Сахалинцы с Украины

Сахалинская
Вчера нашлись наши родственники с Украины, и как-то сразу нахлынули воспоминания, хотя конечно последний год я часто думала, как там наши сахалинцы, нашедшие райский уголок на Украине, давно, в конце 60-х, но как оказалось сейчас, и в «раю» не обрели покой.

 Как давно это было...  Мать моя, вопреки воле, непростых по происхождению и по занимаемой дедом должности, родителей, выскочила замуж за простого сахалинского парня, была родителями отлучена от семьи и брошена на выживание — мол, одумается, когда хлебнёт сполна своей любви.  Надо сказать, что мать хлебнула, и не раз захлёбывалась, но как-то выплывала и так и проиграла в любовь всю жизнь, по её выражению, лишив детей детства, родителей спокойной старости, а себя всей жизни. Полтора года назад отца не стало, мать перенесла инсульт, потихоньку выкарабкалась и теперь живёт страстями сериальных героев.

  А тогда, в то время, когда страна одела траур по Сталину, мать вышла замуж, соединив свою судьбу с потомком сахалинских каторжан и местных гиляков. Не ищите в энциклопедиях — сейчас этой народности больше нет. Когда я читала у Чехова описание сахалинских гиляков, мне было обидно до слёз за свою бабушку, которая была чистюлей от природы. После гибели мужа на фронте всех четверых детей поднимала одна, но не опустилась, не потеряла своей жизнерадостности и жизнелюбия. Любила она и выпить. Работала в коопторге и, когда приезжала откуда нибудь с дальней заимки продрогшая и голодная, она наливала в миску водки, крошила туда хлеб и ела эту тюрю причмокивая и нахваливая, говоря мне пятилетней: «Хочешь попробовать, Олюшка?» Я каждый раз велась на её розыгрыш и потом долго плевалась под её звонкий смех.

 Никогда не забуду какую золотистую пшённую кашу варила баба Катя, поливая её для меня сладкой водичкой. Спустя многие годы, приехав в гости к постаревшей бабушке, я попросила её сварить кашу со сладкой водичкой и была сильно разочарована вкусом детства, к тому же выяснилось, что маленькая я не любила хруст сахарного песка на зубах, и потому бабушка растворяла его сначала в кипятке, затем поливая кашу этим сиропом. Всё так обыденно:(

   В детстве всё казалось незыблемым и постоянным. До школы я часто оставалась у тётки Нины — старшей сестры моего отца, и пока все взрослые были на работе, со мной нянчились трое её детей — Серёжка, Томка и Галка. Галка была самой старшей, старше меня аж на 10 лет, Томка на 7, а Серёжка всего на 3 года, но уже учился в школе и корчил из себя большого, неохотно брал меня с собой на улицу, но я всегда неизменно увязывалась за ним на стадион, где он с пацанами играл в футбол, а я, вся перемазавшись, собирала и ела клоповку и моховку, растущую здесь же в траве вокруг футбольного поля.
Томка была вертихвостка и всегда пропадала на улице. Во взрослой жизни я тоже виделась с ней всего один раз. Она в молодости, устроившись работать на судно, так всю жизнь и плавала по морям и океанам.

 Галке, самой старшей из всех нас, всегда попадало за нас — за наши разбитые носы и коленки, за грязные порванные платья и штаны, за разбросанные где попало книги и игрушки.

 Но не так всё постоянно в жизни, как оно видится в детстве. В 65-ом мои родители решают уехать на материк, и мы переезжаем в Поволжье поближе к родителям матери. Её отец к тому времени уже ушёл в отставку и они прочно обосновались в Ульяновске, купив дом-усадьбу с надворными постройками и большим яблонево-вишнёвым садом. Под окнами, выходящими во двор,была большая круглая клумба, обложенная кирпичом. И я, приехав, впервые увидела невиданные ранее цветы с открыток, которые  украшали витрины киосков, а я по наивности своей думала, что их выдумывали и рисовали художники.. Впервые я увидела и как растут яблоки, увидела впервые телевизор и холодильник, и впервые познакомилась со своей старшей сестрой, которая с пелёнок росла с бабушкой и дедом. Конечно же мы встречались с ней и раньше, но тогда я была так мала, что память о тех встречах сохранилась только у сестры, по словам которой я была маленькой «как хлебушек» и всё время спала.

