Смысл человеческого бытия. Конспект

Владимир Галин
                Смысл человеческого  бытия.

                (Конспект)

                Человек -высшая ступень организмов на Земле, общественно-исторической деятельности и культуры.

               Отличительную особенность человека наука видит в способности производить орудия труда , использовать их для воздействия на окружающую природу.

                Сущность человека- есть ( по определению К. Маркса ) «совокупность всех общественных отношений.»

                Современный вид человека (Homo Sapies) -Человек разумный, появился более 40000 лет назад. Письменные источники ,зафиксировавшие  историю развития человеческого общества , насчитывают  не более 5-6 тысяч лет ( «Законы царя Хамурапи», древнеегипетские  папирусы, философские труды Платона и Аристотеля были записаны не более как 2500 лет тому назад, т. е .в 4 -3 веке до нашей эры.

              «Библия»-сборник разновременных и разнохарактерных сочинений , которые отражают различные социальные, политические и этнические воззрения записаны в 8 веке до нашей эры- в 2 веке нашей эры.

               Стремление человека осмыслить окружающий мир  проявлялось в самом процессе становления человека и развития его интеллекта.Всё это нашло отражение в философии-науке о всеобщих законах развития  природы, общества и мышления, общей методологии научного познания.

                Основным вопросом философии  является вопрос  об отношении мышления к бытию, духа к природе.

                Философы, которые утверждали, что дух существовал прежде природы ( Платон), положили начало идеалистическому направлению.

                Философы(Аристотель), которые основным началом считали природу , стали называться материалистами.

                Между этими направлениями идёт и по сей день борьба . В борьбе философских направлений в конечном счёте отражается борьба общественных классов  и партий.

                Философия , будучи обусловлена социальной действительностью . Оказывает активное воздействие на социальное  бытие , способствует формированию новых идеалов , норм и культурных ценностей.. Основываясь на теоретических и практических отношений человека  к действительности  философия выявляет отношение субъекта и объекта.

          Исторически сложившиеся основные  разделы  философии: ОНТОЛОГИЯ (учение о бытие) , ГНОСЕОЛОГИЯ  (теория познания) ,ЛОГИКА, ЭСТЕТИКА,.

          В решении различных философских проблем выделялись такие противостоящие друг другу направления , как ДИАЛЕКТИКА и МЕТАФИЗИКА , РАЦИОНАЛИЗМ и ЭМПИРИЗМ, НАТУРАЛИЗМ и СПИРИТИЗМ, ДЕТЕРМИНИЗМ и ИНДЕТЕРМИНИЗМ и др.

         Философия, как форма общественного сознания ,наука о наиболее общих  закономерностях  мира в древнейшие времена. Философия существовала в Китае, индии. В 7-6 веках до нашей эры она возникла и в Древней Греции,где достигла высшего развития.  Д
Труды Героклита, Демокрита, Платона, Аристотеля, Эпикура  дошли до наших дней.

            В средние века (  6-15вв. н. э. )философия характеризуется подчинением богословию. Религиозно-идеалистическая философия получает название СХОЛАСТИКА . С 16 в. внутри схоластики развернулась борьба реализмом и номинализмом.

              С развитием капиталистического производства и ростом опытных наук ( открытия Н. Коперника, Г. Галилея и др.) связано плодотворное  развитие материалистической философии 16-18 веков.

              В начале 19 века Гегель сформировал основные направления диалектического метода. ,но его диалектика была идеалистической . Крупным материалистом был Людвиг Фейебах . Карл Маркс  на основе их положений  сформулировал мировоззрение ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛИЗМА,


            
             В чём состоит смысл человеческого бытия?

              Смысл есть идеальное содержание , идея, сущность , предназначение, конечная цель ( ценность) чего -либо.

                А бытие -философская категория,обозначающая , не  зависимое от сознания существование объективного мира , материи, природы, а в обществе -процеса материальной жизни людей.

              Следовательно  , поскольку человек есть субъект общественно-исторической деятельности и культуры, есть «совокупность  всех общественных отношений», то смысл человеческого бытия  есть общественное бытие, т. е. материальные отношения  людей друг к другу и природе.

