Краснодеревщик

Валентина Телухова
В доме было холодно. В амурских краях зима начинается в октябре. Первые холода приходят внезапно. За окном ещё вчера была осень, и днем солнце пригревало, и дул ласковый ветер, а за одну ночь все менялось, ветер становился холодным, резким и порывистым, а ночные заморозки превращали осенние лужи в огромные мутные зеркала.  Деревья оголялись, и только умные маньчжурские дубы стояли в своем уборе и хранили его всю зиму, кутаясь в свои пышные рыжие шубы. Они теряли листву постепенно. В черешке их листьев отделительный слой формировался медленно. Только весной, когда набухали почки, они выталкивали последние старые листья из ячеек своей упругой силой.
Лес, точно терем без призора,
Весь пожелтел и полинял!
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял!
Аня вспомнила строчки стихотворения любимого Ивана Андреевича Бунина и улыбнулась. Как точно написано! Лес был прямо за огородом. Деревья взбегали по склону вверх. Из окна дома было отчетливо видно, что пышное летнее убранство леса сильно поредело.
При доме был прекрасный огород, имелись все хозяйственные постройки. Одно было неудобно – стоял он далеко от центра села, почти на его окраине. Через два дома деревенская улица заканчивалась, и начинались поля и перелески.
Конечно, Аня, как опытная, хоть и молодая хозяйка, зиму встречала во всеоружии. Отдушины в подполье были закрыты, дверь – утеплена, дымоходы в печке были проверены ещё летом. Но тепло в доме не держалось, потому что оно уходило через окна, которые никак не хотели закрываться.
Николай обращался к прорабу за помощью, но тот ему сказал, что дом совхоз купил сборный в домостроительном комбинате. Рамы получили в комплекте там же, но он не заметил, что рамы – бракованные. Теперь они установлены, и  поменять их на другие невозможно.  Может быть, деревенский плотник что-нибудь придумает.
Плотника пригласили, но он все кормил и кормил молодую семью пустыми обещаниями.
- Я помню, я не забыл! – говорил он мужу при встрече.
Так и лето прошло, и холода наступили. Наконец, мужа отправили на курсы повышения квалификации, а Аня осталась в новом доме с двухлетним сыном.
Отовсюду дуло. Печку она топила непрерывно, но в доме просто гулял ветер.  Наконец, Аня попросила соседку посмотреть за малышом, а сама рано утром отправилась на другой конец деревни в строительную часть.
Плотник дядя Миша только развел руками.
- А что я могу сделать? Ничем помочь не могу. Тут нужен краснодеревщик, нужен фигурный рубанок, нужны особенные инструменты! У меня таких нет!
- Но как мне быть? Замерзать? Сын уже кашляет от этих сквозняков. Я его даже не купаю в таком холоде. Мою ножки перед сном и все. Что же нам так и зиму зимовать? Нет у Вас сердца!
- Сердце у меня есть, - ухмыляясь сказал плотник, - инструментов нету-те!
- Вы хоть придите и посмотрите на месте. Может быть что-то можно сделать?
- На другой конец деревни идти мне незачем. Я эти рамы видел здесь.
- И Вы видели, что они бракованные?
- Видел. И прорабу говорил.
- А он что?
- А ему не жить в этом доме и не мерзнуть. Чего он будет для других стараться, когда ему и так хорошо. Иди, девонька, иди, не мешай работать.
Дядя Миша сел опять на корточки и стал глубокомысленно смотреть на какую-то заготовку для огромного свиного корыта.
На обратном пути Аня зашла в магазин, купила продуктов побольше, и с полной сумкой пошла домой.
- Выходила что? – участливо спросила соседка.
- Нет!
- Так я и знала! Наших просить, что решетом воду носить. Не горюй! Ты дядю Митяя попроси. Он хоть и пьющий мужик, но руки золотые! Он и печи кладет, он и табуретки делает, залюбуешься, он стекольщик хороший и плотник. Ты ему бутылку пообещай, он тебе всё сделает в лучшем виде! А то, что же? Как же так жить?
Дядя Митяй жил в старом доме неподалеку. Аня отправилась к нему вместе с сыном. Маленький, вертлявый, сморщенный, как обезьяна, старик оживился.
- Еще не вечер. Прямо сейчас пойду и все сделаю в лучшем виде. Даже не сомневайся!
Старик взял ящик с инструментами и пошел за Аней торопливо, потому что уже выспросил её насчет оплаты и оживился, когда узнал, что у Ани уже припасена заветная бутылка.
Вошли в дом. Мастер осмотрел рамы внимательно и подозвал Аню.
- Видишь, что тут держит. У этой рамы только накладку нужно подпилить и она закроется. С этой рамой нужно повозиться. Она вся размерами на номер больше, чем нужно. И на других рамах нужно снять понемногу в разных местах. И они закроются, как миленькие! Здесь и дело немного! За час–другой все закончу. Будете с сыном в тепле.
