Пробуждение природы

Эльвира Гусева
Великий мастер живописного пейзажа  Исаак Левитан писал  осенние и  весенние пейзажи, но однажды свершилось  чудо. Он написал картину «Март», которой было суждено стать одной-единственной в его огромной коллекции.

Появление этой картины в 1895 году стало поворотным моментом в истории пейзажной живописи. Левитан стал первым, кто так  красиво написал зимнюю природу,  после него  появятся  картины зимы других художников, но он навсегда останется первым.

Что же подвигло мастера к написанию такого  зимнего пейзажа? Оказывается, всё  просто: любовь  художника  к молодой  женщине  вызвала музу, навеявшую мысль о написании  картины,  насквозь просвеченной солнечным светом  любви  и радости.

Начало марта, снега  ещё много, но всё уже дышит весной. Сюжет  весьма прост. Возвратившийся  путник, оставив  лошадку, запряжённую в сани, вошёл в дом. В ожидании хозяина, лошадь пригрелась на тёплом солнышке, прикрыла тяжёлые веки, кажется, что она даже перестала жевать и тихо дремлет, её разморило.  Тепло идёт не только от солнечных лучей, которые  заливают  и угол  дома,  и дорогу.

Прогретый солнцем, жёлтый дом, отдаёт тепло, в котором  нежится не только лошадка, но и близстоящие деревья. Тонкие  ветки берёз  и  осин  тянутся к небу, слегка прикрывая его, словно тончайшей паутинкой, придавая тем самым прозрачность и  лёгкость  пейзажу. Сквозь их переплетение  просматривается совершенно голубое небо, на котором нет ни единого облачка.

Макушки  пушистых сосен устремились вверх.  Разогретые солнцем, они  источают  тонкий смолистый аромат.  Под толщей   грубой коры  идёт невидимая глазу работа: топится пахучая  смола.

Купаясь в солнечных лучах, деревья отбросили тень на снег, который в той части картины почти не тронут. Какая интересная цветовая гамма расплескалась по белому снегу, делая  его голубоватым, розоватым, сиреневым,  фиолетовым – сколько самых  неожиданных  оттенков! Замечательная находка художника  позволила  создать празднично – радужное настроение.

Игра солнечного света  преобразила  самый обычный пейзаж, половину которого занимает снег. В переливах  ярких лучей  снег искрится, сверкает и тает. Солнце буквально на глазах  разрушает  плотную толщу снега по  краям дороги, но  делает это по-своему, очень красиво.

Едва оплавившись, снег превратился  в прозрачные льдинки, которые  образуют тончайшее ледяное кружево.  Преломлённые  лучи  мартовского солнышка  окрашивают  ажурный узор  в сказочные тона, любоваться которыми  можно  до бесконечности.

Сочетание  зимних и весенних цветов  и оттенков  создали  радостный колорит  картины. В обычном мартовском  пейзаже художник  запечатлел необратимые перемены  в природе: таяние снега и наступление  весны,  предстоящую  летнюю радость, с её  разноцветьем.

Картина «Март»  стала настоящим событием в русской живописи. Так  откровенно  и ярко раннюю весну  не писал  ни  один художник.  Являясь  страстным поклонником  русской природы,  Левитан  открыл зрителю   мир  её  чарующей  красоты, позволил услышать волшебную сонату  весеннего  пробуждения.

По всей видимости, художник был настолько убедителен, что  впоследствии его примеру последовали многие живописцы. Картина И. Левитана «Март» сразу же была приобретена  П.М. Третьяковым для   своей коллекции, где хранится и поныне.