Моя бабушка ч. 2

Мария Каменяка
  "Год мы прожили спокойно,а осенью 44-го стал приближаться фронт.Опасаясь того,что опять нас могут куда-то погнать,мы с Прасковьей Ефимовной ушли на хутор к ее знакомым.Хозяева хутора из страха перед коммунистами бежали в Швецию,и мы остались втроем на большом хуторе.Прекрасный дом,пять коров,свиньи,куры,ешь что хочешь.Как-то раз забрел к нам немец с автоматом,смотрел дикими глазами.Перепугались мы,дали ему еды,и он ушел.В конце августа началось опять военное столпотворение,опять линия фронта,здесь уж и танки пошли.Мы забрались в погреб и сидели там не знаю сколько дней.От холода и сырости у меня начался фурункулез,мучилась ужасно.Как-то раз под утро,после сильного грохота и воя,все стихло,и слышим над нашим погребом русскую речь.Вылезаем,видим: наши пришли! И слезы,и радость.И даже не верится,что война,как будто,идет к концу.На радостях пошли обратно в город,и попали опять под сильнейшую бомбежку,но это уже была последняя.Как только начала работать почта,мама написала письмо бабушкиной сестре тете Жене,которая жила в Салтыковке под Москвой,с просьбой сообщить что-нибудь о наших родных.Все эти годы мы ничего о них не знали.Тетя Женя поспешила нам ответить,что все наши живы и находятся в эвакуации в Омске у дяди Гриши.Собрались ехать,но по военному времени везде требовались пропуска.Опять начались мамины хождения по комендатурам,бесконечные вопросы - почему да отчего оказались у немцев.Наконец получили пропуск в Омск.Но приходит письмо от бабушки,в котором она сообщает,что едет в Балашиху к тете Тане.Нам пропуск в Москву,конечно,не дают,но сам же комендант,видя мамины слезы,подсказывает:"Ведь вы же все равно в Омск через Москву поедете!" Вот уж правда,мир не без добрых людей.На вокзал нас провожала Прасковья Ефимовна.Посадка была ужасная,вагоны переполнены ранеными и женами военных.Почти все вещи пришлось оставить на перроне (потом Прасковья Ефимовна их продала и прислала нам деньги),сами кое-как сели у кого-то на ногах.Ехали со страхом,думая,как будем без пропуска выходить с вокзала.Приехали в Москву,везде свет,никаких затемнений.Мы как жулики пробираемся к выходу - и свободно оказываемся на улице.Успокаиваемся только в трамвае...Всему бывает конец,и нашим дорожным мучениям тоже.Наконец встретились со своими дорогими родными - слезы радости,об'ятия,рассказы о пережитом...
  Мы с сестрой Верой пошли в школу,в пятый класс.Учиться было трудно - мы сильно отстали.Ходила я в школу в подвязанном мамином платье.Девчонки подшучивали,вытягивали платье.Они войны не видали и были совсем другие,мы с Верой от них отличались.Взрослые стали устраиваться на работу.Паспорт у мамы был весь в печатях со свастикой.В
Облздраве на нее наорали - как смели приехать,но потом,как
специалисту,предложили на выбор Звенигород и Загорск.Мама
выбрала Загорск...Лавра в 1944 году была еще закрыта.Самое главное было для нас - церковь,ходили в Ильинскую.Особенно оживилась духовная жизнь с приездом архимандрита Гурия(Егорова),он сразу ввел по вечерам в воскресные дни акафист преподобному Сергию,и в конце говорил проповедь.Я что-то так плакала на этих службах,что о.Гурий обратил на меня внимание и сказал,чтобы я к нему пришла - он жил недалеко от храма у старосты Сарафанова.Я вошла в дом и почувствовала запах пирогов.Этот запах совсем забылся,и я думала,что их уже нигде не пекут.У меня сами собой полились слезы,батюшка обеспокоился,спрашивает,а я ничего сказать не могу.Было мне 14 лет.Он мне дал книгу про святителя Николая Японского,потом "Историю русской Церкви".Пригласил к себе маму,бабушку,и,узнав,что очень нуждаемся,стал нам постоянно помогать.Царство ему Небесное,никогда не забыть этого.Мы смогли обуться,кое-как одеться...Приближались экзамены,которые тогда сдавали с 4-го класса.В пятом классе
я училась только 3-ю и 4-ю четверть,и очень боялась.Стала ежедневно класть по 9 поклонов Божией Матери,и-о чудо!-мне попались билеты только о том,что я проходила,сдала на пятерки.
