Вороны

Николай Башмаков 2
Вороны.

Мне показалось странным, когда  на огромном тополе, что растёт позади нашего дома, вороны, как какие-нибудь аисты или грачи, свили своё гнездо. До этого я не  видел, чтобы ворона обыкновенная жила рядом с человеком, и всерьёз забеспокоился. Кур они, конечно, не тронут, а вот цыплята могут стать объектом их нападения. Тем более что и на кур и на  цыплят  уже объявился охотник. Ястреб-тетеревятник начал разбойничать, как только куры вышли на вольный выпас, и уже утащил двух несушек. По этой причине я всегда держал наготове ружьё.

Однако последовавшие за этим события меня успокоили. Вороны не только не нападали на кур, а помогали им. В отличие от канюка, тетеревятник не парит в воздухе, выискивая добычу. Прилетает низом, садится на дерево или куст, маскируясь среди листвы, и выжидает.  Куры не видят его на дереве, теряют бдительность,  и самая беспечная из них становится его добычей.

Совсем иное дело вороны. Старые опытные птицы  прекрасно видят хищника, как бы он   ни маскировался. Мало того, как только он прилетает, они немедля поднимают шум в виде тревожного: "Кар! Кар! Кар!"

Куры очень быстро научились распознавать эти  сигналы беспокойства. Особенно хорошо понимал их предводитель куриной  стаи.  Едва вороны начинали тревожно каркать, петух тут же "включал" свой  сигнал опасности, и куры со всех ног удирали под навес дровяника. Что интересно, они прекрасно распознавали интонацию. На обычное карканье не реагировали и продолжали, как ни в чём не бывало, работать лапами, выискивая подножный корм.

Совсем сменил своё отношение к воронам я после происшествия с цыплятами. Для того чтобы цыплята не стали добычей коршуна, я сбил для них деревянный каркас, который накрыл сеткой. Каркас с сеткой регулярно переносил на новое место с зелёной травкой, чтобы куриное потомство могло искать себе подножный корм.

Однажды во время послеобеденного отдыха   прилёг в доме с книгой.  Зачитался.  Вдруг от книги меня оторвал ворон. Он сел  на створку открытой наружу форточки и громко закаркал: "Кар! Кар! Кар!" Явно предупреждал: "Непорядок в твоём королевстве, хозяин! Беспредел творится!"

Бывало, и не раз,  на форточку в поисках мух садилась синица. Даже сорока однажды прилетала. Но чтобы ворон! Значит, во дворе действительно происходит что-то из ряда вон выходящее.

Я схватил ружьё и выбежал из дома.    В каркасе, где  гуляла куриная молодь, истошно орал цыплёнок. В воздухе метались и подавали тревожные сигналы ласточки.  Сразу стала понятной и причина этой тревоги. Рядом с "цыплятником" сидел здоровенный тетеревятник. Он просунул в щель между землёй и каркасом клюв, ухватил цыплёнка за крыло и пытался протащить того через  щель. Ястреб так был увлечён, что заметил меня слишком поздно.  Я подбежал  метров на десять. Он бросил цыплёнка, взлетел и сам стал добычей охотника.  С такого расстояния промазать я не мог.

В этом случае получилось, что вороны не только предупредили об опасности кур, но и информировали непосредственно хозяина. Ворон прилетел и сел на форточку именно той комнаты, где я отдыхал.

После ликвидации распоясавшегося тетеревятника   куры и цыплята гуляли без страха.  Спокойнее стало  и воронам, у которых из гнезда уже торчали головы двух воронят. Теперь вороны гнали подальше от гнезда всех птиц,   прежде всего –   сорок, которые вечно вертятся вокруг жилья человека в поисках того, что плохо лежит.

Воронята быстро подросли, начали вылетать из гнезда. Они не боялись человека и садились то на крышу дома, то на дровяник или баню. Куры и подросшие цыплята при виде их сначала шарахались, как от ястреба. Но скоро привыкли.
Воронята, очевидно, были разными по полу. Один –  большой и толстый, другая –   меньше и тоньше. Что интересно, они воспринимали человека и его жилище как защиту.

Однажды, когда  родители улетели искать корм, а воронята поджидали их сидя на коньке дровяника, в небе появился парящий канюк. Петух немедленно поднял тревогу. Куры бросились под навес, а воронята среагировали по-разному. Толстый тоже залетел под навес и уселся на поленницу, а его сестра полетела прямо ко мне и нырнула вглубь лиственницы, которая растёт  на пасеке и возле которой я работал. Как эта молодая ворона поняла, что человек её защитит?

Время шло, и  воронята стали улетать вместе с родителями на поиски корма. Однажды я обнаружил всё семейство на огороде, где среди картошки росли  подсолнухи. Все четверо сидели на подсолнухах и мирно клевали семечки. Старший ворон поглядывал на меня, оценивая мою реакцию, но сигнала "на взлёт" не подавал. Он как бы хотел сказать: "Не сердись, хозяин! За добро надо платить добром.  Не зря же мы  всё лето в твоём хозяйстве охранниками работали!"

Я не стал шуметь и потихоньку ушёл. Бог с ними, с семечками. Не стоит  из-за пустяков терять дружбу с теми, кто тебе доверяет.
 
Понял  и причину лояльности ворон к человеку. Не раз наблюдал  в поле, как ястреб несёт в когтях молодого воронёнка, а за ним летит стая обиженных и бессильных помешать этому ворон.   Поля заросли, больше стало дикой птицы. 

Увеличилось и количество пернатых хищников, которые обожают охотиться на птичью молодь.  Чтобы не остаться совсем без потомства, и ищут вороны защиту у человека.