Философы

Максим Лях
В мировой науке немало  примеров, когда учёные приносили  себя в жертву предмету своего жизненного служения.  Однажды в далеком 1953-м французский врач Ален Бомбар, потрясенный неумолимой статистикой морских катастроф, решил рискнуть  жизнью ради спасения всех, кому суждено  остаться  один на один с океаном. Он впервые в истории переплыл Атлантику на резиновой лодке, чтобы доказать:  море готово сохранить жизнь тем, кто борется за неё  до последнего.   А Натаниэл Клейтман – один из отцов науки сомнологии, утверждавший, что наша жизнь – это всего лишь быстрый сон,  не спал 180 часов подряд, чтобы изучить так называемую депривацию сна.
    Однако не только известные мужи науки способны на самопожертвование ради великих целей познания, но и самые, что ни на есть, рядовые граждане.  Ярослав Торопович, мой недавний сослуживец по автосервису – один из таких подвижников.  Невысокий, коренастый мужичок далеко за тридцать, порывистый, горячий  в суждениях,  с вечно взлохмаченной смоляной прической, пожертвовал,  можно сказать, любимой работой ради науки –   благоговейно почитаемой  им  Философии. Нет, он не писал трактатов подобно древнему греку Диогену и не стяжал славы богоискателя   Фомы Аквинского.   Ярослав, а по-свойски Ярик, работал у нас на участке технического обслуживания автомехаником.  Работал вполне успешно и был однажды по итогам квартала  даже удостоен почетной грамоты от руководства. А на соседнем, диагностическом участке трудился его закадычный дружок  Витя Уфимцев – высокий, худой педант с аккуратным пробором на начинающей лысеть рыжеватой  голове. Трудно поверить, но именно философия и была объединительным началом в приятельстве  таких непохожих друг на друга Ярика и Вити.
    На каждом участке, как и положено на современном производстве,  у нас стоят компьютеры. В рабочее время с их помощью  уточняют наличие деталей на складе, ищут нужную информацию по ремонту и диагностике, а в перерыв машины тоже отдыхают. Частенько в свободные минуты  друзья, вооружившись  булками и кружками с кофе, шли в уютный уголок диагностического участка к только-только погасшему  компьютеру. Витя по праву знатока Интернета  занимал место за ним, а Ярик вольготно располагался на доживающем свой век  офисном кресле в углу, под вешалкой с замасленными куртками. В компьютер  Виктор вбивал  слово «философия» и открывал случайную «философическую» статью. После минуты беглого чтения он объявлял Ярославу ключевой тезис прочитанного.  Что-нибудь вроде: «Вот смотрите, Ярослав Сергеевич, Зенон Китийский утверждает, что жить согласно с природой — это то же самое, что жить согласно добродетели, ведь природа сама ведёт нас к добродетели…  Несколько спорный тезис, вы не находите, Ярослав Сергеевич?»
    После такого вопроса Ярик откладывал булку, устремлял задумчивый взор в недавно выбеленный потолок цеха и после непродолжительного, но интенсивного раздумья выдавал в ответ какую-нибудь взъерошенную сентенцию. Витёк начинал её причёсывать, делясь собственными  соображениями. Мало-помалу  завязывалась философская беседа, которая могла бы  продолжаться сколько угодно долго, если бы не ограниченное время перерыва. Порой эти философские прения успевал  послушать почти весь цех, вернувшийся из столовки. Кто-то посмеивался, а кто-то и заслушивался всерьез, впервые узнавая о единстве и борьбе противоположностей  или о прогностике, пока еще слабо разработанной современной философией.
    Иногда  бывало так, что Ярослав на своем рабочем месте разбирает автомобильный двигатель или коробку передач, а к нему приходит Витя со жгучим  философским вопросом, требующим немедленного разрешения.  А вопросов таких, чего уж греха таить, даже и в наше просвещенное время вполне достаточно. Что первично: курица или яйцо, материя или сознание, да и вообще, в чем состоит непреложный критерий истины?   Ярослав с готовностью  откладывал ключи, вытирал руки о спецовку, и научное ристалище  начиналось  прямо под висящим на подъёмнике автомобилем. В другой раз Ярик, случалось,  проведывал Витька на диагностическом участке, и тогда осциллограф отодвигался на второй план  ради проблем миропонимания и осмысления глобальных истин.
    И все бы ничего, но верховное руководство,  прознав  про увлечение друзей, вовсе не озаботилось  животрепещущими проблемами  философских  смыслов. Коммерсанты, что с них взять: мелкотемье дебита и кредита, банальные проценты прибыли и убыли. Однако начальство есть начальство:   мастера  стали пресекать сходки  философов - любителей. Сначала вроде бы в шутку, а потом  явственно запахло репрессиями.
    Друзья заскучали. Через месяц Витёк начал говорить, что ему тесно в стенах автосервиса, что тут мало простора для полёта мысли и вообще нет никаких перспектив для мыслящей личности. Думали, что шутит, но через месяц Витя уволился. Ярик остался без друга и как-то полинял.  Весь коллектив выражал ему сочувствие: «Эх, остался ты один у нас, настоящий  гуманитарий».  «Гу-ма-но-ид», - добавлял какой-нибудь остряк, но Ярик, вопреки всегдашней своей горячности,  почти не реагировал.  «Да, и дружбан-то  хорош, променял абсолютную истину на условную свободу…».  «Ярик, да не расстраивайся,  дадут,  может,  тебе стажёра подходящего, мыслителя. Он будет  гайки крутить, а ты ему про Канта рассказывать…».
    Постепенно шутки улеглись, но Ярослав проработал ещё два месяца и вдруг написал заявление. Сход-развальщик Андрюха Логинов, случайно столкнувшись с недавним коллегой в коридоре, удивлённо спросил у него: –Ты чего? Тебя ж в другое место уже по четвёртому разряду, как здесь, не возьмут. Да и возраст у тебя уже не юный. Тяжеловато  будет устроиться.  Ярослав посмотрел на Андрюху оценивающе, как бы сомневаясь, сможет ли он понять, потом похлопал недавнего коллегу по плечу и тихо ответил: – Не поверишь. Не могу без философии. Звонил Витёк, приглашает, думаю туда двинуть. А разряд… да что разряд. Дело наживное.