 Отношения с сестрой сложились не сразу. Избалованная бабушкой и дедом сестра в почти 12 лет ходила гулять только с бабушкой, которая чуть ли не с ложки кормила любимую внучку 3 раза в день. И я, самостоятельная и независимая в свои 8 лет, с первого дня по приезду в Ульяновск, убегавшая на Волгу с утра и до позднего вечера, прихватив с собой только полбулки хлеба. Всё остальное  росло в спускавшихся террасами к Волге садах и огородах. 

 Первый мой день жизни в доме бабушки и деда был отмечен печальным событием.  Впервые увидев куклу с закрывающимися глазами, я дождалась, когда останусь  без внимания старших, залезла с куклой под кровать и разобралась таки, как работает механизм  движения глаз. Кукла была испорчена, сестра Танька рыдала, сжимая в объятиях ослепшую куклу, а я впервые в своей жизни была отшлёпана дедом, чего не простила ему до самой его смерти. И только став взрослой, я поняла какой он был человек, и что всё, что у нас было, мы были обязаны именно ему.  А тогда я в обиде ушла со двора и отлупила соседского мальчишку, который обозвал меня плаксой. Его мать притащила меня за руку на разборку к родителям. Отец меня похвалил за то, что смогла постоять за себя, а отношения с бабушкой и дедом были испорчены вконец.

 Позднее мы подружились с тем соседским мальчишкой, как и со всеми мальчишками в округе, и я была одна девчонка в их мужской компании, которая была с ними на равных. Мы купались до посинения в Волге, катались на великах и устраивали набеги на сады, ходили вместе в школу и, собравшись летними вечерами на нашем крылечке, читали вслух Конан Дойля. И как бы ни сложились судьбы моих старых, теперь уже в буквальном смысле, друзей, до сих пор каждый из них вспоминает при встречах, как они были в меня влюблены, в девчонку, которая лучше всех лазила по деревьям, гоняла на велике без рук и могла отмутузить Валерку Л., здорового увальня старше нас на два года.

 Уехав с Сахалина, я уже не надеялась, что когда либо вновь увижу своих двоюродных сестёр и брата. Но так сложилось, что поехав по путёвке, тётя Нина увидела Украину с её теплом и цветущими фруктовыми садами, с абрикосовыми лесами и черешней на газонах, решила без колебаний — этот рай для неё. И уже через год после нас, продав на Сахалине всё, что было нажито, в том числе и бабушкин дом, всё семейство перебралось на берег великого Днепра. И так разлука наша была не долгой, и через два года мы встретились.

 Это были мои первые каникулы на Украине. Отец, взяв перегон на УАЗе, завёз меня в Никополь к сестре, а сам поехал дальше, оставив меня на попечение всё тех же Галки, Томки и Серёжки. Сёстры к тому времени уже совсем заневестились и им было не до меня. А Серёжка был так рад встрече, что даже перестал стесняться меня перед друзьями. Мне пошёл уже 12-ый год и я с радостью училась нырять с открытыми глазами и ловить раков, или стоять с удочкой в одной из проток, заросшей камышами, с подоткнутым под купальник подолом платья, и радоваться небывалому клёву.

 Серёжка даже ввёл меня в святая святых новопавловских пацанов — схрон от сторожей колхозного сада. Если залезть на дерево у дороги и посмотреть поверх садовых деревьев, то сад простирался от дороги до самого горизонта, по периметру обрамлённый  непреодолимым зелёным забором из белой акации с 5-сантиметровыми шипами. Вот под этим забором хлопчики и сделали сначала подкоп, расширив его затем в самом глубоком месте до размеров комнатушки два на два метра. Лазы с обеих сторон колючего забора закрывались охапкой веток той же акации, и найти вход могли только посвящённые.

 Убедившись в безопасности, вся компания по очереди спускалась в подкоп с внешней стороны и оказывалась с внутренней. Затем, взгромоздившись каждый  на свою черешню, мы, переговариваясь между собой, ели сочную спелую ягоду до тошнотиков, а заметив объездчиков издалека, всегда успевали скрыться, растворившись в зарослях акации. Только раз сторожу удалось вдогонку попасть зарядом соли последнему из лазутчиков.  После чего лаз был засыпан землёй, а Валерка несколько дней сидел дома в тазу с водой и тихонько скулил.

  Подкоп вскоре был восстановлен, и мы по-прежнему отсиживались в подземном бункере при малейшей опасности и в непогоду, рассказывая страшные истории и поедая добытые трофеи. Так я провела три каникулярных лета.

 Я закончила 6-ой класс, когда родители вдруг окончательно решили  перебраться на Украину к родственникам отца поближе. Честно говоря, отец мой так и не смог найти общего языка с тестем и тёщей, и вот в 7-ой класс я уже должна пойти на новом месте жительства.

