Факел непопалимый 1

Виталий Голышев
                Памяти моего деда Флегонта Петровича Попова.

                «Два чувства дивно близки нам –
                В них обретает сердце пищу –
                Любовь к родному пепелищу,
                Любовь к отеческим гробам…»
               
                А.С.Пушкин

                «Память – преодоление времени,
                преодоление смерти».

                Д.С.Лихачев




                ВСТУПЛЕНИЕ.


                «Святой апостол Флегонт».


       В послании к Римлянам святой апостол Павел между другими членами римской церкви приветствует и Флегонта (Целуйте Асигкрита, Флегонта, Ерма, Патрова, Ермия и других с ними братьев). Из этого видно, что Флегонт жил в Риме и может быть и уроженец римский, принадлежал к церкви римской, и, вероятно, был одним из выдающихся в ней деятелем; но ничего о Флегонте, кроме имени, неизвестно из св. Писания. Церковное предание (Дорофей Тирский) причисляет его к 70 апостолам и, вероятно, был обращен ко Христу святым апостолом Павлом; впоследствии св. Флегонт был епископом Марафона Фригийского (в Синаксаре Марафина), где и скончался мучеником.
 
       В службе святым апостолам 8 апреля святой Флегонт называется “божественным” (2-й стих на Господи воззвах). Ему из всей службы посвящено только два стиха в 7-й песни канона. В одном из них он прославляется как истребитель и попалитель лестного учения и горячий проповедник божественного учения. Этот стих составлен преподобным Иосифом Песнописцем, творцом канона, соответственно значению имени Флегонта, каковое имя на греческом языке означает “пылающий, горящий”: “Попалил еси, Флегонте священне, огнем божественных словес твоих всяко лестное терние и сердца окаянно угасшая теплотою духа вжегл еси явленно” *(2-й стих).
 
       В 3-м стихе 7-й песни о св. Флегонте говорится, как о епископе г. Марафона. “Марафонстии жители предстателя тя величайша и учителя изрядна, и светильника, и наставника имуще, Флегонте славне, почитают тя непрестанно”. Православная церковь совершает память святому апостолу Флегонту 8 апреля вместе с Иродионом, Агавом, Асигкритом и Ермом а также 4 января в соборе св. 70 апостолов. В римской церкви память его совершается также 8 апреля. Есть мнение, что св. Флегонт был из вольноотпущенных императором Нероном».
Архиепископ Димитрий (Самбикин).

       «Православный собеседник» – 1906. – т.2. – с. 401-402.

       *Священник Хабаровского Успенского собора перевёл эту фразу со старославянского языка так:

       «Попалил, Флегонт священный, огнем Божественных слов твоих всякое лживое терние и сердца, окаянно угасшие, теплотою духа зажёг явственно».



                Молитва святителя Игнатия (Брянчанинова):

 
       «Спаси, Господи, и помилуй рабов твоих (имена) словами Божественного Евангелия, чтомыми о спасении раба Твоего. Попали, Господи, терние всех их согрешений, и да вселится в них благодать Твоя, опаляющая, очищающая, освящающая всего человека во имя Отца и Сына и Святаго Духа, Аминь» **


       **(Сравнивая смысл и построение фраз в стихе и молитве, нельзя не отметить, что понятие «терние» имеет более широкую трактовку – не просто как колючий кустарник, а как термин, усиливающий метафору негатива: «лестное терние», то есть лживое учение; «терние согрешений», то есть греховные дебри; «сквозь тернии к звёздам», то есть от низменного к высокому, духовному. Виталий Голышев).



                * * *

                Уважаемая редакция журнала «Наука и жизнь»!

       Я являюсь давним Вашим читателем, однако обратиться к Вам с просьбой отважился впервые. Эту решимость мне придает светлая память о моем деде, Флегонте Петровиче Попове, интересном человеке, прожившем долгую и трудную жизнь (он умер более двух лет назад на 90-м году жизни), много повидавшем и испытавшем на своем веку. Он был человеком удивительно разносторонним и увлекающимся, обладавшим обширными знаниями, сохранившим до глубокой старости удивительно острый ум и память, интересным рассказчиком и неисправимым  спорщиком и, наконец, во многом оказавшим влияние на формирование моего мировоззрения.

       В круг его интересов попали многие отрасли человеческих знаний: от истории, политики и географии до литературы, музыка и живописи.

