Ты писатель или не писатель? Игры на выбывание

Любовь Сушко
ТЫ  ПИСАТЕЛЬ  ИЛИ НЕ ПИСАТЕЛЬ?
Прочитала вот это творение о времени и о себе Игоря Срибного
http://proza.ru/2015/03/10/911
Обидно стало, что Проза ру с маленькой буквы там, думаю не опечатка, и не поместилось в рецензию все, что хотелось сказать автору...


Ты писатель или не писатель? Не торопитесь с ответом, господа.( Простите за местоимение Ты. - это просто единственное число, для каждого из нас вопрос)

Понимаю, что вариантов тут два: первый, да, я писатель, потому что пишу, публикуюсь на сайте Проза ру,  в издательство пробрался, меня заметили и опубликовали, кто-то купил, кажется кто-то прочитал, я –писатель.

Вариант второй: - Я не писатель, просто развлекаюсь, образование техническое, потому  мало что знаю и  прошу не судить меня строго, а лучше вообще не судите, а  хвалите, хвалите, хвалите.

Как вы понимаете, и тот  и второй вариант не совсем верный или совсем не верный. И в том, и в  другом случае истина где-то посередине.

А уж когда начинают говорить о том, что у меня есть изданные книжки, а у тебя три текста в сети, это вообще похоже на то, что я был женат пять раз и все время удачно, а ты один раз, и как-то не очень. То и вовсе становится забавно от таких критериев оценок творчества.

Послушайте редакторов, кого и по каким критериям они выбирают, чтобы издать книги, и многое станет понятным сегодня. Уже и гордится как-то не очень хочется тем, что ты там оказался вдруг....

И более того, в мире нет ничего нового, награжденный Нобелевской премией за роман «Доктор Живаго» Борис Пастернак,  а потом изданный такими тиражами, какие не снились и Пушкину, изданный во всем мире, кстати, а потом и экранизированный, вряд ли мог торжествовать, потому что все он прекрасно знал про свой роман, а получилось в итоге то, что получилось.

Хотел издать, а кто ж не хочет, а тут такой бум образовался -много шума из ничего, как-то так. Ведь все мало –мальски образованные люди во всем мире прекрасно понимают,почему издали и почему наградили, насколько далек от совершенства этот роман.

Вы видели хоть одну удачную экранизацию, и не только потому, что актеры и режиссеры плохи, а потому что они были обречены на провал. Вот вам и мировое признание. У кого-то повернется язык назвать его романом века? Хотя по всем критериям таким  он и должен являться.

Но уж если с Пастернаком судьба так обошлась, что же говорить о других?
Победил в этой схватке бесспорно никем не награждённый и не изданный тогда роман Булгакова, его читали в рукописи, его ставили и экранизировали, и фильм Карры на мой взгляд очень удачен, не знаю – 5 раз пересматриваю фильм с В. Гафтом  в главной роли, и не устаю его смотреть на одном дыхании,  хотя Мастер в исполнении Галибина в сериале мне нравится больше. Но это уже дело вкуса.

 Сказать, что роман нельзя экранизировать, при всей его сложности и многослойности нельзя. И ведь делают, и хорошо это делают наши и не наши режиссеры и киношные, и театральные.

Вот два классических примера, но если перевести на наше время, то Булгаков остался бы только в сети, а Пастернак в тех самых изданиях, даже зарубежных. Но как говорят в Одессе – это две большие разницы, хотя  понять, кто писатель вопреки всему, а кто не писатель, хотя все вроде бы о том говорит вполне реально.

Сегодня все усугубляется еще и тем, что  издатели, чтобы быть в теме,изобрели такое жуткое понятие как серии, куда автор либо попадает, либо не попадает. Но как успели уже доказать –серийное производство губительно для автора, который всегда  выпрыгивает из любой серии. Серийными  бывают у нас убийцы, но никак не писатели.

Потому ориентироваться на изданные, не купленные, не прочитанные книги как-то не очень правильно. Это самый длинный путь для осознания себя писателем, потому что часть жизни ты бьешься за издание. Потом любуешься на залежи  книг в магазине (  а на складе сколько –всегда спрашивала, потому что они могут быть и не распакованы и не выставлены), потом начинаешь мучительно думать о том, прочитали ли те, кто купили,и что они там прочитали.

Сколько мы фильмов смотрим за месяц, а сколько помним? С книгами все еще сложнее, чем с фильмами. И ведь самое главное, даже не то, что прочитали мой гениальный труд, а  могут ли они хоть слово сказать, хоть что-то зацепило, понравилось? Хотят ли они продолжения, купить другую книгу,  близки ли им герои  и захотят ли они, скажем, ввести их в свое повествование.