 Мебель загружена в фургон, мать приедет поездом позже, а мы с отцом трогаемся в путь. Крепко прижимаю к себе любимицу всей семьи — кошку Мурку редкого серо-голубого окраса.  Первая остановка в Волгограде возле столовой.  Закрыв кошку в фургоне, мы с отцом идём обедать. Вернувшись с обеда, мы не находим в фургоне кошку, тщетно зовём её приманивая кусочками мяса, прихваченными для неё из столовой. Мурка пропала. Решив, что где-то в кузове есть щель, мы бегаем по ближайшим дворам зовя Мурку и заглядывая в подвалы и подъезды. К вечеру, потеряв всякую надежду, трогаемся в путь.
Уже затемно находим тихое место для ночлега, вытерев слёзы, лезу в кузов чтобы устроиться на диване, и в этот момент со скрипом приоткрывается дверка шкафчика и оттуда потягиваясь выходит заспанная Мурка. Это был миг счастья.

  Обустроив выделенную нам бабушкой комнату, мы с отцом едем с документами в школу. Выясняется, что школьная форма здесь не требуется и, хотя она куплена заранее, я конечно же хочу быть не хуже других. Тётя Нина, профессиональная швея, за один день шьёт мне чудесное платье с необыкновенными хрустально-прозрачными пуговицами, а под платье отец покупает первые мои туфли на каблуке. Конечно «каблук» это громко сказано, каблучок был всего 3-4 см, но зато самый модный — трапецией.

 Конечно в школе у меня сразу появились друзья, но всё же больше всех вспоминаются мои родные и близкие, особенно Серёжка. Он уже учился в выпускном классе, закончив музыкальную школу, и кроме основного инструмента аккордеона, он прекрасно играл на гитаре. Вечерами возле двора под абрикосами собиралась большая дружная компания, и я с открытым ртом слушала как играет Сергей, и подражая Высоцкому, поёт его песни.  Несмотря на полное отсутствие у меня слуха, брат всё таки помог мне заучить несколько аккордов, нажимая клавиши одним пальцем «Где же ты, Маруся? С кем теперь гуляешь? Одного целуешь, а меня кусаешь»

  Не довелось долго пожить на Украине. Между матерью и отцом, как всегда, кипели страсти, и в конце учебного года, после очередных разборок и скандалов, утром, когда отец ушёл в рейс, подъехал контейнеровоз, грузчики быстро загрузили наши вещи, и мы с матерью уехали.  Кошка Мурка счастливо жившая в частном доме и гулявшая сколько угодно во дворе, лазая по деревьям и нежась в солнечных лучах на крыше, осталась жить у бабушки.

 Серёжку я видела ещё два раза — когда он служил в армии и приезжал к нам на побывку. В семейном альбоме сохранилось фото, с которого он в форме красивый и улыбающийся снисходительно смотрит на меня: «Ну что, малявка?»
Накануне свадьбы, мы с будущим мужем поехали в город на Днепре знакомить жениха с родственниками и пригласить на свадьбу. Сергей к тому времени уже был женат и,  они с женой Олей уже ждали первенца. И у Галки с Томкой уже были дети.
 Я давно уже жила в другой стране, когда пришла страшная весть — Сергей погиб спасая свою жену, оставив её одну с двумя детьми.

  Много воды утекло, давно нет Украинской республики,  нет моих бабушек, нет тёти Нины, год назад не стало моего отца. После инсульта я перевезла мать к себе, адреса и телефоны все сменились, связи с роднёй отца утеряны, но последний год мы всё чаще и чаще вспоминаем Галку с Томарой, оставшихся теперь уже в чужой стране, где уже не райский уголок, а скорее адский.

 И вдруг звонок на сотовый: незнакомый номер, незнакомый голос: - Украина? Никополь? Нет, Валентина больше нет, умер больше года назад. Римма? Да, жива, после инсульта живёт с нами. Саша? Галкин сын?  Сашка! Да это я, Ольга! Помнишь???  Нет, конечно не помнит, ему было тогда два года, А сейчас? Сейчас 41. Боже, как летит время! Где вы? Как? В Липецке? Как устроились? Как нас нашли? Как там наши, не стреляют у них?  Тоже собираются переезжать? Домой, на Сахалин? Ну и правильно!
 Боясь обрыва связи, записываю номера телефонов Галки и Томары. Вечером обязательно буду звонить...