                Отражением общественного бытия в процессе деятельного отношения  людей к действительности является общественное сознание.

                Таким образом общественное бытие определяет общественное сознание людей,вместе с тем общественное сознание обладает относительной самостоятельностью и оказывает обратное влияние на общественное бытие.

                Смысл человеческого бытия заключается в познании законов объективного мира , законов природы, и на этой основе обеспечить своё существование и развитие.

                Философы давно пришли к выводу,что мир познаваем, границы  его безграничны, процесс познания  непрерывен и бесконечен.

                Стараясь, стремясь проникнуть в тайны мироздания , человек создал ( и продолжает создавать)  не только орудия физического труда, (от каменного топора до робота_), но и орудия умственного  труда, мысленной деятельности Изобретение микроскопа и телескопа не бывало расширили возможности человеческого мозга (мышления) проникнуть  в тайны  мини и макро  мироздания. Не бывалую возможность человеческому разуму представил компьютер.

               
                Высшее творение природы — человеческий мозг.

               История человеческого разума несёт на себе следы его моделирования. Кибернетика  многократно увеличивает возможности анализов, расчетов, конструирования и выбора вариантов и комбинаций.

                На каждом этапе своего развития человеческая цивилизация обретает всё более мощные средства воздействия на природу. Человек покоряет природу , овладевает ею  в соответствии  с неточно понятыми историческими задачами собственного бытия, накидывает на мир  сеть , сотканную  из его предпочтений , интересов, опасностей, защитных реакций. Тем самым в каждую эпоху из природы вычленяются , используются и культивируются те объекты , которые приносят непосредственную пользу человеку.

              Зачастую человек по варварски относится к окружающей его природе. Вырубает леса,загрязняет атмосферу, хищнически относится к полезным ископаемым, пресной воде.

               Поэтому всё большее значение имеют идеи разумно -экологического отношения к миру, но ещё  не в силах преодолеть вековую инерцию. Не беречь природу,значит рубить сук, на котором сидишь.

              Не лучше обстоит дело и с человеком. Нельзя переоценить  свои знания и познания самого себя , преувеличивать свои возможности. Не  все достижения в науке идут на пользу человека ,многие из них таят в себе смертельную опасность не только для человека  но и всей природе.

             До сих пор в полной мере  не осознаны  все следствия и последствия современных научно-технических достижений.

          Так в чём же суть человеческого  бытия? Этот вопрос стал интересовать и волновать человека с того времени , как человек стал осознавать себя как таковым и выделять себя из окружающего его мира.

            Сама философия есть мировоззрение , т. е. совокупность взглядов на мир  в целом и на отношения к этому миру. Сущность философии — в размышлениях над всемогущими проблемами в системе  мир-человек.

             Каждый человек размышляет над вопросом от жизни и смерти. , о неминуемости своего конца. Поэтому проблема человека среди всех остальных проблем философии  имеет приоритетное значение.

               По утверждению  русского философа Бердяева  то, что будущее  у каждого человека всегда приносит смерть , вызывает у человека тоску. Тоска , в сущности, всегда есть тоска по вечности. Тоска направлена к высшему миру и сопровождается чувством ничтожества , пустоты, тленности этого мира.

              Философия ,конечно, не даёт нам вечности но она помогает осмыслить эту жизнь ,помогает найти её смысл и укрепить свой дух,.

            Потеря высших мировоззренческих ориентиров в жизни ( ответ на простой вопрос-зачем я живу?) может вести к самоубийству, наркомании, алкоголизму, преступлениям.

             Сокровища непосредственной  жизни( по утверждению  философа Соловьёва) имеют цену лишь тогда, когда над ними стоит безусловная цель. Утеря цели  есть утеря смысла жизни( своего бытия )

             Нам протяжении многих столетий , начиная с эпохи рабовладения и по сей день, значительная часть человечества  пребывает в отчуждении от собственности на средства производства, от власти, от продуктов своей деятельности . Человек оказывается порабощённым и физически и духовно. Поэтому, по утверждению  Соловьёва , философия «освобождала человеческую личность от внешнего насилия и давала ей внутреннее содержание»

              К проблеме отчуждения человека и роли философии в преодолении этого отчуждения  обращались многие философы  XX  столетия. Так  философ А. Швейгер  видел в развитии цивилизации не только положительные стороны , но и её негативные  стороны.

