Жизнь за горизонтом

Галина Червова
     Иван, сорокалетний мужчина, жил вдвоём с матерью в одной из глухих деревень Алтая. Отца давно не стало. Сам Иван был два раза женат, но как-то не складывались у него семейные отношения. Детьми он так и не обзавёлся. Возвратившись, после развода домой, Иван так и сказал матери: «Такой женщины, как ты, мне не найти». Он работал трактористом, но совхоз разорился и Иван  остался без работы. Они с матерью перебивались с хлеба на воду, и тогда Иван решил,что надо изменить жизнь к лучшему. Хватит довольствоваться малым...
    Он всю свою жизнь прожил в этой деревне, ничего не видел другого в мире. И стало ему грустно от этого, ведь хотелось узнать и другую жизнь. Иван часто сидел на берегу речки и вглядывался вдаль, где небо сливалось с землёй. А, что там, интересно? Наверное, какая-то другая жизнь, другие люди... Он мечтал - "Был бы я птицей, полетел к горизонту, заглянул, и узнал бы эту жизнь..."
Но, к сожалению, Иван - не птица, и ему никогда не изведать это. Он прожил почти полвека, а, что он знает? Ничего! Такие мрачные мысли не покидали Ивана в последнее время.

Однажды, проснувшись ранним утром, Иван задумался - "А что мне мешает поехать на заработки в другую местность, и попытать счастье, увидеть другой мир?"
   - Мама, я решил поехать в город, может найду какую-нибудь работу. Как только устроюсь на новом месте, я тебя к себе заберу. Ты потерпи тут без меня, хорошо?
   - Ладно, сынок,делай, как считаешь нужным, за меня не беспокойся.

Иван уехал. Хорошую работу сразу было не найти, он изредка подрабатывал грузчиком, разносил почту, сторожил, но заработанных денег едва хватало только ему самому, а матери помочь было не чем. Это его беспокоило, он постоянно думал о ней – «Как она там, одна без меня?»
Вот Иван и в другом мире, а жизнь такая же неустроенная...
И вдруг ему подвернулась работа – набирали рабочих для строительства домов  в Сибири. Объемы работ были большие, а это значит, что Иван будет на постоянной работе долгое время. Он надеялся, что теперь сможет пересылать матери деньги.
     Оформление на работу прошло быстро. Ивана вместе с другими наёмными рабочими посадили в автобусы и повезли к месту новой работы. Вокруг стояла нетронутая тайга из хвойных деревьев. Рабочих поселили в вагончики, выдали телогрейки, валенки, шапки-ушанки. Познакомили с бригадиром, и рабочие разбрелись по вагончикам обустраиваться на новом месте.
Шел октябрь месяц. Приближалась зима, которая в этих местах всегда была многоснежная и суровая. Но рабочие даже представить не могли, насколько суровой бывает зима в этих местах.
Начались будни. Рабочих увозили утром в тайгу, там они заготавливали лес для будущих домов. Еду привозили им на работу, а вечером увозили обратно к вагончикам.
Уже в ноябре  ударили сильные морозы. Появились первые случаи обморожения. Не помогали рабочим ни телогрейки, ни валенки. Тело сковывал мороз, руки немели от холода, ноги порой ничего не чувствовали… Рабочие согревались в небольших домиках, построенных специально для них в тайге. Морозы крепчали, работать было невозможно, но рабочие чуть согревшись, возвращались к работе, им надо было выполнять установленный бригадиром план. Одни бензопилой пилили огромные сосны, валили их, а другие  - срубали топором ветви с этих сосен, и распиливали потом на брёвна, которые увозились на самосвалах в поселок для строительства будущих домов.
Иван был одним из рабочих, которые срубали ветви. В тот злосчастный день, он сильно замёрз, зуб на зуб не попадал, руки застыли, и он подумал  – «Еще с полчаса поработаю и пойду согреваться в домик. Иначе отморожу руки». Вспомнил мать, загрустил, и не услышал крика – «Иван, назад! Берегись!» И вдруг он заметил огромную тень, которая надвигается на него. Поняв, что происходит, он выругался и отскочил в сторону, но огромная сосна всё-таки его достала и придавила. Дальше Иван ничего уже не помнил.
Рабочие бежали к нему со всех сторон. Они стали высвобождать его из-под соснового плена. Вытащили бесчувственного Ивана и понесли в домик, по рации сообщили бригадиру о происшествии. Вскоре приехал бригадир с местным врачом. Осмотрев Ивана, врач велел немедленно везти его в районную больницу, так как у него раздроблена нога и сильное кровотечение, которое он пытается остановить, но Ивану срочно нужна операция, иначе от потери крови он может скончаться.
Ивана привезли в районную больницу и начали готовить к операции. Он потерял много крови, вся его бригада сдали кровь для него, и ожидали результатов операции в коридоре.
Операция длилась несколько часов. Вышел хирург, его обступили рабочие.
     - Операция прошла удачно, ваш товарищ будет жить, но ногу ему пришлось ампутировать.
     - А к нему можно пройти? – спросил встревоженный бригадир.
     - Только завтра, сегодня нельзя, – сказал, уходя уставший хирург.
Рабочие после работы поехали проведать Ивана в больнице. Он пришел в себя, но вид был потерянный, отчаяние сквозило в глазах. Рабочие отвлекали его, поддерживали, рассказывая разные подобные истории, из которых люди выбирались благополучно, так и он должен взять себя в руки. Они что-нибудь вместе придумают.
Организм у Ивана крепкий, и он быстро пошел на поправку.
И вот наступил день выписки из больницы, а Иван так и не принял решения, куда ему ехать – в вагончик к своим рабочим с которыми он сдружился или домой к матери. За Иваном приехал бригадир и несколько его друзей. Бригадир, видя нерешительность Ивана, строгим голосом, не терпящим возражений, высказал своё предложение.
     - Иван, мы с начальством подумали, что тебе надо здесь остаться, мы найдём для тебя работу. Ты подзаработаешь, да и мы все поможем тебе на хороший протез. Домой ехать пока не надо, не расстраивай мать, ты её этим убьёшь.
     - Спасибо, - только и смог промолвить Иван, ком подступил к горлу…
Вначале Ивана пристроили на кухне работать, потом его заняли ремонтом, он чинил табуретки, рамы, электроприборы, а затем его перевели в столярный цех, видя, как он ловко ходит на костылях. Иван обучился работе на станках и стал отличным специалистом по обработке дерева.
Жизнь как-то налаживалась, отчаяние незаметно уходило, он верил, что всё у него будет хорошо. Приближался новый год, а тридцатого декабря его день рождение…