- Как просто! – восхищенно сказала Аня.
- Просто, да не просто. Холодно у тебя. Нужно бы разогреться перед работой.
- В смысле?
- В прямом. Накрывай на стол! Закусочки собери.
Аня собрала на стол, поставила бутылку и пригласила мастера, а сама с сыном ушла в дальнюю комнату. Она стала лепить Алеше машины и тракторы из пластилина. Сын играл увлеченно.
Через полчаса Аня прислушалась. В доме стояла подозрительная тишина. Аня пошла на кухню. Уткнувшись лицом в тарелки с закусками, пьяный Митяй крепко спал. Бутылка была почти пустой. От порывов ветра стекла в окнах дрожали.   
- Дядя Митяй! Дядя Митяй! Проснитесь!
Спящий проснулся, мутными глазами посмотрел вокруг, долго не мог сообразить, где он находится, уставился на Аню. Сообразив, сельский умелец поднялся и пошел к выходу.
- Завтра, завтра, все завтра! В лучшем виде все завтра! Прости, прости, прости! Завтра, все завтра!
С телогрейкой в руках старик вышел за порог и побрел к своему дому на непослушных ногах.
Плотник не пришел ни на следующий день, ни на второй и третий.
В субботу за окнами повалил снег. Аня пододвинула диван к печке, которую непрерывно топила. Только бы не простудить маленького Алешу. Только бы не простудить!
Она зашла в детскую комнату и посмотрела на распахнутые окна. В ней закипал гнев. Проклятые окна! Что я? Не баба что ли? Краснодеревщик им нужен? Будет им краснодеревщик!
Аня взялась за створку и сняла её с петель. Положила её на табуретки, потом принесла ящик с инструментами, оставленный незадачливым плотником, рассмотрела содержимое, вытащила ножовку.  Обыкновенным портновским сантиметром измерила створку и раму, в которую она не входила, карандашом провела вдоль створки линию и по ней прямо ножовкой стала отпиливать лишнее.
- Краснодеревщик вам нужен? Так вот он! Рубанок фигурный нужен? И ножовка сгодится! Я заставлю вас закрыться плотно! Заставлю.
- Вжиг – вжиг! – подпевала визгливо ножовка.
- Что делаешь? – это на кухню пришел Алеша и задал свой любимый вопрос.
- А вот краснодеревщиком устроилась работать! Поменяла профессию!
- Пиляешь?
- Пиляю, будь оно все неладно! Пилю, как видишь! Но ты правильно сказал – скорей пиляю. Видишь, по прямой не получается. След извилистый остается!
 Малыш ничего не сказал, он сходил в комнату за игрушечной машиной и стал лопаточкой нагружать опилки, которые маленькой горочкой собрались под рамой. Он увозил их в уголок и там высыпал в кучку.
- Мама! Я шофером работаю!
- Молодец! Настоящий помощник!
Рука у Ани уставала, она делала небольшие перерывы, но продолжала сражаться с рамами. Одно окно уже закрылось. Оставалось еще три. Аня не сдавалась!
- Краснодеревщик им нужен! Краснодеревщик! Я им покажу краснодеревщика!
Эти покрикивания заряжали её.
- Всё у меня получится! Уже темнело, когда Аня закончила свое трудное дело. Все створки подошли и плотно закрылись. Вот только следы ножовки видны были издалека. Как быть? Аня взяла клей, смешала его с опилками и замазала все неровности. Проложила утеплитель между рамами и накрепко закрыла окна.
- Завтра, когда все высохнет хорошо, мы с тобой, Алеша, ещё и замажем швы специальной замазкой. Холодный воздух к нам больше не попадет!
Дом стал медленно прогреваться. Сбереженное тепло оставалось во всех его уголках. Аня сняла с сына теплую куртку, и малыш стал бегать по всем комнатам и греметь своей машиной, которую возил за собой на шнурке.
- Мама! А теперь у нас всегда будет тепло?
- Всегда!
- А ветер к нам больше не попадет?
- Нет. Мы его выгнали. Зачем он нужен в доме? Пусть гуляет в поле или в лесу. Там места больше.
Аня взяла сына на руки, привлекла его и поцеловала.
Утром к ним заглянула соседка.
- Я вижу, окна у вас закрыты вторыми створками. Да как аккуратно все сделано! Молодец Митяй! Я же говорила, что он – на все руки. Настоящий краснодеревщик. А инструмент почему не взял? Ничего, заберет попозже!
Целый день Аня ходила по дому вполне счастливым человеком. Не зря древние философы говорили, что счастье в борьбе, преодолении трудностей и достижении целей. Правда великий и мудрый царь Соломон утверждал, что счастливыми нас делают трудности. Аня ни минуты не сомневалась, что они у неё ещё будут. Уж наши люди постараются обеспечить ими друг друга! А пусть ближние будут счастливы!