Тянь-Шаньский клад

Виктор Афсари
       Моей первой вершиной, или, как говорят альпинисты, горой была Адыгене. Та самая Адыгене, которую описал Владимир Солоухин в повести «Моя прекрасная Адыгене». Она находится на Тянь-Шане. Сама гора несложная. 4404м над уровнем моря. О таких говорят – пешеходная. О пике Ленина тоже говорят «пешеходный». При этом высота его 7134м над уровнем моря.

       Вышли мы ранним утром. Должны были сделать восхождение и спуститься по пути подъёма. Утром шагать хорошо. Прохлада. Меньше устаёшь. Голова по сторонам «вертится» лучше. Мы шли по каменистой тропе. Во время привала я заметил какой-то блеск поодаль от тропы. Подошёл. Глазам не верю. Лежит плитка 20х25см, покрытая хрустальной щёткой. Кристаллики небольшие, но чистые. Совсем без инвазий. Смотрятся как бриллианты. Взять с собой – поломаешь в рюкзаке. Впереди ещё всё восхождение. Я поддел плитку ледорубом и немного полюбовался. Показал друзьям. Затем отошёл подальше от тропы и положил за уступ скалы, прикрыв несколькими плоскими камнями. Думаю: «Сходим на гору, а на спуске заберу свою находку из каменного шалашика».

       Привал закончился. Мы цепочкой потянулись за инструктором. Кругом красота. Небо синее. Настроение хорошее. Вот вернусь в институт и ребятам покажу, т.е. похвастаюсь, конечно.

       Поднялись мы на вершину. Сфотографировались у тура из камней, куда перед этим вложили консервную банку с запиской о восхождении. Стоим. Крутим головами, не забывая увлечённо слушать инструктора об окружающих горах.
- Вот это пик Спартакиада – 4100м. В прошлом году там, на траверсе 3б категории сложности, погиб третьеразрядник. Шёл замыкающим и неправильно завязал схватывающий несимметричный узел Пруссика. – он подробно описал всё, что случилось на маршруте. После этого каждый из нас по несколько раз завязал этот узел.
- А в той стороне перевал Мынджылаки баши. Вот туда, кстати, мы сейчас и направимся, чтобы спуститься в другое ущелье.
Я замер. Это же в другой стороне от моего клада. Инструктор, предвосхищая наши вопросы, предложил нам посмотреть в сторону, откуда мы пришли.
- Видите эти красивые облака? Скоро они превратятся в тучи, а затем пойдёт большой снегопад. Попасть в лавину нет желающих? Вот и хорошо. Сейчас руки в ноги и быстро-быстро идём отсюда.

       Я с сожалением взглянул на пройденную тропу и припустился за группой. Спустившись на ледник, мы пересекли его в направлении перевала. Красота вокруг для меня была несколько омрачено, но не очень. Молодость твёрдо знает, что всё самое лучшее и интересное впереди. Поэтому не стоит огорчаться.

       Остальная часть выхода в высокогорную область прошла по плану. Из верховьев ущелья Ала-Арча мы спустились в лагерь, где нас уже ждали с сюрпризом. Посвящение в альпинисты сопроводили обливанием водой и прочим баловством, на манер морских посвящений при переходе экватора. Весь вечер я был неотделим от гитары, за что, видимо, инструктор подарил мне красивую хрустальную друзу.

       Прошло уже много лет. Я иногда вспоминаю, что где-то на Тянь-Шане у подножия "прекрасной Адыгене" лежит горный хрусталь и ждёт меня.