                С ускорением  развития человеческой цивилизации  изменился весь образ жизни человека , особенно в наши дни.

               Жизнь современного человека во всех слоях общества  ведёт к умиранию в нём духовного начала . Абсолютна праздность ,развлечения ( тусения!), желания забыться  , становятся для него физической потребностью. Не познания и совершенствования ищет он ,а развлечения -притом такого, какое требует минимального духовного напряжения. Бездумье для человека становится второй натурой.

                Обстоятельства современного бытия не позволяют нам относится друг к другу , как человек к человеку. Если ты здоров и богат, ты -умный, ты всё Если бедный да ещё и больной,  ты дурак и ничто. Так в конечном счёте происходит деградация.

             Мировые войны потрясают основы человеческого бытия.

             Противовесом негативным тенденциям в обществе,которые ведут к деморализации общества ,является философия ,которая наполнена  глубоким этическим смыслом ( А. Швейцер) .Такова гуманистическая  функция философии.

            Другой мировоззренческой функцией  философии  является  социально — аксологическая  функция , в которой разрабатываются  представления  о таких ценностях как Добро. Справедливость, Правда, Красота, а также формирование представлений о социальном( общественном )идеале.

             В философских концепциях прошлого ,начиная с Платона  и Аристотеля до Фихте и Маркса, давались разные рекомендации для практических политических действий. Так Платон рекомендовал упразднить частную собственность и семью. Фихте призывал для обеспечения социального равновесия осуществить систему широко организованного и бдительного полицейского надзора.

       Но сама философия не может нести ответственность за тот или иной  установленный режим.

            Уже в начале XX века  в философии была осознана необходимость размежевания  философии и теории гос. Устройства.Важный вклад в это понимание  внёс П. И. Новгородцев.


               Общественный идеал имеет свои корни в живой человеческой  личности. Общество это не нивилировка личностей, но именно связь различий. Личность находит в обществе не простое повторение своих жизненных задач , а выполнение своих сил в стремление к идеалу. Из понятия личности  вытекают не только её притязания , но и её обязанности солидарности и единства с другими. Таким образом Новогородцев  определяет , что общественный идеал есть  принцып свободного  универсализма.

                Философ  постоянно сталкивается с расхождением  социальной действительности с идеалами. Размышляя над социальной действительностью философ приходит к критике этой действительности. Даже тогда, когда философ (Спиноза, Гегель) говорит о разумности мира и призывает к примирению с действительностью , даже тогда, когда он (Шопенгаур или буддисты) ,стремясь уйти от земных дорог и проповедуют нирвану, он непременно исходит из своего понимания  истины и пути к ней, начинает с критики , с опровержения  иных на его взгляд , неверных представлений. Критикуя идеи старого мира , философ критикует -вольно или не вольно- сам старый мир.

             Философия ,подобно науки, есть сложная динамическая информационная система , созданная для сбора , анализа и переработки информации с целью получения новой информации. Философия выступает самым общим интегратором.

              Основной вопрос мировоззрения — это вопрос о взаимоотношении «мы» (части) и «оно» (целого»

              По И. Канту сферу  философии составляют вопросы:  1. Что я могу знать? 2. что я должен знать? 3 . На что я смею надеется? 4 . что такое человек?.5 . В  чём смысл твоей жизни? 6 Что тебе надо в мире? 7. Что такое истина? 8 что такое конечность тела и бесконечность духа? 9 В чём счастье человека? 10 Что такое  красота, любовь ,героизм?

            Размышляя о такого вида вопросов , человек  неизбежно приходит к определённой мировоззренческой позиции. Вопрос об отношении человека к миру  является главным, основным  вопросом всякого мировоззрения.

         Проблемы материального бытия нераздельны от бытия человека, без которых невозможно представление о мире в целом, невозможно цельное видение мира и места в нём человека.