Награда не нашла героя

Валентин Котюх
Сравнительно недавно у нас в стране стали проводить акцию «Бессмертный полк», в ходе которой каждый желающий может пронести по городу, селу 9 мая в День Победы портрет своего родственника – солдата, участника Великой Отечественной войны. Эта акция стала традиционной  в нашей стране.

В день 70 -летия нашей Победы на улицы города Добрянка Пермского края выйдут с портретом гвардии старшины Ивана Григорьевича Шаронова, его многочисленные потомки:  дочери Нина, Вера, Лидия с внуками и правнуками.

О подвиге старшины Шаронова вся страна узнала из газеты «Красная Звезда».  Корреспонденты А. Кривицкий и А. Поляков в статье «На Дону» 17 июля 1942 года рассказали о бое, где механик водитель танка КВ, ослепнув от взрыва снаряда, продолжал управлять танком. Спустя семьдесят три года удалось выяснить жизнь и судьбу солдата.

Герой Советского Союза, командующий 5 танковой армией генерал-майор Александр Иванович Лизюков, поставил перед 11 танковым корпусом задачу ударами во фланг и тыл прорвавшейся немецкой группировки остановить немецкое наступление и  оттянуть на себя силы его основные силы.

53-й танковой бригаде подполковника Ахата Биктимировича Хантимирова, необходимо было форсировать неширокую, но с заболоченными берегами, реку Сухая Верейка у села Спасского Семилукского района Воронежской области. Освободить от противника село, захватить близлежащие высоты, выбив оттуда немцев, и наступать на село Никандровку.

 10 июля 1942 года рано утром бригада пошла в атаку со стороны села Перекоповка. Танкисты ворвались в Спасское и повели наступление на господствующую высоту, находящуюся в двух километрах юго-западнее села.

Ее фашисты превратили в укрепрайон, зарыв в землю и замаскировав в высокой ржи свои пушки. С воздуха наступающую бригаду бомбили стаи фашистских стервятников. Имеющаяся в бригаде зенитная батарея не могла защитить танкистов с воздуха. В бою погиб командир бригады подполковник Хантимиров со своим экипажем. Бригаду возглавил заместитель командира майор Петр Григорьевич Серебряков. (16 июля он был смертельно ранен и вскоре умер).
 
Танк лейтенанта Афанасия Яковлевича Напольского из 435-го танкового батальона трижды ходил в атаку. Его экипаж механик-водитель старшина Иван Григорьевич Шаронов, командиры орудия старшина Михаил Павлович Заболотных, старший сержант Дмитрий Михайлович Подосинников (один из них был заряжающим) и радист старший сержант Аркадий Николаевич Меньшиков тараном уничтожили три вражеских орудия. Однако немцам удалось попасть по танку.
 
     Снаряд угодил в нижнюю часть тяжелой машины.  Огненная струя от него попала внутрь танка и старшине Шаронову обожгла лицо, повредила глаза. От огня  у него загорелся шлемофон.   Сбив пламя, Иван Григорьевич почувствовал острую боль в глазах и открыв их понял, что не видит. Командир танка от взрыва снаряда получил контузию. Работающий, но неподвижный танк стоял на открытом, хорошо простреливаемом месте еще немного времени и его фашисты сожгут. На смену механика водителя нужно было время. Спас ситуацию Шаронов, который предложил командиру им управлять. Шаронов нажал рычаги, и танк легко сдвинулся с места. Слепой механик водитель повел машину вперед.

До этого боя, оттачивая свое мастерство,  танкисты учились общаться друг с другом с помощью жестов. Поднимет командир правую руку,  заряжающий подавал в канал ствола подкалиберный бронебойный снаряд, а если вверх шла левая рука танк бил немецкую пехоту осколочно-фугасным боеприпасом. Разработана была такая же связь и с механиком водителем.

  Лейтенант Напольский легонько по левому плечу толкнул ногой Шаронова, и  машина повернула влево. Легкий толчок ногой по правому плечу и КВ  плавно идет вправо, но если толчок напоминал удар, то танк увеличивал обороты и резко шел на разворот  в указанное направление. Толчок легонечко в спину и боевая машина  шла прямо вперед. Прикосновение подошвы командира к голове и грозная машина замирала для выстрела.