Поясню, почему последнее очень важно – это значит, что они настолько поняли, сроднились с ним, что  чужое стало своим, что они  ориентируются в сюжете,и он настолько запал в душу, что и самому сотворить хочется что-то.

Когда авторы вопят, что у них что-то украли, использовали в этом случае, всегда есть  аргумент, а как же быть с античными мифами, мы тоже крадем что-то там или это тот фундамент, на котором можно строить здание, да еще какое.

Ну конечно, мифотворцем считать себя глупо и бесперспективно, но все-таки если вот так прочитали, то это уже что-то…

А вспомнив, насколько сегодня мало читают, как далеки часто читатели от книг, это уже какой-то критерий значимости  автора..

Только это там, а как же быть у нас на сайте, и какие есть критерии для того, чтобы уяснить писатель ты или не писатель, и не мести всех подряд одной метлой,
 только потому что меня кто-то и где-то издал и может быть купил, а уж если прочитал, то спорить не о чем даже - я гениальный писатель, а вы все сами знаете кто.

Конечно, сразу мы отметаем количество произведений  и читателей, вообще цифры в нашем общем деле от лукавого. Реплики типа: «Да ты гениальный писатель», неважно  от кого лучше поберечь для мужа или любовника, чтобы поддержать его в трудную минуту. Мужчины они вообще легковерны, и им просто необходимо для поднятия духа, и не только духа, а писатель, если он не дурак, все прекрасно понимает про себя, и даже значительно больше, чем могут сказать его читатели, и наше дежурное: «Спасибо, я очень рада», вовсе не значит, что мы купились на явную лесть.

Но что же тогда остается?

Жизнь каждого из нас ведь тоже вовсе не то количество дней, лет, которые мы успели прожить, мудрецы говорят, что считать можно только те дни, когда мы были счастливы, которые запомнились на всю жизнь, а их оказывается у кого-то несколько лет, а у кого-то и месяца не наберется, так и здесь, считать надо не по тем цифрам даже откликов, не говоря уж об открытиях произведений, а по встречам, откровениям, разговору о сути текста,  а не актуальности данной темы.

Вот если это случилось, если человек зарегистрировался на сайте, чтобы с тобой поговорить о тексте, если в разговоре он попадает в цель, и тебе с ним беседовать интересно и ВАЖНО, если дивишься тому, как он точно все понимает, как созвучно мыслит. Если он просит использовать  стихотворение или  образ героя в своем произведении, если сообщает о том, что ему хочется продолжить повествование, если говорит, что   текст стал и его  тоже, но  вот исправил бы он то-то и то-то, и ты убеждаешься, что это делает твой текст лучше – вот тогда все получилось. И это не просто читатель – собеседник, соавтор в самом лучшем смысле слова. ( Не путать с Милым другом - это другая история).

И еще как бы парадоксально это не звучало, посчитайте сколько человек украли и опубликовали ваш текст, отрывок из него. Конечно, это не очень хорошо и даже возмутительно, но  у этих людей может оказаться хороший вкус,и они воруют не все подряд, а то, чего хотели бы, но не могут написать сами.
 Опять же, вы сами прекрасно оцениваете свои творения, понимаете, даже если не говорите вслух, стоят ли они чего-то или  пустая забава.

Понятие народный писатель  имеет по меньшей мере два смысла:
-Такое напишет любой, если захочет
-Это достаточно хорошо написано, если выделяется из общего потока, замечено,усваивается, воспринимается другими.

Но нам надо отрезать безжалостно тексты на актуальные темы, где форма мало кого интересует, а содержание наоборот. Они вообще должны быть в другом ряду.

 Новости и статьи  об убийстве Немцова прочитают все, как бы плохо вы их не написали, книгу « Как увести мужа у подруги», многие, но совсем по другой причине, а вовсе не  как  факт литературного творчества.

И Дюма писал кулинарные книги, которые могли быть популярнее  «Трех мушкетеров», но все расставлено по своим местам сегодня. Дело в том, что этот роман стал книгой на все века, а то творение  так и осталось на полках у кулинаров стоять.

Хочется обратиться к  спортивной терминологии, если анализировать происходящее с нами на сайте.

Вступая на этот путь мы принимаем участие в  Чемпионате мира, судя по тому, что писатели у нас тут из разных стран, или в регулярке, где каждый показывает какие-то результаты, есть даже судьи ( критики), которые судят  не всегда объективно, а порой страшно субъективно.

