Как я ненадолго стал таксистом

Николас Алексеев Проза
 КАК Я НЕНАДОЛГО СТАЛ ТАКСИСТОМ

г. Москва                6.03.2015 г.

         Вот еще такая занимательная история. Моя молодость попала на начало лихих девяностых. И в поисках самореализации в рушащейся стране я попробовал много профессий. Был военным моряком, фотографом, сборщиком мебели, мелким коммерсантом, налоговым инспектором, пока не попал в военно-промышленную отрасль, а затем в энергетику. Но, признаться, никогда не подрабатывал извозом, тем более не работал в такси. Нет, подвозил, конечно, если имелось время и было по пути, но исключительно бесплатно.
         Дело было в марте уж не помню какого года, в самом начале двухтысячных.
Я поездом направлялся в командировку в маленький уездный волжский городок Энск. Ранним утром, около 6 утра, я вышел на платформу города Дзержинска, бывшего промежуточной точкой моего путешествия. Солнце еще не встало. Накрапывал слабый дождик, добивая остатки грязного привокзального снега. Подземный переход вывел меня на небольшую площадь перед обшарпанным вокзалом. 
         Для тех кто не знаком с городом Дзержинском - это город химиков и, немалый по своим размерам, райцентр с населением в четверть миллиона. В те далёкие годы он представлял унылую картину. Плохонькие, разбитые дороги. Монументальные дома центральных улиц, возведенные еще в сталинскую эпоху облупились. А краска, которая ещё сохранилась на них, удивляла палитрой жгучих цветов.
         На площади сиротливо сбились в кучу полдюжины "Жигулей", ожидая своих клиентов.
         Состояние пассажирского извоза тех лет в райцентрах области заслуживает отдельного описания. Основу парка составляли классические жигулёнки пятой и шестой модели. Часто в отвратительном состоянии. Но всё это меркнет перед водительским составом! "Прижатые" низкими тарифами, руководители таксомоторных предприятий вынуждены были набирать на работу "зелёную" молодёжь, только получившую водительские права, ещё не окрепшую профессионально, да и мозгами.
         Так, один раз меня вёз пацанёнок с красными ошалевшими глазами, который просто засыпал  за рулём. Оказывается, он всю ночь провёл на вечеринке-попойке. А в четыре утра его послали за мной в путь - сто километров в одну сторону и столько же обратно. До меня он с горем пополам доехал. А дальше бодрствовать молодой организм отказывался. Пришлось всю дорогу смотреть за ним, держа руку на его плече, и то и дело встряхивать его ото сна.
          А один горе-таксист-меломан провёл тюнинг своего драндулета, установив на задней полочке огромную колонку, которая вылезала в салон за спинку заднего сидения сантиметров на десять. Сидеть в компании с ней было просто невозможно, но незрелому водиле это было невдомек. Пришлось объяснять. Доступно...  Что говорить, поездки с такими водителями реально были опасны для здоровья и жизни...
          В сумерках подсвеченные изнутри такси напоминали витрины, где в качестве экспонатов выступали сами таксисты. Пройдя мимо "витрин", я не увидел никого, заслуживающего доверия. Лишь в конце строя таксолайнеров мой взгляд приковала неновая "Волга 31029". В ней восседал пожилой водитель - настоящий божий одуванчик. Такой авто и такой водитель сильно диссонировали на фоне коллег. Будучи по характеру экспериментатором, я решил рискнуть.
          Дедушка оживился, когда я открыл дверь, и одобрительным кивком пригласил в чистенький салон своей машины:
          - Куды поедем, сынок?
          - В Энск, папаша.
          - Ладно, сколько дашь?
          - Я сколько хотите?
          Дед задумался, неуверенно вырулившая с площади. Позже я понял, он просто не знал, куда ехать и как далеко находится Энск. Поэтому боялся прогадать:
          - Сколько не жалко. Не обидишь же ты старика?
          - Не обижу. А там... как везти будете. Но лучше - не спешно, - сказал я и понял, что смысла в этом предупреждении не было. Спешить ветеран таксомоторных войск не собирался. Или не умел...
          "Волга" медленно  пересекла город и остановилась перед выездом на трассу. По трассе довольно оживленно двигались фуры. И тут мой дедушка застыл...
          - Что-то случилось? - поинтересовался я.
          -  Я ведь, мил человек, только недавно за руль сел, хоть права у меня - уже скоро 50 лет! И если честно, за черту города никогда не выезжал...
          - И что теперь делать будем? - разочарованно выпалил я, понимая, что вариантов у меня не много. Другие таксисты уже далеко, а по федеральной трассе обычно едут по делам, а не в поисках пассажиров, поэтому поймать новое таксо мне представлялось делом не простым, - Что ж вы раньше не сказали?
          - Боялся, что не сядешь. Что делать... Ты, я смотрю, парень смышленый, хваткий,  за рулём, наверняка, умеешь. Так садись и езжай! А дедушка рядом отдохнет. Историю тебе расскажет какую-нибудь.
          - Хорошо. Пересаживаемся, - скрипя сердцем согласился я. Проблема была в том, что уже много лет мои собственные машины были с автоматической коробкой передач. И было оправданное опасение, что навыки езды с механикой позабылись.
          На удивление, быстро ноги и руки вспомнили былое. И "Волга" неспешно поплыла к месту назначения. Жалко, что таких машин уже мало на наших дорогах. Эта машина, как адмиральский катер, буквально плыла: мягкие рессоры валкой подвески, небыстрый ход - полная иллюзия морской прогулки. В довершение: мягкие сидения и рыскающий руль-штурвал, которым приходилось постоянно подруливать.
          Дед тем временем начал свой рассказ. Оказалось, он сам почти местный, и ещё в молодости, после армии жизнь забросила его на севера', за полярный круг. Там он познакомился со своей старухой. Начал трудовой путь машинистом поезда, потом продвинулся по карьерной лестнице: работал уже в конторе по части охраны труда и техники безопасности. Рано вышел на пенсию.
          - Ты, сынок, не знаешь, как Север силы забирает. Я ведь не такой старый - шестидесяти пяти ещё нет, а сил совсем мало осталось.
          - Знаю, Батя. В Североморске служил, на флоте.
          - Тогда понимаешь меня. Как на пенсию вышли с бабкой, сразу оттудова дёру. Пожить ещё. Сначала - в Сибирь, в Омске жили, для акклиматизации. Потом уже здесь домик купили в поселке под Дзержинском. Родная земля, она ведь тянет, зовёт. Пятый год уже живём. Да только скучно мне стало. И мечта с детства была - "Волгу" купить. Вот теперь играюсь...
          За полтора часа дороги дед рассказал мне много интересных историй. Пару раз засыпал ненадолго. И наконец, мы доехали.
          - Ну всё, отец, приехали. Держите гонорар, - за непосредственность, из уважением к старости и интересные рассказы я заплатил незадачливому таксисту две обычные таксы. - Как теперь обратно поедете?
          - Ты, сынок, не переживай. Я дорогу запомнил. Поеду не спеша. Отдохну, если что - мне спешить теперича некуда, бабка к ужину ждёт. Заблужусь, так люди добрые помогут - подскажут.
          - Ну в добрый путь, - пожав руку моему "извозчику", попрощался я.
          - И тебе, сынок. Бывай.
          Вот так, нежданно, на короткий срок я стал таксистом. Правда, без оплаты за свой труд. Вернее, сам за это заплатил. Всё равно - это лучше, чем с местными джигитами