровскому.  Орденами и медалями Советского Союза были награждены 43 члена экипажа судна «Старый большевик».

   После огненного майского рейса на "Старом большевике" были разрушены полубак и брашпиль, с перебоями работал главный двигатель. На пробоину в скуле площадью 20 квадратных метров изготовили каркас, приварили его, а сверху обшили... деревянными досками толщиной в 2,5 дюйма. Судоремонтникам пришлось прибегнуть к такой странной технологии из-за отсутствия необходимой листовой стали и времени.Все работы были завершены к моменту выхода конвоя в обратный путь. Наперекор судьбе, судно с деревянной обшивкой благополучно пересекло Атлантику. В США корпус был заново отремонтирован и "Старый большевик" продолжил плавание...

   После войны Иван Иванович Афанасьев вернулся в Ленинград и был назначен капитаном теплохода "Маршал Говоров", на котором в 1949 году совершил кругосветное плавание. В 1951 году капитан Афанасьев выполнил ещё одно ответственное задание - буксировку плавдока из Риги на Камчатку. Похоронен моряк, капитан и человек удивительной судьбы в 1952 году в Ленинграде.