Но рано или поздно для каждого  настоящего автора начинаются игры на выбывание, это называется  плей-офф, когда он по разным критериям остается  в сети или уходит.

Вот здесь наступает момент истины, самая глупая и ошибочная причина  уйти – стать издаваемым, потому что там все очень условно, и ожидания,как правило,
 не оправдывают надежд. А потом уже возвращаться как-то не очень, меня ж издали, а я снова здесь, а начнут критиковать, за то что профи оценили и отобрали - обидно, да и что они понимают? Но ведь и в жизни они порой на нас женятся, а потом разводятся, да еще  с каким скандалом, так что никаких гарантий нет и быть не может.

Вот здесь происходит самое интересно, кстати. Как говорил мой любимый декан, трудно убедить издателей в том, что публиковать надо  меня, а не кого-то другого, они рискуют и не всегда верят. Но оказывается еще труднее стать любимым писателем для друга, свата, брата, человека близкого, который кричать о том, что ты гениален не собирается.

И критерий очень простой на самом деле: есть ли  один, дюжина тех людей, которые вас действительно читают и по-настоящему любят. Сможете ли вы написать так, чтобы  ребенок попросил прочитать еще и ждал новую книжку и требовал продолжения истории. Не тот абстрактный читатель, который вроде купил и даже прочитал, а конкретная Анечка, Даша, старшеклассник, студент,с которым вы общаетесь.

В старые добрые времена писатели шли к людям на всякие там литературные вечера, пытались общаться, получалось это у них не очень чаще всего. А в студенческой аудитории лекцию минут на 40, так чтобы им на самом деле было интересно?

Кстати, студенты могут еще и послушать из вежливости, любопытства, потому что слово писатель для них что-то значит, но со школьниками этого не пройдет, если не интересно, не цепляет, да хоть сто книжек притащите с собой, не поможет, они могут и не шуметь, но слушать не станут, детей очень трудно обмануть...

Сегодня само слово писатель мало значит, почти ничего не значит, им нужно все это на деле доказать. Пугают игры на выбывание? Лучше не идти, остаться в своих иллюзиях, меня ж издали,и кто-то купил...

Вот когда найдете собеседников, со-чувствующих, живущих на одной волне, кому это важно и интересно, тогда и можно о чем-то думать и говорить,  а все остальное цифры, амбиции и пустой звук, увы, как не прискорбно…

Кстати, в сети это сделать значительно проще, потому что вопрос финансовый не стоит, а тот, кто  нужен и интересен, может оказаться с пустым карманом, и не позволить себе такую роскошь, как ваша книга, распродажи –то не каждый день случаются…

Игры на выбывание штука очень жестокая на самом деле, где мы все окажемся, если не будет интернета? В давно деградировавших издательствах?

Но пока он есть, именно его надо использовать и постараться найти именно то, что  каждому найти хочется, а в первую очередь бесценных читателей. Они здесь, а не там…
Ну если точнее, их здесь значительно больше, проще найти и легче пообщаться, не так ли?

Несколько вопросов к издающимся ТАМ и гордо называющим себя писателями по этому признаку:

1. Ссылки на критические обзоры, где говорят о Вас и Ваших шедеврах, имена критиков
2. Предложения кинематографистов, снять фильм по Вашей книге, сериал хотя бы?
3. Игры и игрушки, по сценариям Ваших книг
4. Перевод хотя бы на английский язык и публикации за рубежом, Канадские издательства, печально всем известные, где бесплатно печатают не предлагать
5. Статьи серьезных критиков из странах дальнего зарубежья, вступительное слово других писателей, широко известных  в Европе...
6. Приглашение почитать лекцию студентам из ВУЗОВ.Курсовые работы студентов филфака наших и зарубежных ВУЗов по Вашим книгам.
7. Выдвижение на серьезную премию ( Нобелевскую не предлагать, там можно выдвинуть любого, и себя в том числе.)

А если всего этого нет, то какой же Вы писатель интересно?




2.



В ПИСАТЕЛИ  ИЗ   ЖЖ?  ГОД ЛИТЕРАТУРЫ


 Все течет, все изменяется в мире творчества,  хотя говорят, что давно ни в жизни,  ни в творчестве нет ничего нового. 

