Один из лучших портретов К. Сомова. Дама в голубом

Алина Алексеева-Маркезин
 К.Сомов,Дама в голубом, 1897-1900гг,(портрет художницы Е.М. Мартыновой)       
   Немного найдется в русской живописи начала XX века портретов, которые были бы в такой степени знамением времени, как "Дама в голубом". В этом произведении К. Сомов воплотил новый идеал женственности, создал свой образ "Прекрасной Дамы", отразил свое представление о поэтическом и возвышенном - далеком от повседневных будней.
       Картину «Дама в голубом» критики единодушно называют Символом эпохи Серебряного века, лучшей работой Сомова.

О ХУДОЖНИКЕ

       Константин Андреевич Сомов родился 30 ноября 1869 г. в Петербурге в семье историка искусства, хранителя коллекций Эрмитажа, Андрея Ивановича Сомова. Его мать, Надежда Константиновна Сомова (урожд. Лобанова), была хорошим музыкантом, широко образованным человеком. Она прививала своим детям любовь к музыке, живописи, театру.
     В 1889 г. Сомов поступил в Академию Художеств, где учился в мастерской И. Репина. В 1897 г. художник добровольно покинул Академию и провел две зимы в Париже в самостоятельной работе.

         Через два года он вернулся на родину и поселился в Петербурге. Здесь он занялся портретной живописью, создал портреты А. Бенуа, А. Остроумовой, художницы Е. Мартыновой (“Дама в голубом”, 1897 — 1900).
    
  О Елизавете Мартыновой -модели художника.

     Художник был давно дружен с  Мартыновой, видимо, она была одним из немногочисленных увлечений К. Сомова. Он учился вместе с ней в Академии художеств, рано начал писать ее.Елизавета Мартынова была талантлива. Недаром она не только поступила в Императорскую Академию Художеств в 1890 году, но и успешно закончила ее со свидетельством на право преподавания. Она была одной из первых женщин-художников, удостоившихся этой чести.
       К поэтическому образу Е.М. Мартыновой художник обращался много раз. Еще в годы совместного обучения, в самых первых этюдах он воплотил непосредственные впечатления от живой натуры. А в 1897 году К. Сомов приступил к работе над портретом.

          Перед художником была очень интересная модель, и его волновала мысль о портрете-картине, в котором бы он смог запечатлеть глубоко поэтический образ. Молодая женщина в пышном, сильно декольтированном платье, с томиком стихов в опущенной руке изображена стоящей у зеленой стены разросшегося кустарника.
         Интерес к духовному миру человека связывает К. Сомова с традициями русской портретной живописи, и вместе с тем "Дама в голубом" намечает новую тенденцию. Художник отказался от всего случайного, бытового, он поднял созданный им образ над повседневностью, придав ему возвышенное очарование.
О картине.

         Привлекает необычное сопоставление старинного стилизованного парка, старинного костюма и современной художнику женщины с ее сложным духовным миром. Глядя на эту одинокую, тоскующую женщину, зритель не воспринимает ее как человека из иного мира, прошлого и далекого.
        Дама в старинном, поблекшем от времени платье, стоит словно на грани двух миров – реального и призрачного. Нерешительный жест героини лишь подчеркивает грустную иронию художника, осознающего бессилие человека перед временем.
          В глубине картины возникает видение иной эпохи.. Музицирующая пара, возможно, олицетворяет души художника и его модели, соединяющиеся в мечтах, но отчужденные в действительности. У края картины Сомов нарисовал себя, подчеркивая драматизм взаимоотношения художника с воплощенным им образом.

       Все в ней характерно: и болезненная хрупкость, и чувство щемящей тоски,воспаленный блеск в глазах и нездоровый румянец на щеках. Она бесконечно одинокая. Сомов словно идеализирует ее одиночество и болезненность, поэтизирует их.

Неоднозначное отношение к портрету

    На фоне дышащего волнением неба хрупкая фигура Е.М. Мартыновой полна особой грации и женственности, несмотря на тонкую шею, худые покатые плечи, затаенную грусть и боль. А между тем в жизни Е.М. Мартынову все знали как веселую, жизнерадостную молодую женщину,поэтому этот портрет не всем нравился.
         Подруга ее, М. Ямщикова, писала: "Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную боль и печаль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз?"

     Действительно, глубина проникновения К. Сомовым в образ просто поразительна. Е.М. Мартынова мечтала о большом будущем, хотела реализовать себя в настоящем искусстве и презирала житейскую суету. А случилось так, что в 30 с небольшим лет она умерла от туберкулеза легких, не успев ничего исполнить из задуманного.
     "Дама в голубом" появилась на выставке "Мира искусств" в 1900 году (из-за отъезда художника в Париж и болезни модели эта картина писалась три года) под названием "Портрет", а через три года она была приобретена Третьяковской галереей.

   Вокруг этого портрета много домыслов и предположений.   Говорят,что это роковой портрет.  Вот отрывок из Е.М. Мартыновой (1868-1904) письма Сомову, написанного при известии о том, что он хочет продать портрет.

   "Может быть, Вы будете удивлены, Константин Андреевич, получив это письмо, и тотчас приедете ко мне, станете меня с улыбкой и некоторой иронией убеждать смотреть на вещи иначе, но это мне все равно... Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: "Вы не должны и не имеете права продать мой портрет".
       Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги... Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею..."

    Через 3 года картина всё же была продана. Сомову, очевидно, нужны были деньги. Елизавета Михайловна Мартынова умерла в 1904г .

       Не случайно Сомов называет картину "Дама в голубом", а не портрет Мартыновой. Это  произведение, в котором художник обозначил свои основные принципы: взгляд на прошлое сквозь призму настоящего, рождающий тонкий и многоплановый диалог двух эпох.


         Возможно, именно этим и объясняется популярность «Дамы в голубом», которую И. Грабарь назвал «Джокондой современности». Сомов отразил не только трагические обстоятельства жизни конкретной личности, но и характер целой эпохи. «Изящная грусть его картин и придает им особое, несравненное очарование и какую-то странную загадочность», – писал Грабарь. «Все его произведения проникнуты духом нашего времени: безумной любовью к жизни, и в то же время каким-то грустным скептицизмом, глубочайшей меланхолией от «недоверия к жизни», – утверждал А. Бенуа.


 Сомов умер в Париже 5 мая 1939 года.

http://maxpark.com/community/6782/content/3342205