Альберт Эспиноза. Красные браслеты

Светлана Давыденкова
 

 Об авторе. Испанец. С 14-ти до 24-х лет был болен раком и жил в госпитале. Ему ампутировали ногу, части легкого и печени.  Для Альберта Эспинозы 10 лет  были годами страданий и…счастья. Он познал радости настоящей дружбы и любви, созрел духовно; совершенствовался, помогая выстоять другим; пришел к осознанию вечной жизни. Автор признается, что эти годы остались самыми насыщенными в его жизни.
 Альберт Эспиноза – инженер; писатель, сценарист, режиссер-постановщик. Его книга «Красные браслеты» - итог раздумий о жизни.  Как формировалась личность писателя? Какой опыт  приобретен? Какие жизненные вопросы решены? Книга обо всем этом.    Браслет красного цвета в больнице  надевался на запястье прооперированному пациенту и символизировал победу над смертью, смелость, выносливость, терпение, смирение. У Альберта таких браслетов было много. Так много, что он делился ими с друзьями. Вернее, с «желтыми».

 Предлагаю перевод  отрывка из книги Альберта Эспинозы «Красные браслеты» с итальянского языка.

    «В испанском языке “amor”, “amistad”,”amarillos”- «любовь», «дружба», «желтые» начинаются с корня am-, по мнению автора, имеющего древнее значение, связанное с глаголом «дать».(Примечание мое).

 «Эта часть книги будет довольно длинной, поэтому, не теряя нити повествования, попробую немедленно перейти к сути, потому что  если что-то и запомнится тебе после прочтения книги, так это именно идея о «желтых».(Термин "желтые" мне не нравится.Я заменила его на "светлые").

 От всей души  желаю, чтобы через короткое время люди начали  поиски «светлых».  Есть слова, которые становятся народными, как только рождаются:  в результате ли трагедии, благодаря ли открытиям, или только потому, что модны. Я не претендую на создание нового термина, однако нужно найти слово, объясняющее идею. Идеи нуждаются в названиях так же, как и люди в именах. В больнице был один пациент, который мне всегда говорил: «Тебе дают имя, и вперед! Иди с ним по жизни!» Каждый раз я смотрел на него с улыбкой, не понимая, что он хотел этим сказать. Со мной в госпитале такое случалось часто. Мне было 15 или 16 лет, а другим пациентам по 60 или 70.Они разговаривали со мной, как с ровесником; советовали, как взрослому, смотрели на меня, как на взрослого.  Я записывал все непонятное для себя, чувствуя, что оно мне откроется в будущем.

 Есть что-то необычное в моменте, когда разум решает запомнить идею, пока как  иностранный язык или сильную эмоцию. Уверен, что мозг функционирует в комбинации со временем. Должны нажаться многочисленные клавиши и составиться различные шифры, пока не откроется то, что прежде отказывался понимать. Нужно только найти комбинацию, как и в данный для меня момент, в который я пытаюсь объяснить, кто же такие « светлые».
 
 В больнице я познакомился со многими «светлыми», даже если в тот или иной момент еще не знал, что они таковые. Я считал их друзьями, родственными душами; людьми, которые мне помогали, ангелами-хранителями. Я не мог понять, как может человек, которого две минуты назад ты еще даже не знал, в один момент стать  твоей частью; личностью, которая понимала бы тебя лучше, чем кто-либо другой, давая  возможность  почувствовать  принятым таким, какой ты есть; давая  признание такого, каким ты являешься. Вот то, что я только что написал, и есть первое определение понятия «светлый».

 Сразу в мои «светлые» превращались чаще всего товарищи по палате .Не сосчитать дневные или ночные часы, которые я провел в беседе с ними. Они были, как временные братья. Абсолютно точно. В те времена я их называл больничными братьями  со сроком истечения.  Между нами возникала теснейшая дружба и связь, которая объединяет братьев по крови.

 Постепенно, с проходившими годами, я ощущал, как слова «брат», «друг» или «более чем просто знакомый» становились  для меня все ближе.

 Однажды в госпитале я вел разговор об этих «товарищах по палате» с другими двумя или тремя « Capelloni».( В дословном переводе – «длинноволосыми»; в разговорном – «хиппи», «хипарями».  Примечание мое.) Были те, что называли их ангелами-хранителями; кто-то другой - друзьями. В какой-то момент мы с другим парнем сказали в унисон: «Они светлые». Не знаю, почему вдруг произнеслось  «светлые», но мы чувствовали, что это определение было  точным.    По воле ли случая,  по воле ли рока, но верю, что единственное слово,  способное объяснить данное понятие, именно это: «светлые».

 Я никогда не понимал, почему понятие дружбы не развивалось. Мне случалось читать книги о средневековье,  об эпохе Возрождения, о начале 20-го века, где всегда писалось  только о дружбе; друг там остается вечно другом. Друзья – это друзья, и то, как они относятся друг к другу, кажется одинаковым во все времена. И наоборот,  устройство жизни супругов изменилось кардинально: внутренние динамики  семьи превратились в антиподы в сравнении со средневековьем: роли, привычки….  Все мутировалось.

 Однако представление о друге, о его роли не может оставаться одинаковым в эпоху технологий нашего времени. С моей позиции видения,  невозможно оставаться в контакте с друзьями так, как  десятки лет назад. Ежегодно по различным причинам люди теряют с поля зрения того или иного друга: « живем далеко», «поменял работу», «нет больше времени на развлечения», «общаемся только по скайпу», «были очень дружны во времена студенчества».

 Потеря друга всегда связана с фактом больше никогда не видеться. Друг – это тот, с кем ты часто встречаешься. Может ли друг оставаться другом, если ты его никогда не видишь?
 
 С моими друзьями "Capelloni"  мы все время виделись в госпитале, и это было существенно. Мы поддерживали друг друга, заботились друг о друге, но с момента, когда кто-то из нас выписывался, был договор больше не встречаться. Мы никогда никого не забывали. Наоборот, бережно хранили в душе наши связи навсегда, но не чувствовали необходимость во встречах. Не это было основным, чтобы ощутить близость.
 
 Я долго шел к тому, чтобы определить для себя понятие о «светлых», пока не наступил день, когда все стало ясно. Есть друзья, что дарят тебе дружбу; любовь, что дарует страсть, секс и эмоции, и есть «светлые».
 
 Ты меня спросишь, считаю ли я, что «светлые» заменяют друзей. Я отвечу: «Нет».   Крепкие друзья, которых мы имеем, всегда с нами. Для остальных - другая терминология, иное понятие: «светлые».

 Они есть у каждого из нас; только не существовало термина, как их называть. Я уверен, что они всегда были перепутаны с многочисленными друзьями.    Иногда «светлый» превращается в возлюбленного. «Светлый» находится между любовью и дружбой. Из-за этого его часто путают с другом.

 Перед тем, как продолжить, хотелось бы дать окончательное определение «светлым», которое подведет черту всему изложенному. «Светлый»- это личность, приобретающая новый смысл, с которой нет потребности в частых встречах и в контактах. «Светлых» смешивают с друзьями и возлюбленными.
 
                Продолжение следует.