И на самом деле, как пыталась защищаться одна из дам, когда ее упрекнули за то, что  стиль слишком стандартен, ну не за что зацепиться, она стала говорить о том, что у всех у нас одни и те же буквы, запас слов примерно одинаков( последнее очень спорно), а потому монологи героинь у разных авторов могут совпадать до запятых, важно, кто первый это опубликовал - тот и автор.

Позабавило такое сравнение. Представила себе, как сели втроем написать рассказ о несчастной любви Тургенев, Достоевский и Толстой. Потом начали друг другу читать эти рассказы, и все совпало – те же реплики, тот же набор слов, та же стилистика, а почему бы и нет, писали-то о бесприданнице – буквы те же, слова те же, вот и совпало.

Почему тогда этого быть не могло, если бы даже сидели они в одной комнате, угадывали мысли друг друга, а в наше время это стало  реальностью?

Правда был один казус, даже скандал и тогда, когда вышел роман Тургенева «Отцы и дети», Гончаров стал твердить о том, что он украл у того  сюжет о нигилистах, а потому как пишет быстрее и значительно меньше объем его романа, то и оказался первым.

    Но тогда только начиналось это движение, идея мелькала в воздухе. А чтобы убедиться насколько разными получились и шедевры,  и герои, сравните Базарова и  Марка Волохова,  хоть что-то между ними есть общее, в чем-то пересекаются? Да они как небо и земля, а уж очарование и поэтика "Обрыва", никак не сравнится с суховатым, заполненным политикой  повествованием Тургенева.

Хотя  есть общее в сюжете  - это повествование о дворянском гнезде, о человеке, который туда врывается, чтобы все разрушить и ничего не создать – на этом сходство и заканчивается, а вот как об этом рассказать – это уже вопрос мастерства, а не ремесленничества…

Но это у классиков, а что же случилось с нами в 21 века, да еще в Год литературы, почему же многие  наши тексты так похожи, словно под копирку написаны,  и выражение лица оказалось общим у разных авторов, коих тысячи и тысячи на сайте, живут они в разных местах земного шара и никогда не пересекались?

Верю, что дамы не переписывали друг у друга эти самые шедевры, ну разве что списывали с какого-то третьего текста, или просто так вышло, стандарт и здесь существует, хотя для творчества он  губителен, но писателем быть очень хочется.

И тут по радио ( оно часто помогает в трудную минуту) и услышала ответы на все свои вопросы. Интервью с очередной популярной писательницей, изданной, чем-то там награжденной, подразумевается, что она владеет нашими умами.

Девушка работает бухгалтером( могу соврать, но профессия вовсе не творческая), завела страничку в ЖЖ и оттуда прямо шагнула в великую русскую литературу. Ну пусть и не великую, но в современную точно шагнула.

Конечно, не она первая, был до нее господин Минаев, который этот путь проложил, и очень успешно по нему прошелся. Кто-то из литературоведов даже посчитал его первый роман шедевром сослепу, перечитал во второй раз и решил, что  это просто современная литература –ну такая, какая есть, увы, что имеем, то имеем.

Но идея оказалась заразительной, и вот уже стали штамповаться писатели из бухгалтеров и парикмахеров, кому-то повезло больше, или как в финансовой пирамиде, они оказались первыми, потому свои высокие проценты в виде публикаций и минуты славы получили.

А что на безрыбье и пост в ЖЖ – это уже практически литература, а если человек усидчивый и трудолюбивый, то этого  вполне достаточно для пути на Олимп. А если он прославился, скажем,  в кино или живописи, или просто тусовщик без определенного рода занятий,  то еще дополнительный бонус для того, чтобы все получилось, по крайней мере внешне, ну ведь похоже на литературу.

А потом начинаются признания, о том, что сама она ни одного сочинения в школе не написала (все списала из золотых сочинений), а тут прямо писательница с мировым именем. Это вариант современного чудо, ведь  практически из мертвых воскресили.

Спросите, почему я лично возмущена, когда  из ЖЖ шагают прямо  в писатели, да по той простой причине, что дневники и даже неплохие стихотворения писала каждая барышня себе в альбом, но у них даже мыслей не было о том, что  они уже поэтессы и писатели.

Поговорить с кем-то, доверить свои мысли и чувства бумаге – всегда интересно. Но простите меня, те самые барышни "учились понемногу чему-нибудь и как-нибудь",  им  не приходило на ум переписать сочинение из изданной книжки и выдать за свое, и спокойно после такого подлога аттестат получить и писателем называться. Они прекрасно разбирались и в жанрах, и в видах и прочих тонкостях  литературного мастерства, и уж судить о том, что хорошо, и что плохо могли точно.

