Отзыв на повесть Михаила Анчарова Сода-солнце

Василий Макаров
Михаил Анчаров "Сода-солнце" http://lit.lib.ru/a/ancharow_m_l/text_0010.shtml

Повесть Михаила Анчарова «Сода-солнце» обычно относят к жанру фантастики. Написанная в 1968 году, она до сих пор выглядит весьма современно. Повествование ведётся от лица семидесятилетнего учёного археолога, который рассказывает нам о своём знакомом человеке по прозвищу Сода-солнце.

Повествование ведётся не линейно, мы как бы ухватываем фрагменты реальности, сразу же сменяемые воспоминаниями рассказчика. По этим фрагментам мы узнаём о главном герое произведения - клоуне, боевом лётчике, учёном, изобретателе и просто неугомонном человеке - Соде-солнце.

Помимо отрывочного модернистского повествования, внимание читателя сразу привлекают названия глав повести. Названия глав похожи на случайно выбранные фрагменты текста, некоторые из них даже невозможно представить в роли названия, например «Что-о?.. - Спросил я».

Автор как будто пытается спровоцировать читателя, привыкшего к «правильной» литературе. Помимо пренебрежения линейным повествованием, автор пренебрегает логикой развития сюжета. Мы сперва узнаём результаты каких-то событий, а спустя главу или две автор показывает нам предысторию, иногда вперемешку со следствиями.

Также хочу отметить необычайно художественный слог автора. Тонкие поэтические аналогии и сравнения показывают в необычайном свете казалось бы обыденные вещи. "Выпусти соловья из клетки - он взлетит и упадет мертвый, сделав глоток неба." Автор с помощью таких ярких фраз погружает нас в глубину переживаний главного героя и рассказчика. Мы лучше понимаем, что творится в душах этих людей. Ведь большую часть повести составляют не сюжетные ходы, а размышления и рассуждения автора передаваемые через персонажей произведения.

Провокация - это слово вполне подошло бы в качестве короткого описания смысла происходящего в книге действия. Сода-солнце прирождённый провокатор. Он постоянно заставляет интеллектуальную элиту общества, известных и заслуженных учёных, чувствовать себя не в своей тарелке, если не сказать хуже. То он приносит в отдел кадров свою фотографию в клоунском гриме в личное дело. То он подделывает старинную деревянную скульптуру, от которой директор института на время теряет рассудок. В другой раз он даёт научным сотрудникам «таблетки гениальности» изготовленные им из муки и сахара. И те, кто поверил в волшебную силу плацебо, в течении суток совершают пусть маленькие, но открытия.

И сейчас уместно задаться вопросом, а зачем ему всё это нужно делать? Дело в том, что Сода-солнце изобрёл способ постоянно делать изобретения. Это наверно единственная фантастическая деталь во всей повести. Вся книга выглядит пронзительно реально, почти документально. И в этой нереально реальной атмосфере удивительно правдоподобными выглядят слова главного героя надиктованные на магнитофон: «Давайте установим новую логику, чтобы предсказывать невероятное».

Сода-солнце смог воплотить в жизнь самые смелые идеи человека. У барона Мюнхаузена в распорядке дня в 10 часов значился подвиг, у Соды-солнца по расписанию происходили изобретения и открытия. С этим чудом он пришел в научно исследовательский институт и не был понят там, как пророк в своём отечестве. С первых же строк повести мы знаем что его оттуда уволили. Причин много, объяснений этих причин ещё больше. Но нам достаточно одной - его идеал человека, изобретателя, творца, давно покрылся пылью в душах профессоров и академиков. Сам рассказчик сравнивает себя в двадцатилетнем возрасте с неугомонным и въедливым Содой-солнцем. Где же растерял свою юношескую энергию и веру в чудеса старый учёный? Но ещё важнее вопрос, почему Сода-солнце эту энергию не растерял?

Я не считаю, что автор написал фантастическую повесть. Эта повесть глубоко реалистична. Пара придуманных фрагментов, сцена в шахте-преисподней, не перевешивают практически документальной реалистичности героев. Сода-солнце, неисправимый дилетант, нашёл тропинку к гениальности, за что и был наказан. Интеллектуальная элита общества с трудом переносит дилетантов, а гениев не переносит вообще.

Автор задал нам очень важный вопрос. Считаем ли мы достойным Человека обыденную скучную жизнь без сенсаций, изобретений, открытий. Хотим ли мы «ждать, пока жизнь помаленьку вытекает из бурдюка с дырочкой»? Или мы готовы рискнуть всё потерять, и открыть для себя весь мир, всю вселенную получить в подарок как коробку с конструктором. Сода-солнце показал нам, насколько это здорово, когда мир ждёт под кончиками пальцев касания Творца, готовый откликнуться на честность и открытость гения.