Голод в СССР в 20-е годы

Эльвира Ясная Воин
Начало ХХ века. Сложно найти в истории России эпоху более сложную, противоречивую, кровавую, когда рушились все устои, идеалы и ценности, которыми хоть и угнетенный беспределом власти, но все же еще не сломленный великий русский народ жил столетиями. Теперь же народ превращался в порабощенную массу, шагающую в ногу под транспарантами, провозглашавшими «свободы».
20-е годы. Отгремела революция, установился большевистский режим, и многие люди стали понимать, что обещанного-то как раз и не будет, лозунги «земля крестьянам, фабрики рабочим» был отменен и заменен на «уничтожение всякой собственности». В таких условиях назревали социальные катаклизмы, восстания, охватившие всю страну, от Урала, до юга, и голод, как логичное последствие грабежа пришедших к власти большевиков.
Ослабленная междоусобной войной, Россия встала на колени, ей уже было не до хлебосеяния, не до сельскохозяйственных работ, вообще не до чего. Крестьяне, поняв, что их горько обманули в обещании отдать им землю в пользование, отказались трудиться впустую. Даже при помещиках, уж как было плохо и несправедливо, и то они могли подрабатывать и на себя, либо обрабатывая дополнительный земельный участок и тем, выгадывая себе лишнюю копейку, либо занимаясь ремеслами и затем перепродавая плоды трудов своих. Теперь все это стало запрещенным законом. Все, что производил человек, грубо отбиралось и требовалось «еще», изымалось все, вплоть до последней горбушки. Люди исхитрялись, пряча горстки зерна, картошки, молока, но зачастую воры-сборщики находили это и сурово наказывали «кулаков», простых бедных крестьян, которые с трудом сводили концы с концами. С каждым месяцем голод приобретал характер глобального бедствия, из которого не было выхода. Люди съедали собак и кошек, во многих областях сплошь и рядом происходили случае каннибализма и даже детоедства. Это звучит очень страшно, в действительно это было еще страшней. Люди, доведенные до крайней степени отчаяния и безумия, проявляли те скрытые качества, которые дремлют в спокойный период. Жившие по правде, вере и совести предпочитали умирать, жившие по законам джунглей жаждали выжить любой ценой. К большой печали, вторых было все-таки не мало.
Ленину кладут на стол отчет за отчетом о происходящем в стране. Но его это мало интересует. Вождь пролетариата со своим окружением объявляют о том, что необходимо еще повысить процент продразверстки. Так, по 1919 году в Тамбовской области было собрано 32 млн. пудов хлеба, но власть требовала с этой области 62 млн. пудов хлеба.    
Спрашивается, как можно, сдав весь имеющийся у крестьян (даже не только личный, но и отложенный на посев на следующий год) хлеб? Зерно было вынесено под чистую. Засевать поля уже было нечем. Власть, почему-то об этом совершенно не думала, размышлять о житейских вопросах она считала ниже своего достоинства. Начались голодные смерти. По улицам плелись уже не люди, а скелеты, плохо соображающие, не желающие уже ничего, кроме того, чтобы их муки прекратились. Летом еще жевали траву, кору деревьев (ягод и грибов на всех не хватало, голодающих ведь были миллионы, и эти же ягоды и грибы председатели изымали в свою пользу, потому как ВЛАСТЬ).
А в это время, собранное с голодающих зерно спокойненько грузилось в тоннары и отправлялось в Европу. 
В момент, когда многомиллионный народ оголодал вконец, Владимир Ильич приобретает себе новенький автомобильчик Роллс Ройс (и не один, он вообще был большим любителем красивых и дорогих машин) и раскатывает на  нем с чувством собственного превосходства. Как ни странно, народ, привыкший за столетия, что пока одни загибаются от холода и голода, другие жируют, никак не реагируют на данный факт, встречая случайно правительственный автомобиль (автомобили) они с замиранием сердца смотрят вслед своему идолу. Ведь едет ВОЖДЬ! 
Спустя год после покупки специально по заказу Ленина на Путиловском заводе на основе шасси Роллс Ройса, который за свой экстравагантный вид получил название «Серебряный призрак», с кузовом от компании «Continental» были сконструированы шикарные автосани. В мире это был единственный экземпляр автосаней, построенных на базе Роллс-Ройса. Даже у видных политических лидеров капиталистических стран не было таких. Цена автомобиля составляла 3 тысячи фунтов стерлингов.
