На уроке географии, чтобы получить «отлично», надо было, кроме знания по основному предмету, еще и рассказать свежую политинформацию. Независимо от ответа, соблюдение данного условия повышало или понижало оценку на один балл. Для этого требовалось читать газеты, ну в крайнем случае, убегая из дома, ухватить задержавшимся ухом какую – нибудь новость по кухонной радио - точке. Хотя, в некоторых особых случаях, о которых будет рассказано позже, это условие не соблюдалось. Конечно, в день урока по географии это требование преподавателя, как на зло забывалось…
Географичку не то чтобы боялись, но пункт о свежих событиях в мире, как то весь класс слегка напрягал.
Тамара неслась стрелой через газон по гипотенузе Пифагоровых штанов родного микрорайона к остановке автобуса с трамваем наперегонки. В голове еще звучал последний тревожный сигнал репродуктора, хрипнувший что – то про Галапагосские острова.
География была первой.
Курсор пальца учительницы, пробежал по водопаду фамилий в журнале сверху вниз. Все напряглись. Потом «курсор» подскочил обратно, как столбик термометра, прислоненного к батарее градусника беззаботного маменькиного сынка- симулянта, сибаритствующего в промозглую погоду дома. Указующий перст остановился на середине списка. У класса захватило дух.
-К доске пойдет….. Не без удовольствия сделала мхатовскую паузу преподавательница.
- Тамара Набокина.
Тамара, еще не успев отдышаться, так сказать, «сбрасывая пену с боков», вышла на «подиум».
Ответив на основной вопрос о полезных ископаемых Сибири и, показав на карте бассейн сибирских рек, Тамара замолчала, демонстрируя всем своим видом, что у нее «ВСЕ» и попыталась сесть на место.
- Подожди ка. Я тебя не отпускала. Сказала Изольда Аполинарьевна. Ответила ты на троечку…Чересчур схематично…. Для поступления в Вуз не пройдет. Но, можешь исправиться, – она красноречиво замолчала, и выжидательно поглядела на подопытную ученицу. Сомнений не было. Непреклонная дрессировщица юных путешественников хотела новостных изысков.
Тамара молчала, соображая как же выкрутиться. В голове вертелись Галапагосские острова. Где они находились? Кажется где – то в южном полушарии. И что же могло произойти на этих самых островах вчера или сегодня?
Учительница, давая Тамаре собраться, тщательно изучала журнал.
На первой парте сидел проблемный Петька Кефиров, посаженный к отличнице Наталье Генераловой на исправление. Пользуясь тем, что учительница увлеклась анализом успеваемости класса, выпавшая из ее поля зрения Тамара, шепотом спросила у авангарда :
- Что там сегодня случилось на Галапагосских островах?
Петька нагнулся к Наташе, посовещался, и то ли не расслышав, то ли глумясь, таким же жутким шепотом прошипел:
- Студенты бастуют…
Тамара застыла в нерешительности….
- Ну, так что у нас произошло сегодня в мире?
Была не была, отчаянно рискнула Тамара:
- На Галапагосских островах бастуют студенты….
Хохот в классе был подобен внезапному извержению вулкана Вулф на острове Изабела из упомянутого архипелага посреди акватории Тихого океана.
И Тамаре стало жарко, как на экваторе. «Промазала», зазвенело в голове….
- Прекрасно, сказала географичка и, сняв очки, медленно и демонстративно сложила их в футляр.
- Ну , бастовать там могут только инструкторы по дайвингу, или морские ящерицы игуаны, если их долго заставлять позировать на суше. Возможно, кто – то из туристов тоже поддержал их протест.
Ну что, Тамара. Садись. Двойка!
Возможно это было воспитательное воздействие, но настроение было испорчено на весь день.
Тамара не сомневалась, что исправит оценку в какой – нибудь самостоятельной работе по контурным картам или как то там еще , но по – позже. И никак не ожидала, что ее вызовут к доске ровно на следующий день.
Географичка опять назвала ее фамилию. Но уже в самом конце урока, благородно дав шанс исправить отметку, которая стояла в журнале еще пока карандашом.
- Ну , Тамара. Давай, исправляйся.
У Томки в животе заурчало от волнения. Все самые яркие события дня уже были озвучены предыдущими ораторами, а она опять не успела пролистать «Комсомолку». Ответив на основной вопрос, она вновь рискнула:
- В Чили военный переворот. Власть захватили повстанцы, сказала она….
Изольда Аполинарьевна сокрушенно вздохнула…
- Ну, Томочка, эта новость уже с бородой….. Уж два года, как Коммунистическая партия во главе с Альенде взяла правление в стране в свои руки.
- Опять неудача. Ставлю три.
Это было 10 сентября 1973 года.
А утром 11 сентября во всех газетах и по радио сообщили, что в Чили произошел государственный переворот и власть перешла к военной хунте.
Томка встрепенулась, замыслив предъявить училке претензию…..
Но на следующем уроке Изольда Аполинарьевна, оклонив ее притязания на более высокую оценку и не засчитав случайное пророчество, поставила «отлично» Петьке Кефирову, который нагло и торжествующе глядя в глаза Тамаре громогласно заявил:
- В Чили военный переворот, и власть захватила военная хунта.
- Да…а. Подумала, Тамара.
- Уж лучше бы на Галапагосских островах бастовали студенты!!!