Пьяный дервиш

Илтифат Гейдаров
 

Соловьи на кипарисах и над озером луна,
Камень* черный, камень белый, много выпил я вина*.
Мне сейчас бутылка пела громче сердца* моего:
Мир лишь луч от лика друга*, все иное тень его!

Виночерпия* взлюбил я не сегодня, не вчера,
Не вчера* и не сегодня пьяный* с самого утра*.
И хожу и похваляюсь, что узнал я торжество:
Мир лишь луч от лика друга, все иное тень его!

Я бродяга и трущобник, непутевый человек,
Все, чему я научился, все забыл теперь навек,
Ради розовой* усмешки и напева одного:
Мир лишь луч от лика друга, все иное тень его!

Вот иду я по могилам, где лежат мои друзья,
О любви спросить у мертвых неужели мне нельзя?
И кричит из ямы череп тайну гроба своего:
Мир лишь луч от лика друга, все иное тень его!

Под луною всколыхнулись в дымном озере струи,
На высоких кипарисах замолчали соловьи*,
Лишь один запел так громко, тот, не певший ничего:
Мир лишь луч от лика друга, все иное тень его!

Николай Гумилев
1920

примечании сделано на основе- словарь суфийской тайнописи
 
Пьяный — дервиш, постигший истину.

Камень отрываемый, бросаемый — побежденные страсти и эгоистические желания.

Вино— это поток божественных откровений, Истина

Сердце – истинное жилище Бога, душа

Возлюбленный Друг – одно из наименований Бога

Виночерпий — дающий вино истины, то есть одно из обозначений

Вечер - конец жизни

Утро – духовное пробуждение после «ночи» неведения

Роза — это сердце человека

Птица – символ души праведного шейха – наставника