Сколько тысяч голодающих можно было накормить за 3 тысячи фунтов стерлингов? Сотен тысяч?..
Но что там о народе! В Кремле голода не было никогда. Как в своих мемуарах вспоминает бывший агент спецразведки Леопольд Треппер,  прибыв в Россию после очередного задания по развалу общества во Франции и Израиле, он был поражен роскошным столом, за который его усадили. Там были все яства, которые только бывают на царском столе, от икры, до дорогих сортов вин, присланных с Германии и Франции. На вопрос: «А разве в стране не голодают?» ему налили третий бокал вина и попросили отбросить пустые переживания. Причем, стоит сказать, что, составляя свою книгу мемуаров, Треппер вовсе не пытается осуждать ту эпоху, напротив, об этом факте он пишет с гордостью, вон мол какие мы были сильные и значимые, все беды людские были нам по колено, что голод, что расстрелы….  Вот только рано или поздно приходит «награда» каждому по делам его. И тот же Треппер, ликующий при Ленине, пошел по лагерным тропам при более подозрительном Сталине, желавшем провести хорошую чистку после своего предшественника и поставить везде своих людей…. потом еще раз почистить и еще, и еще….
Не желая отказываться от хороших сборов за счет крестьянства, советская власть находит крайнего во всех бедах. «Во всем виновата Церковь», - заявляют они, «Это они, кулаки поганые, обокрали вас, это из-за них вы сейчас голодаете!». Ну, и, конечно, виноват царь, который уже два года как пребывал в лучшем мире. Для того, чтобы донести до людей эту мысль проходит массированная пропаганда.  Художники, трудящиеся на большевиков не щадят своей фантазии, изображая «виновников» то драконами, пожирающими крестьян, то монстрами с сотней рукой, отбирающими у них все их последнее, кровью и потом нажитое имущество. Только вот… отбирали то не священники, а налогосборщики, и к беде этой привел новый социалистический строй….   
А тем временем патриарх Тихон призывает всех верующих оказывать посильную помощь голодающим. Он обращается к священнослужителям, говоря, что настала пора отдавать церковное имущество, не имеющее богослужебного назначения, в казну, чтобы хоть как-то залатать ту экономическую брешь, которая и привела к голоду. Но! Тут же все газеты начинают пестреть другими заголовками: «Товарищи, заберем наше у кулаков и злодеев!» «Нам не нужны их жертвы! Мы и спрашивать не будем!» «Патриархово дело кончено, его под трибунал!» и т.д. Начинается вакханалия невообразимых размеров. Она началась уже с первых дней октябрьской революции, когда со всех трибун новая власть отменила власть Бога (!), но страна Россия очень большая страна, да и далеко не все люди соглашались принимать новые порядки, поэтому на искоренение веры и полное уничтожение храмов нужно было время. С каждым годом советы закручивали гайку все плотнее, не боясь сорвать резьбу. В еще не до конца развороченные храмы врываются чекисты. Желание священников самолично отдать ризы с икон, подсвечники и прочее (лишь бы не кощунствовали, и имущество пошло на благо народа), доводит чекистов до бешенства, до исступления, им не нужна «жертва», им нужно шоу. В одном храме чекист нарочно залезает в грязных сапогах на престол, в другом вскрывают гробницы с мощами святых и плюют в них, вытряхивают на пол и превращают в пепельницы, в третьих глумятся над иконами, в других садистскими способами убивают священников     . Церковнослужители и простые верующие, разумеется, пытаются бастовать, встать на защиту святынь. Им ненужно многое, только лишь бы не оскверняли Божьего, да не бесчинствовали, имущество они отдавали сами, охотно. Но! В ту же минуту эти церковнослужители и простые верующие с высоких трибун объявлены врагами народа, подлыми террористами, заслуживающими всех кар, в особенности, смерти. Начинается дело «церковников» (проводилось с 11 по 16 января 1920 года). На деле прокурор специально старается унизить не только самих подсудимых, но, обязательно их чувства, как верующих людей. Малейшие протесты со стороны «врагов» ведут к неминуемому расстрелу, как противодействие советской власти, как контрреволюция. А самым младшим контрреволюционерам было по пятьдесят-шестьдесят лет, а старшим – восемьдесят.
