Два способа видеть предмет

Захар Михайлов 2
"Я все воспринимаю не так, как раньше, как-будто между мной и миром стоит какая-то преграда, и я не могу слиться с ним; я все вижу и понимаю, но чувствую не так, как раньше чувствовал и переживал, точно утеряно какое-то тонкое чувство; каждый предмет я как бы фетишизирую..." Меграбян А.А. Деперсонализация. Ереван: Армянское государственное издательство, 1962.

Первый способ - это видеть предмет, как идеал, фетиш.

Второй - это видеть предмет как систему отношений, то есть видеть его в связи со всем, включая себя самого.

При первом способе действие как бы вызывается уже самим наличием предмета, то есть само собой разумеется. Такое действие более автоматично и реакционно, имеет стадию мгновенного п р и н я т и я решения. Зачастую приводит к нежелательному,  неожиданному результатам. То бишь неосознанному результату.

Второй способ заключается в том, что увидев сначала предмет как идеал, наблюдатель затем интеллектуально сканирует его на предметы всевозможных связей, качеств, динамических и статических. Сами связи в таком видении более существенны, чем впечатленный внешний образ. При таким видении правильнее сказать, что решение   п р о и з в о д и т с я   в процессе видения, нежели принимается мгновенно.

В случае, описываемом в вышеприведенной цитате, возможность второго способа видения воспринимается человеком как негативное. Дело в том, что для полноценного развития такого восприятия мира, человеку необходимо больше активности, интеллектуальной и целевой физической.

Раньше он сразу получал результат вместе с видением предметов мира. А сейчас для получения реального результата нужно произвести самостоятельную работу. Это переход от детского восприятия к более взрослому.    


Второй способ видения я называю инструментально-исследовательским.