  Машина, управляемая глазами командира, но ведомая ослепшим механиком водителем уничтожила несколько пушек противника. Попав в зону недосягаемую для артиллерии врага  танк Напольского на несколько минут вышел из боя.  Шаронова за рычагами заменил старший сержант Подосинников. Он повёл КВ на врага.

 Танкисты в этом бою уничтожили миномёт, 9 орудий, 3 станковых пулемёта. Из экипажа невредимым остался только радист старший сержант Меньшиков. Он огнём пулемёта уничтожил 70 гитлеровцев и отразил атаку целой роты противника. Тяжело раненый Подосинников и Меньшиков совместными усилиями вывели боевую машину с поля боя для замены экипажа. За этот бой командир и механик водитель награждены орденами Красной Звезды, а другие члены экипажа медалями «За Отвагу».


Свою «Красную Звезду» Иван Григорьевич Шаронов так и не получил. Писарь, выписывая наградной лист, сделал ошибку,  вместо фамилии Шаронов нацарапал  Шарапов.

      Нам удалось проследить судьбу экипажа.  Прах старшины Заболотных покоится в братской могиле села Вислая Поляна   Тербунского района Липецкой области. Радист Меньшиков погиб 14 марта 1943 года в боях за деревню Сосница Севского района Брянской области. На войне потерялись следы командира лейтенанта Напольского и старшего сержанта Подосинникова. Может читатели помогут восстановить их дальнейшую судьбу?

 Об  Иване Григорьевиче Шаронове написали нам его дочери: «Папа родился 20 июня 1916 года в Татарии селе Елантово. В семье было 9 детей  6 сестер и 3 брата. Он был вторым ребенком в семье. В 30-е  годы семья переезжает на Урал в Молотовскую область город  Добрянку.

 После шестого класса папа пошел работать на хлебозавод.  С  1935 года трудится Иван Григорьевич на металлургическом заводе.   5-го октября 1937 года он уходит служить в Красную армию. Во время прохождения службы принимает участие в Финской войне на Кольском полуострове в Заполярье. 2 мая 1941 года папа вернулся домой, а 4 июля 1941 года ушел воевать с фашистами.

 После окончания курсов механиков водителей танка в Челябинске, его направляют в 19-ю танковую бригаду, которая защищает Москву, удерживая Можайскую линию обороны. В апреле 1942 года, доукомплектованную и закаленную в боях бригаду перебрасывают на Брянский фронт, где она вошла в состав 5-й танковой армии. Здесь отца переводят в 53 танковую бригаду механиком водителем танка КВ».


После сильной контузии и потери зрения старшина Шаронов лечится в госпитале. Врачи вернули ему зрение, но видеть, как раньше он уже не мог.  Поэтому стал связистом. Служит старшим телефонистом в 65-м гвардейском артиллерийском полку, входящем в 36-ю гвардейскую стрелковую Верхнеднепровскую Краснознамённую орденов Суворова и Кутузова дивизию.

 С ней он защищает Сталинград, форсирует Северский Донец, бьет немцев на Донбассе, под Курском и Белгородом, форсирует Днепр, изганяет захватчиков с Украины. Дивизия Шаронова освобождала  Европу от коричневой чумы и закончила боевой путь в  далеких Австрийских Альпах, почти в центре Европы.

За ратные подвиги гвардии старшина награжден орденами «Отечественная война I и II степени», медалями: «За Отвагу», «За Оборону Сталинграда», «За взятие Будапешта»,  «За Победу над Германией». 18 января 1946 года он был демобилизован из армии и вернулся в родную Добрянку.

 После войны Иван Григорьевич  работал на кирпичном заводе,  председателем райпотребсоюза, директором комбината бытового обслуживания. Умер он 7 февраля 1985 года.

Дочери свято хранят память об отце. Свою любовь и гордость за героя они передали  детям, а они рассказывают о нем правнукам. Нам очень хочется, чтобы рядом с военными реликвиями, хранящимися в семье, появился и орден «Красной Звезды», заработанный Иваном Григорьевичем Шароновым на воронежской земле.