Патриарх Тихон, измученный событиями последних лет пытается добиться аудиенции с Лениным, чтобы рассказать о том, что вытворяют чекисты. Хотел попросить, чтобы не оскверняли мощи святых, не плевали в них. Но! товарищ Ленин демонстративно заявляет, что занят обсуждением других дел и аудиенция не может состояться.  Да и как она могла состояться, когда товарищ даже вида священника не переносил. Он всюду всеми способами старался внушить одно: «Религия есть один из видов духовного гнета… Религия есть опиум народа. Религия – род духовной сивухи, в которой рабы капитала топят свой человеческий образ…»  И, исходя из своих умонастроений постановляет: «…Из числа книг, пускаемых в свободную продажу в Москве, изъять порнографию и книги духовного содержания, отдав их в Главбум на бумагу».  Хотя за порнографию… здесь то у него не было неприятия, о чем поговорим позже… это было сделано только с той целью, чтобы сопоставить Библию и порнографию.   
И, наконец, в 90-е годы увидел Свет Божий следующий документ, который долгие годы томился под печатью «секретно»:
«Строго секретно.
Просьба ни в коем случае копий не снимать, а каждому члену Политбюро (тов. Калинину тоже) делать свои заметки на самом документе.
…если необходимо для осуществления известной политической цели пойти на ряд жестокостей, то надо осуществлять их самым энергичным образом и в самый кратчайший срок, ибо длительного применения жестокостей народные массы не вынесут. Это соображение, в особенности, еще подкрепляется тем, что по международному положению России для нас, по всей вероятности, после Генуи  окажется или может оказаться, что жестокие меры против реакционного духовенства будут политически нерациональны, может быть, даже чересчур опасны. Сейчас победа над реакционным духовенством обеспечена нам полностью. Кроме того, главной части наших заграничных противников среди русских эмигрантов за границей, т.е. эсерам и милюковцам, борьба против нас будет затруднена, если мы, именно в данный момент, именно в связи с голодом, проведем с максимальной быстротой и беспощадностью подавление реакционного духовенства.
Поэтому я прихожу к безусловному выводу, что мы должны именно теперь дать самое решительное и беспощадное сражение черносотенному духовенству и подавить его сопротивление с такой жестокостью, чтобы они не забыли этого в течение нескольких десятилетий…
На съезде партии устроить секретное совещание всех или почти всех делегатов по этому вопросу совместно с главными работниками ГПУ, народного комиссариата Юстиции и Ревтрибунала. На этом совещании провести секретное решение съезда о том, что изъятие ценностей, в особенности самых богатых лавр, монастырей и церквей, должно быть проведено с беспощадной решительностью, безусловно ни перед чем не останавливаясь, и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства и реакционной буржуазии удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше.»
 Ленин
 19 марта 1922 г.
Когда же, даже после всех этих репрессий и бесчинств, люди все равно, пусть и тайно отмечали Рождество, Пасху и день Святого Николай Чудотворца, одного из самых почитаемых святых на Руси, Ленин написал следующее:
«…мириться с «Николой» глупо, надо поставить на ноги все чека, чтобы расстреливать не явившихся на работу из-за «Николы».»
Согласно статистике, опубликованной М. Лацисом, только с конца 1918 по 1919 годы было расстреляно 8389 человек, в концлагеря (и это не в фашисткой Германии) заключено 9496 человек, в тюрьмы – 34 334 человек, взяты в заложники (ну не зря же товарищ Ленин с гордостью называл свою политику «красным террором», как бы в противопоставление белому) – 13 111 человек, арестованы 86 893 человека. 
Так это еще была очень не полная статистика. На самом деле цифры были во много раз выше. Но и в таком виде впечатляет….
Этому же Лацису, опубликовавшему статистику, в 1921 году Дзержинский пишет: «Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать её в обновлённой форме. Поэтому церковную политику развала должна вести ВЧК, а не кто-либо другой… Наша ставка на коммунизм, а не религию. Ликвидировать может только ВЧК…   