У наших выходцев из ЖЖ ничего этого и близко нет, они даже не скрывают этого, и что же в итоге в тех самых изданных книжках? Откройте каждую вторую – сплошные монологи, если это миниатюра, бесконечные диалоги – если рассказ или повесть. Там больше вообще ничего нет - подслушал и успел записать -уже шедевр.

Герои только говорят, говорят, говорят и не могут рта закрыть. Даже пьесы Чехова в таком формате проваливались, помнится, а тут не пьесы, а рассказы, романы выдают, глазом не моргнув.

Сначала была уверена, что мне это только показалось, но открыла 105 шедевр – и то же самое, более того, последней репликой шедевр и заканчивает. Написать что-то типа : Он остановился у моста, и замер, не зная, куда идти дальше, - даже на это фантазии не хватает.

- До свидания крошка, я тебе еще позвоню.

Все- повествование обрывается. Словно бы законспектирован какой-то диалог, и этого хватит непривередливому читателю, а не нравится и не читай, конечно, не читаем, просматриваем и закрываем, это же просто кошмар...

Все правильно, о том, что в романе  есть еще какие-то описания, хотя бы простенькие, могут быть  письма, вставные главы,  да что там, роман в романе –прием, которым так любят пользоваться мастера, они представления не имеют, не догадываются, что такое может быть.

О времени и пространстве, которое очень отличается от реального, мы им рассказывали на уроках сто раз, показывали,  приводили пример «Улисс» Джойса, где все умещается в один день, и громадную роль играет мифический пласт на фоне современного развития события. Все, как звук пустой. А расскажу-ка я как  Макс встретил  Кристину, куда они пошли и что делали, а главное, о чем говорили. .

   То что параллельно  соперница расскажет о том,  как Ден встретил Яну, куда они пошли, а главное, о чем  говорили, об этом я не думаю. Это же моя идея, мой сюжет, а если совпадет, а совпадет обязательно, потому что в одной школе новоиспеченные писательницы учились, то можно и засудить ту, которая у меня украла уникальное творение. Это ж какую наглость надо иметь, взяла и переписала.
Тут один добрый молодец из-за частушек судиться собрался, уверяя, что сочинил их он, а у него украли...

Нашим выходцам из ЖЖ с их бесконечными  фотками и сообщениями о том, куда они ходили, что ели, что купили, которые утром в реальности, а вечером в рассказе, противостоит другая группа авторов-  выпускников филфаков и Литературного института – у этих ребят слишком много познаний о литературном процессе, они все знают (если нормально учились), хорошо, что их не так много, как авторов ЖЖ, каким может стать каждый, вот где каждая стряпуха поста может стать писательницей. И они представляют страшную угрозу для последних.

Сначала я не могла понять,  откуда такое противостояние, такая неприязнь, враждебность, столько копий сломано. А ведь все просто,  авторы из ЖЖ мысленно или вслух повторяют знаменитую фразу: - Мы Литинститутов не кончали, но тоже писатели, а потому не смейте нас критиковать, и не рассказывайте нам, что такое метафора и метонимия, ямб и хорей, не знали и знать не хотим. А вот в СП я уже вступила, потому руки прочь от меня и от моих произведений..

Самое смешное, что когда эти ребята из ЖЖ идут на передачу «Вечерние стихи», скажем, где  присутствуют критики, и они прекрасно знают, что там происходить будет, происходят забавные вещи. Сначала они  уверены, что их там  примут на ура,  и критики будут вверх чепчики кидать- самородок, гений, с кучей званий и наград, да в СП принятый - это ж какое счастье, такого послушать.

Когда критики  начинают очень мягко  говорить о том, что это никуда не годится, или годится, но далеко не все, и у литературного творчества есть свои  законы- хамство, обиды, сплоченные группировки против критиков возникают мгновенно, тут уж и личности, и грехи тех самых критиков, и коронное:

- Да меня сам Пушкин слушал и хвалил, а ты кто такой? – возникают с завидным постоянством.

Да, есть еще один вариант:

-Они своих из Литинститута проталкивают, а  мы сиротинки чужие, вот и обрушились на нас и с грязью смешивают публично.

   И даже не возникает вопроса, что те самые свои может быть просто смогли какие-то законы познать, не зря учились. Авторы ЖЖ не понимают, что незнание законов не освобождает их от ответственности за все косяки в шедеврах. А то, что миллион лайков получили еще мало о чем говорит, ну может быть красивые глаза понравились тем, кто хочет познакомиться и не скупится на похвали, или душа у него большая и щедрая.