 Мама,наконец,прописалась,получив совет от начальника паспортного стола:"Неужели вы не могли этот паспорт потерять?" Мама прибежала домой и бросила его в печку.Потом последовали радостные события,окончилась война.Узнали мы об этом так.Бабушка с мамой уехали в Балашиху,мы с Верой болели и накануне не были в школе.Я пошла узнавать уроки.Получаю ответ:"Галя,три дня не учимся,война окончена!" Прибежала я к Вере,как стали мы с ней плясать!Плачем и смеемся,такая была радость - не передать.Вернулись дяди с войны - Ростя и Володя,целы и невредимы по бабушкиным молитвам.Оба все время были на передовой. Далее новая радость - открытие Лавры! В 1946 году в Великую Субботу мы всем классом сговорились не петь на зарядке перед занятиями - все от бабушек знали,что нельзя петь в этот день.Военрук командует:"Раз,два,три!"-мы маршируем и молчим.Он еще и еще,-попрежнему молчание.Скомандовал всем остаться после уроков,и мытарил нас часов до 10 вечера.Потом уж кто-то пропищал,и он нас всех выгнал.Пошли мы всем классом в Лавру.Отдали пока один Успенский собор.Все,конечно,запущено,народ ходит,свечи ставят,службы пока нет.Помолились мы как умели и пошли по домам.На пасхальную заутреню всей семьей по привычке (да и ближе) пошли в Ильинскую церковь.Туда уже не попасть,стояли на улице,у окон.Вдруг ударил колокол,и начался звон!Первый звон после 20-летнего молчания!Мы все попадали на колени прямо в грязь.Вот радость-то была со слезами!
 В 1948 году переехала в Лавру из Москвы Духовная академия.Так определилась судьба наша с сестрой - обе вышли замуж за священников.Бабушка была этому очень рада,мама пугала насмешками и прочим,чего сама натерпелась.Мама с бабушкой все мучились по квартирам.Когда стал служить мой муж,о.Андрей,сами тоже были без угла,жили сначала на частной квартире,потом на церковной.Стали понемногу собирать на жилье,и купили маме с бабушкой сначала четвертую часть дома,а потом половину."
 Дополню воспоминания своей мамы своими.У моих родителей было пятеро детей,и нередко нас по одному или по двое отвозили погостить к бабушке.Она была очень добра,кротка и ласкова,читала нам книжки,рассказывала сказки,постоянно вязала для внуков  какие-то вещички,и меня научила вязать и крючком,и спицами.Очень любила бабушка свой маленький садик,цветы и все живое.По мере сил возделывала крошечный огородик на тяжелой глинистой земле,а мы помогали,или больше мешали.Во дворе жила лохматая собака Дик,а в доме комнатный песик по имени Лютик.Жила и кошка,ежегодно приносившая котят,которых бабушка никогда не топила,а
носила раздавать на рынок.Постоянная забота бабушки была о
дровах на зиму - на что купить,кого просить
наколоть,сложить...Маленькой пенсии едва хватало на
жизнь.Помогали бабушкины братья и дети,нередко приезжавшие
помолиться в Лавру.Любила бабушка играть на пианино - прабабушка ее научила,хотя разбирала ноты довольно медленно,и произведения ей нравились минорные.Бабушкиной рукой исписана не одна общая тетрадь.При тотальной нехватке духовной литературы в те годы приходилось верующим многое переписывать от руки.Здесь выписки из творений святителя Игнатия Брянчанинова о страстях и добродетелях,из книги св.Феофана Затворника "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться",из книг св.Иоанна Кронштадтского о Божественной Литургии.Здесь же бабушкины стихи...
"Выйду в свой садик зеленый,
Все-то в нем радует глаз.
Вот на листочке росинка
На солнце горит,как алмаз.
В этой чудесной росинке
Божья премудрость видна,
Сколько прекрасного в мире,
Какая кругом красота!
Он жизнь на земле нашу скрасил,
Цветами украсил поля и луга.
Им,Преблагим,Всемогущим,
Жизнь нам на радость дана.
Мой садик,запущенный,старый,
А сколько прекрасного в нем!
Вот кустик сирени душистой
И нежный жасмин,и нарцисс,
И белые розы,и гордый пион,-
Все говорят мне о Боге,
О Вечности и жизни иной.
Здесь осенью садик завянет,
И радость померкнет моя.
А там!Никогда не увянет,
И радости нашей не будет конца!..

  Вся жизнь бабушки после того,как выросли ее дети,была
посвящена престарелой матери,за которой она ухаживала с
бесконечным терпением,и жили они душа в душу.Незадолго до смерти,как и прабабушка,Ирина Михайловна приняла монашеский постриг с именем Магдалины.В последние годы жизни здоровье бабушки сильно пошатнулось,участились сердечные приступы.В
1985г.она переехала к дочери Галине в г.Лиепая,где и
скончалась в 1993 году.Исполнены любви ее прощальные слова из последнего письма к родным:"Детки мои родные!Внуки и правнуки!Всем вам оставляю свою любовь и материнское благословение,да хранит вас всех Господь и Матерь Божия,любите друг друга.Родные мои братья!Осталось вас у меня двое,простите меня,сестру вашу,за то,что так редко вам писала,и так редко мы виделись;но вы знаете,что я крепко вас всегда любила.Прошу,молитесь о мне.Ростинька!Родной мой,ты был мне всегда как сын.И все мои племянники,отец Павел,отец Михаил и другие,и все родные мои!У всех прошу прощения,простите навеки.Ваша мать и бабушка,сестра и тетя Ира.Да будет на все воля Божия.Слава Богу за все!"