И они ликвидировали.

Средства, изъятые с таким кощунством, варварством, неприкрытым мародерством у Церкви пошли…. Думаете на помощь голодающим? Еще чего! Они пошли на закупку оружия и поддержку забастовок пролетариата в других стран, то есть разворованное церковное имущество пошло на организацию гражданских войн в мире.   

Узнав о бедствии, постигнувшем постреволюционную Россию, помощь предлагают Англия, Америка, Литва и некоторые другие страны Европы. 20 августа 1921 года президент США, Герберт Гувер, подписывает с наркомом иностранных дел Литвиновым договор о создании организации АРА, цель организации – помогать голодающим, снабжать людей хлебом, необходимыми вещами, одним словом, поставлять гуманитарную помощь. На призыв Герберта Гувера откликнулись миллионы граждан, богатых и не очень, желающих помощь голодающим в России. В скором времени в Россию пошли эшелоны гуманитарной помощи. Они шли непрекращающимся потоком. Зерно, консервы, вещи…. Но. Создав для отмазки несколько закрытых (почему именно закрытые, понимаете?) столовых, правительство СССР перераспределяет гуманитарную помощь по своему. Сегодня в архивах можно найти фото, где с в городе Одессе (1922 год) справа стоит корабль АРА с зерном для голодающих россиян, слева  - другой корабль… который увозит это же зерно в Германию! Но Германии ведь было нужно только зерно, а вещи, моющие средства и прочее, что в избытке привозили американцы, им были ни к чему. Думаете это раздали людям? Не успели. Слишком много было желающих разобрать это добро еще на пересылках. И эти желающие были видными большевистскими деятелями, которые, кстати, отнюдь не голодали, да и одеты были неплохо. В это время, пока одни намазывали икру на белый хлеб ложками и запивали выдержанным вином, другие, миллионы умирали от голода и болезней. Осталась память, остались многочисленные фото, которые ничем не отличаются от фото с фашистских концлагерей, остались исторические справки.

Вот и приоткрыта еще одна страница нашей истории. В былые годы все эти факты умело скрывались и фальсифицировались, и только после падения коммунистического режима, архивные данные вышли на свет Божий. Что происходит в кремле сегодня … возможно не будет известно никогда…. Потому как у руля те же люди, которые занимали посты в коммунистические годы, которые обманывали народ и… обманывают теперь. Но это уже другая история, о которой мы поговорим в следующей статье.

Список литературы:

1. Архипелаг Гулаг, Александр Солженицын
2. Архивы Кремля. Политбюро и Церковь 1922—1925 гг. Дело № 23. «Об изъятии церковных ценностей и колоколов».
Жоголев А. Голодный год / Благовест. - 2005
3. Акты Патриарха Тихона и Трагедия Русской Церкви XX века // Выпуск 18
4. Галин В.В. Голод 1921 г. / Интервенция и гражданская война. - 2004
5. Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 190-193. О  факте написания письма членам Политбюро ЦК РКП(б) от 19 марта 1922 года упоминалось в 45 томе 5-го издания Полного собрания сочинений Ленина. Причем упоминалось это на 666 странице!
6. Куда большевики дели золото церкви? - Общество - Аргументы и Факты
7. Кривова Н. А. Власть и Церковь в 1922—1925 гг.
8. А. Г. Латышев Рассекреченный Ленин.  Москва. 1996.  ISBN 5-88505-011-2
9. Лацис М. И. Два года борьбы на внутреннем фронте. Москва. 1920. с. 75, с.76.
10. Ленин. Полн. Собр. соч. Т. 12, С. 142, 143, Т. 44 С. 119, Т. 41. С. 309, 311, 313
11. Леопольд Треппер: Большая игра.
12. РГВА. Ф. 235. Оп. 5. Д. 217. Л. 11 об. 18, 18 об.
13. Покровский Н. Н. Политбюро и Церковь. 1922—1923. Три архивных дела // Новый мир: журнал. — 1994. — № 8
14. Ричард Пайпс. Русская революция. Книга 3. Россия под большевиками 1918—1924
15. В.В. Самошкни. Антоновское восстание. 2005 г.
16. ЦПА, Ф. 76, оп. 3, ед. хр. 196, л. 2. 3.
17. Александр Яковлев. История и современность. Гимн ненависти и мести.