Но что сотворено, то и сотворено, авторы ЖЖ прорвались в литературу, и как провинциалы в столице, они очень хотят захватить, покорить, доказать, что они лучше, что больше могут, и при этом страшно деятельны, как танки на Красной площади, трудно не отступить, сметут в один миг.

Разобщенные таланты, которые в той столице родились и живут, относятся к этому спокойно и почти равнодушно, они-то знают себе цену и в себе уверены, вот это и обрекает их на поражение.

Когда  у  Игоря Царева - поэта с большой буквы, высочайшего профессионала, не членством в СП это доказавшего, спросили, почему он больной идет на передачу «Вечерние стихи», зачем ему это надо, он тихо, но очень четко сказал:

-Иначе их будет значительно больше,  и они побелят.
Он упорно оставался там, в том противостоянии до последнего дня.

Игоря Царева уже два года нет с нами, весь 2014 год я вижу, как они побеждают, если в его бытность  противостояние Мастеров и ремесленников было 30 к 70 – нормальное соотношение, то сегодня их 10 к 90, если не больше.

В финале передаче 2014 года  просто было очевидно, что все они выходцы из ЖЖ, не за кого зацепиться, не о ком слова доброго сказать. Из них выбрали победителей.

Меня позабавила последняя реплика в чате программы ( к чату можно как угодно относиться, но  в наблюдательности и точности суждения ему порой не откажешь):
• Всё, 2014 год на х… закрыт!  Аминь.

Подробнее:
Можете сами полюбоваться, и все это было бы смешно, если бы не было так грустно на самом деле.

В новом году уже возникло три скандала, когда поэты после передачи поднимаются на бой против критиков, вместо того, чтобы своими текстами заняться, посмотреть,  что бы там исправить, ведь столько нужных  и точных замечаний они услышали, когда и с кем еще такое случиться, лайками забросают, и потонешь в них, как из болота не выбраться.

Но нет,  помнится, девица после экзамена трясла книгой золотых сочинений перед комиссией, ( какова наглость) и кричала, что сочинения золотые, не может быть четверки, она пойдет это опротестовывать, почему у кого-то будет за этот текст 5, а у нее 4, то, что могут 2 за списывание поставить – об этом она в ярости даже не думала. Так и эти ребята, собирая адвокатов, не понимают, что адвокаты при определенных обстоятельствах будут защищать и отмазывать кого угодно, и не важен им уровень вашего творчества.

Но с грустью вспоминая о Игоре Цареве и его желании противостоять антитворчеству, остается только попросить у него прощения и  помянуть добрым словом, увы, почти нет больше таких князей, которые противостояли бы монголо-татарскому игу...

Все меняется в литературе,  и меняется в худшую сторону, можем ли мы с этим как-то бороться, что-то сделать? Я не знаю, честно, не знаю.

Уверена только в одном, что автор ЖЖ может стать писателем или поэтом  только в том случае, если будет учиться, учиться и учиться, а не бороться с законами творчества, не отстаивать свою правоту, и не требовать пятерки за золотое сочинение, списанное из книги, охотно представленной им мошенниками, которые на этом состояние заработали…

Такие вот печальные итоги современного литературного процесса, увы и ах.

Послесловие

 Пересмотрела поименно всех участников  полуфинала  и финала 2014 году, прошу прощения  у Светланы Максимовой, Сагидаш Зулкарнаевой, - они настоящие - просто не очень их разглядишь в общем потоке, но в финале их не оказалось, что и требовалось доказать, увы....

Для сравнения, в финале  2012 года были, из тех, кто мне очень  дорог:

Ольга Аникина, Чен Ким, Сола Монова,  Игорь Царев, Амирам Григоров, Андрей Воркунов.

В финале 2013  года

 Виноградова Евленья, Иван Грозный, Татьяна Гурова, Турунтай, Эллионора Леончик, Андрей Моисеев и Надежда Бесфамильная.
Что же случилось в 2014 году- смена власти, бунт бессмысленный и беспощадный?
Страшно даже представить, что будет в финале этого года....

Анонс новой  передачи

17 июня в 21:00 в гостях у «Вечерних стихов» Алексей Николаевич Варламов – ректор Литинститута, главный редактор журнала «Литературная учеба», профессор МГУ, доктор филологических наук

 Что это? Попытка  поговорить о профессионалах, вернуть литературе хоть какие-то ее позиции? Надеюсь на это.