ТБ 1. ХРАМ В ДАНЕ

Кот Базилио 2
История Йаровама, сына вдовы Цареда (1), эфраимитянина и слуги Шломо, начинается с этого отрывка:
    
«Шломо строил милло (2), закрыл пролом в городе Давида, отца своего.    
Йаровам же этот был человек мужественный. Шломо, заметив, что юноша справляется с делом, поставил его (начальником) над всеми несущими трудовую повинность из  дома Йосефа» (3 Царств 11:27-28).
    
Честолюбивый служащий не был удовлетворен честью управления землей  Менаше и Эфраима, или даже всей северной половиной царства; он сам желал быть царем (3). Когда планы Йаровама  стали известны Шломо, царь намеревался убить его, но Йаровам убежал к египетскому фараону (4). После смерти Шломо, Йаровам вернулся. Он отнял землю  десяти колен у Рехавама, сына Шломо. Царство Шломо было разделено на два: Йаровам стал царем Израиля на севере, а Рехавам сохранил  Иудейское царство на юге. Чтобы сделать разрыв необратимым, Йаровам  должен был воспрепятствовать людям ходить в Иерусалим и его новый Храм.
    
«И говорил Йаровам  в сердце своем: вернется теперь царство к дому Давида,  если народ этот будет восходить в Иерусалим для жертвоприношения в Доме Господнем, – тогда  сердце народа этого обратится к господину их, к Рехаваму, царю Иудеи, и убьют они меня, и возвратятся к Рехаваму, царю Иудеи» (3 Царств 12:26-27).

С точки зрения поставленных целей у него был разумный план: построить места для народных собраний, которые бы составили конкуренцию Иерусалиму.
    
«И, посоветовавшись, сделал царь двух золотых тельцов, и сказал народу: довольно  вам восходить в Иерусалим!…
И поставил одного в Бет-Эле, а другого – в Дане» (3 Царств 12: 28-29).
    
Бет-Эль был на юге его царства, недалеко от Иерусалима, а Дан на севере. Для привлечения паломников из земли Иудейского царства, Йаровам установил в Бет-Эле новый праздник, «подобный тому празднику, какой был в Иудее» (3 Царств 12:32). Устанавливая скульптуру для культа в Дане, Йаровам объявил: «Вот божества твои, Израиль, которые вывели тебя из земли египетской» (3 Царств 12:30). Таким образом, Дан на севере соревновался с Иерусалимом в дни  праздников Пасхи и Кущей. Храм в Дане был более крупным строением, чем храм в Бет-Эле, и стал великолепным местом  для паломничества, привлекая народ даже из южного царства.
    
«И привело это к греху; ибо народ стал ходить к одному из них, даже в Дан» (3 Царств 12:30).
    
Храм в Дане называли «Домом Высоких Мест»: «И построил он капища на высотах…» (5). Храм в Иерусалиме также называли "Домом" на иврите.
    
В течение многих столетий храм в Дане на севере успешно соперничал с Храмом в Иерусалиме и привлекал толпы паломников.
    
Йаровам, человек, который контролировал при Шломо строительство милло, крепость Циона с мощными стенами, и кто, с учетом его способностей, демонстрируемой в этой работе, был назначен смотрителем северных областей, теперь, когда стал царем, должно быть, желал установить в Дане храм, превосходящий великолепием Храм Шломо в Иерусалиме. Только предложив более внушительное здание, мог он надеяться не только повернуть народ от хождения в Иерусалим, но и заставить народ Иудейского царства предпочесть паломничеству в Иерусалим паломничество в Дан.
 
Йаровам видел храмы и дворцы Египта, и его цель, естественно,  состояла в том, чтобы подражать всему блеску, который он видел в Иерусалиме, в Карнаке и в Деир Эль-Бахари. Мог ли этот «мужественный человек», трудолюбивый создатель цитадели Циона и проницательный политический деятель, пробовать оспорить  Иерусалимский Храм  посредством постыдной часовни? То, что он преуспел в своем вызове, есть доказательство  размеров и важности храма в Дане.
    
Недостаточно было, что Дан и Бет-Эль были древними местами поклонения: великолепие демонстрировалось в столице Шломо, и великолепие должно было присутствовать в храмовых городах  Северного Царства.
    
Храм в Бет-Эле, меньший из двух израильских храмов, был уничтожен три столетия спустя царем Иошиягу, за несколько десятилетий до того, как Храм в Иерусалиме был разрушен Навуходоносором. Он был стерт в прах царем, ревнителем своего Бога. Но нет никакого упоминания о разрушении храма в Дане.
    
Где же был Дан и его “Дом Высоких Мест”?

Иллюстрация: Баальбек (реконструкция). Естественно, это не тот храм, который, возможно, построил Йаровам.

(1) Очевидно, здесь И.Великовский ошибается. Сказано: «Йаровам, сын Невата, эфраимитянин из Цереды, – а имя его вдовствующей матери Церуа» (3 Царств 11:26). КБ.
(2) Милло – подпорная насыпь. КБ.
(3) И это не просто блажь.  Сказал Бог царю Шломо: «За то, что… не сохранил ты завет Мой и законы Мои, которые Я заповедал тебе, Я отторгну от тебя царство и отдам его слуге твоему…» (3 Царств 11:11). А пророк Ахия из Шило передал Йароваму слова Господа: «Отберу царство у сына его (Рехавама, сына Шломо) и дам тебе из него десять колен…» (3 Царств 11:35). КБ.
(4) Этот фараон – Шешонк I  (или Шешенк; из Библии он известен как – Шишак, Сусаким) – (ок. 945 – 924 до н. э.), основатель XXII (Ливийской) династии. Полное его имя было – Хеджхеперра Сетепенра Мериамон Шешонк I.  Фараон был человеком умным и расчётливым. Он следил за палестинскими делами, породнился с Соломоном и даже подарил ему в качестве приданого своей дочери  завоёванный египетскими войсками Гезер. Египетская царевна заняла исключительное положение при израильском дворе; ей Шломо построил особый дворец. Однако, ища дружбы с Шломо, Шешонк понимал, что при наличии сильного Иудейского царства вернуть Египту утерянный контроль над Палестиной будет невозможно. И поэтому, ведя внешне дружбу с Шломо, коварный тесть втайне готовил падение Иудеи. В Египте нашёл убежище беглец из Израиля Йаровам. После смерти Шломо Шешонк вступил в какие-то трения с его сыном, царём Иудейского царства Рехавамом (последний, видимо, отказался платить дань), и поддержал восстание Йаровама, в результате которого от Рехавама отпали 10 северных израильских племен. КБ.
(5) 3 Царств 12:31. В оригинале сказано «ваййаас эт-бейт» – «И сделал он дом…». КБ.