На Галапагосских островах бастуют студенты

Наталья Сорокина Нос
       На уроке географии, чтобы получить «отлично», надо было, кроме знания по основному предмету, еще и рассказать свежую политинформацию. Независимо от ответа, соблюдение  данного условия повышало или понижало оценку на один балл.  Для этого требовалось читать газеты, ну  в крайнем случае, убегая из дома, ухватить задержавшимся ухом какую – нибудь новость по кухонной радио - точке. Хотя, в некоторых особых случаях, о которых будет рассказано позже, это условие не соблюдалось. Конечно, в день урока по географии это требование преподавателя, как на зло забывалось…

       Географичку не то чтобы  боялись, но пункт о свежих событиях в мире, как то весь класс слегка напрягал.
       Тамара неслась стрелой через газон по гипотенузе Пифагоровых штанов родного микрорайона  к остановке  автобуса с трамваем наперегонки. В голове еще звучал последний тревожный сигнал репродуктора, хрипнувший что – то про Галапагосские острова.

       География была первой.

   Курсор пальца учительницы, пробежал по водопаду фамилий в журнале сверху вниз. Все напряглись. Потом «курсор» подскочил обратно, как столбик термометра, прислоненного к батарее градусника беззаботного маменькиного сынка- симулянта, сибаритствующего в промозглую погоду дома. Указующий перст  остановился на середине списка. У класса захватило дух.
    -К доске пойдет….. Не без удовольствия сделала мхатовскую паузу преподавательница.
   - Тамара Набокина.
Тамара, еще  не успев отдышаться, так сказать, «сбрасывая пену с боков», вышла на «подиум».
     Ответив на основной вопрос о полезных ископаемых Сибири и, показав на карте бассейн  сибирских рек, Тамара замолчала, демонстрируя  всем своим видом, что у нее  «ВСЕ» и попыталась сесть на место.

   - Подожди ка. Я тебя не отпускала. Сказала Изольда Аполинарьевна.  Ответила ты на троечку…Чересчур схематично…. Для поступления в Вуз не пройдет. Но,  можешь исправиться, – она красноречиво замолчала, и выжидательно  поглядела на подопытную ученицу. Сомнений не было. Непреклонная  дрессировщица юных путешественников хотела новостных изысков.
    Тамара молчала, соображая как же выкрутиться. В голове вертелись Галапагосские острова. Где они находились? Кажется где – то в южном полушарии.   И что же могло произойти на этих самых островах вчера или сегодня?
    Учительница, давая Тамаре собраться, тщательно изучала журнал.
    На первой парте сидел проблемный Петька Кефиров, посаженный к  отличнице Наталье Генераловой на исправление. Пользуясь тем, что учительница увлеклась анализом успеваемости класса, выпавшая из ее поля зрения Тамара, шепотом спросила у авангарда :
- Что там сегодня  случилось на Галапагосских островах?
 Петька нагнулся к Наташе, посовещался, и то ли не расслышав, то ли глумясь, таким же жутким шепотом прошипел: 
- Студенты бастуют…
 Тамара застыла в нерешительности….
 - Ну, так  что у нас произошло сегодня  в мире?
Была не была, отчаянно рискнула Тамара:
 - На Галапагосских островах бастуют студенты….
 Хохот в классе был подобен внезапному извержению  вулкана Вулф на острове Изабела из упомянутого  архипелага  посреди  акватории Тихого океана.
 И Тамаре стало жарко, как на экваторе. «Промазала», зазвенело в голове….
 - Прекрасно, сказала географичка и, сняв  очки,   медленно и демонстративно сложила их в футляр.
  - Ну , бастовать там могут только инструкторы по дайвингу, или  морские ящерицы игуаны, если их долго  заставлять позировать на суше. Возможно, кто – то из туристов тоже поддержал их протест.
 Ну что, Тамара. Садись. Двойка!
             Возможно это было воспитательное воздействие, но настроение было испорчено на весь день.
             Тамара не сомневалась, что исправит оценку в какой – нибудь самостоятельной работе по контурным картам или как то там еще , но по – позже. И никак не ожидала, что ее вызовут к доске ровно на следующий день.
               
             Географичка опять назвала ее фамилию. Но уже в самом конце урока, благородно дав шанс исправить отметку, которая стояла в журнале еще пока  карандашом.
        - Ну , Тамара. Давай,  исправляйся.
 У Томки в животе заурчало от волнения. Все самые яркие события дня уже были озвучены предыдущими ораторами, а она опять не успела пролистать «Комсомолку». Ответив на основной вопрос, она вновь рискнула:
        - В Чили военный переворот. Власть захватили повстанцы, сказала она….
Изольда Аполинарьевна сокрушенно вздохнула…
        - Ну, Томочка, эта новость уже с бородой….. Уж два года, как Коммунистическая партия во главе с Альенде взяла правление в стране в свои руки.
        -  Опять неудача. Ставлю три.

        Это было 10 сентября 1973 года.

        А утром 11 сентября во всех газетах и по радио сообщили, что в Чили произошел государственный  переворот и власть перешла к военной хунте.
        Томка встрепенулась, замыслив предъявить училке претензию…..
 Но на следующем уроке Изольда Аполинарьевна, оклонив ее притязания на более высокую оценку и не засчитав случайное пророчество, поставила «отлично» Петьке Кефирову, который нагло и торжествующе  глядя в глаза Тамаре громогласно заявил:
        - В Чили военный переворот, и власть захватила военная хунта.
        - Да…а. Подумала, Тамара.
        - Уж лучше бы на Галапагосских островах бастовали студенты!!!