       К моему великому сожалению мы мало виделись и общались с ним последние десять лет, что связано с моей военной службой на Дальнем Востоке и весьма редкими и краткосрочными наездами домой к родителям в периоды отпусков. Я, наверно, в свое время, оказался не очень настойчивым в своем желании побольше узнать о его жизни – о таких её периодах, как февральские события 1917 года в Петрограде, где он в то время учился, о его участии в организации Минусинской коммуны в Сибири в доколчаковский период, о годах, проведенных в Ухтинских лагерях во времена культа личности, а также подробнее расспросить о его увлечениях, творческих замыслах.

       В его архиве сохранились значительные коллекции художественных открыток, марок, спичечных этикеток, монет и бумажных денег, часть которых мы начинали собирать с ним вместе еще во времена моего детства.

       Последние годы жизни он занимался составлением справочника по русской истории, систематизированного алфавитного справочного пособия по иностранной, русской и советской живописи, а также увлекся редкой наукой – ономастикой (наукой о фамилиях) и собрал значительную коллекцию фамилий.

       В прошлом году, находясь в отпуске, я часть времени посвятил разбору архива. И, по мере ознакомления, возникло и окрепло желание – если не продолжить (сомневаюсь, что в настоящем найду много свободного времени), то хотя бы сохранить и привести в порядок все записи, систематизировать и обобщить всё имеющееся, постараться правильно распорядиться имеющимся материалом.

       И в связи с этим хотел бы обратиться к Вам с просьбой. В 1986 году в двух номерах журнала «Наука и жизнь» (№№ 6 и 12) были напечатаны статьи В.А.Никонова, посвященные ономастике, в одной и которых, кстати, дается подробное объяснение происхождению и нашей фамилии.

       В архиве моего деда сохранилась большая коллекция фамилий граждан СССР, проживающих в юго-западной части нашей страны, в Молдавии, в республиках Средней Азии и в Казахстане, которую он собирал последние 20 лет. Реальной научной или познавательной ценности этого материала я определить не могу.

       Обращаясь  к Вам, я не претендую на опубликование этого материала, но хотел бы исполнить свой долг и передать этот материал в руки специалиста, для которого этот материал мог бы быть нужным и полезным, а не лежать в столе без движения долгие годы.

       Поэтому прошу Вас по возможности переслать это письмо товарищу В.А.Никонову либо любому другому специалисту, или сообщить их адрес для того, чтобы обратиться непосредственно к ним.

       О себе. Я, Голышев Виталий Юрьевич, военнослужащий, 39 лет.
       С уважением.
       Роспись.
       29 июня 1988 года.

_______________________________________________


                «НАУКА И ЖИЗНЬ»
                Ежемесячный научно-популярный журнал
                Всесоюзного общества «Знание»,
                Издательство «Правда», Москва, центр, ул.Кирова, 24
                14 сентября 1988 года № 923/26


                Уважаемый Виталий Юрьевич!

       Приносим Вам свои извинения за задержку с ответом.
       К сожалению, не можем выполнить Вашу просьбу: Никонов В.А. скончался. Владимир Андреевич работал в институте этнографии им. Н.Н.Миклухо-Маклая АН СССР (117036, Москва, ул. Дмитрия Ульянова, 19).
       С Вашим вопросом советуем обратиться в этот институт.
       С уважением,

                Литсотрудник                Л.Клейменова

                __________________________________________________


                Академия наук СССР
                Ордена Дружбы народов
                ИНСТИТУТ ЭТНОГРАФИИ
                им. Н.Н.Миклухо-Маклая
                117036, Москва, В-036,
                ул. Дмитрия Ульянова, 19
                02.11.89г. № 14110/2912


                Глубокоуважаемый Виталий Юрьевич!

       Благодарим Вас за Ваше письмо и за Ваш дар Институту этнографии – 15 тетрадей Ф.П.Попова с записями фамилий граждан СССР, проживающих в юго-западной части нашей страны, в Молдавии, в республиках Средней Азии и в Казахстане. Это богатый и интересный материал. Записи Флегонта Петровича будут переданы в архив Института этнографии АН СССР. Надеемся, что к ним будут обращаться ученые, занимающиеся ономастикой народов СССР.

       С уважением и благодарностью –
       Ученый секретарь Института
            к.и.н.                М.Ю.Мартынова

Продолжение:http://www.proza.ru/2015/03/11/766