Сомнения

Вячеслав Вячеславов
           Помню, когда впервые услышал о притеснении Салмана Рушди за его «Сатанинские стихи», то отнесся к нему с сочувствием: исламисты не должны нам, интеллигенции всего мира, диктовать, что нам читать и кого бояться. Человек, бросивший вызов исламистам, внушал уважение. Слово воевало. Словом можно убить — это давно уже сказано. Слово может спасать, если произнесено вовремя, и в нужной тональности.

В юности я, воспитанный религиозной матерью и трёхкилограммовой Библией, зачитывался Лео Таксилем «Забавная Библия», «Забавное Евангелие».  Емельян Ярославский читался скучнее, не тот талант. После таких книг верить в Бога было невозможно, хотя оставалось недоумение: Как и почему умные люди позволяют себе верить в несуществующего Бога?! Я не ощущал себя самым умным. Но, когда видел знаменитого учёного, осеняющего себя крестным знамением, то испытывал сильное смущение: Что знает он, чего не знаю я?! Почему он верит в Бога, а я сомневаюсь?

Молодость всегда самонадеянна. Не признаёт авторитетов. Я же всю жизнь искал авторитетных людей вокруг себя, и не находил. Не повезло. В мусорной куче жемчуг не находят. Чтобы познакомиться с доцентом, девушке необязательно ходить на дискотеку, достаточно посетить несколько раз библиотеку. Для меня этим авторитетом стала Литература с большой буквы. Именно в ней я находил ответы на все вопросы, которые мучили меня.

Свой опыт постижения литературного мира и писателей я описал в мемуарах о ЛитО:   
http://www.proza.ru/2012/05/02/429

С возрастом я понял, почему многознающий учёный верит в Бога. Человек слаб изначально. А под тяжестью болезней и смертей близких ломается окончательно. Религия любит вот таких, сломленных, упавших духом. Священники, и прочие примазавшиеся к ним шарлатаны, находят слова утешения, показывают человеку, что есть и другой путь существования в этом мире — коленопреклоненный. Верь в Бога, и Он тебя спасёт. Так просто и эффективно!

И облегчение довольно часто наступает. Или не наступает. Как повезёт. Но, отныне любое улучшение приписывается помощи Бога. Критический анализ здесь не действует. Да он и не нужен. Если Бог помогает, то зачем нужны антибиотики, тем более наука доказала их вредность.

Это как вера в инопланетян: вроде бы, они есть, и, вроде бы, их нет: контакта-то до сих пор не осуществлён! Но как же все эти знаменитые контрафакты, свидетельства о палеоконтактах с высокоразвитой цивилизацией?! Находят предка человека в слоях с миллионолетней датировкой. За столь долгий промежуток десятки цивилизаций могут себя погубить, вот и в древней Махабхарате описаны атомные войны, и в Индии найдены районы с повышенной радиацией.

Ничего не поделаешь, судьба всего человечества зависит от одного индивидуума, типа Обамы. Нажмёт он кнопку, и пойдут наши внуки с дубинкой на возродившихся саблезубых тигров. Потом появятся новые Архимеды, Курчатовы, Лермонтовы.

Всё так хрупко, ранимо. Начал я это эссе с того, что слово может убивать и лечить.

А рисунок, типа французских карикатуристов «Шарли Эбдо»? Исламисты весьма трепетно относятся к изображениям Аллаха и его пророков, точнее, запрещают, вообще, изображать! Вот как. А тут эти недоумки, это самое ласковое слово, которое можно сказать в их адрес, решили, что они ухватили Аллаха за бороду и могут с ним вытворять всяческие непотребности.   

Думал ли Борис Немцов, что его поддержка шарлистов обернётся его смертью? Не знаю, так это или не так, Заур Дудаев отказывается от причастности к убийству. Но факт остаётся фактом, Борис Немцов покинул этот бренный мир. Его убийство наверняка не входило в планы Путина, потому что Немцов — отработанный пар, как и Навальный с Ходорковским. Народ выберет или самого Путина, или кандидатуру, на кого он укажет. Так спокойнее и надёжнее: можно обойтись без майдана.

Конечно, возможен и другой вариант, сейчас никому неизвестный, типа: кирпич на голову свалился. Чёрт из табакерки. Кто в 1985 году думал, что Михаил-то Меченый? Первое время фотографии в СМИ тщательно скрывали его пятно. И вот ещё странное совпадение: давно предсказывали, что Мишка Меченый развалит государство, и разные непотребства будут твориться на Руси. Вот те самые, которые сейчас происходят.

Слишком много случайностей. Но и Бог здесь ни при чём. На случайностях мир стоит. 

Сергей Станкевич рассуждает во «Взгляде», мог ли Горбачёв пойти по китайскому пути? Дохлый номер. Клоуну не стать мудрецом, Горби — Дэн Сяопином. Ума маловато. Соображалка отсутствует. И тут же вдогонку мысль: А вдруг к нам снова пожалует вот такой Горби, и мы снова его не сможем разгадать, позволим окончательно развалить Россию по брёвнышку?! Кто даст такую гарантию?

Нет такой гарантии. Вчера в студии «Право голоса» рассуждали о русофобах: кто они, зачем они? Так и не пришли к окончательному выводу. Михаил Веллер заявил, что первым и главным русофобом был Пётр Первый, который брил боярам бороды и ввел в моду всё иностранное.

Кто посмеет сказать, что Пётр был неправ? И справилась бы Россия своими силами без привлечения заёмного европейского ума? И надо ли нам сейчас ложиться под Европу? У России собственная гордость, свой путь. Но роль личности в истории ещё никто не отменял: возглавит нас Козёл, ведущий на скотобойню, и всё, пиши-пропало, ничто не спасёт.

                Ставрополь-на-Волге