Мать Ивана жила доходами от своего огорода, выращенные овощи она вывозила на продажу в соседний городской поселок. Мать тосковала по сыну, и глаза её светились, когда почтальон приносил письма от Ивана и денежные переводы. Она старалась копить его деньги – «Вот приедет сын, может строиться начнет, старый дом совсем разваливается. А вдруг в город захочет уехать жить, там деньги ему и понадобятся. А мне они здесь ни к чему».
Сердце матери тревожилось, особенно в последние дни. «Что – то у сына не ладно, какое-то плохое предчувствие, сны не хорошие сниться стали».
Она старалась себя успокаивать тем, что письма-то приходят, значит всё у него нормально. Скоро наступит день его рождения, как он любил её сладкий пирог с клюквой….
«А что, если мне к нему поехать на день  рождения? Думаю, сын обрадуется. Напеку  ему пирогов, и обязательно большой пирог с клюквой, чтобы всем его друзьям хватило. Адрес у меня его есть, говорят, что «язык до Киева доведёт», найду! Всё, решено, буду собираться!» - и радостно стало матери от мыслей встречи с сыном.
Добиралась мать до Ивана несколько дней. И вот она уже в поселке, где Иван когда-то лежал в больнице. Жители ей советовали дождаться какой-нибудь попутной машины, чтобы добраться до вагончиков рабочих. Но машин не было, и она решила идти пешком – «Ничего, я привычная, доберусь как-нибудь, да и морозов не боюсь».
Шла по шоссейной дороге, старалась не сворачивать с неё. Началась пурга, но она шла на огни, которые еле виднелись вдалеке. Сумки тяжелые, идти было трудно, и только мысль, что скоро увидит своего сына, облегчала ей путь. Мороз пробирал до костей, но она не сдавалась, хотя и силы уже покидали её. «Боже милостивый, помоги мне, не дай пропасть тут!»
А пурга метёт, не ослабевая, и ничего уже нельзя различить, в какую сторону ей идти. И тут она услышала звуки приближающейся машины. Она поспешила на эти звуки.
О, счастье, это была грузовая машина, водитель увидел её и остановился.
     -Ты, что под колёса бросаешься, жизнь надоела? - сердито крикнул он ей.
     - Нет, мил человек, не надоела. Я к сыну иду, заблудилась, а где тут рабочие вагончики?
     - Давай, залезай, мать, подвезу, немного не дошла ты, - и распахнул ей дверцу.
Мать не могла толком ничего сказать, сильно замёрзла, и только бормотала – «Спасибо, Господи!» Потом, согревшись, она с водителем разговорилась.
Водитель остановился у нужного вагончика. Она поблагодарила его, и пригласила на чай с пирожками. Он улыбнулся – «Хорошо, мать, береги себя. Будь здорова, стучись сильнее в дверь!»
Вот долгожданная дверь, стучится мать, но никто не отвечает. Она сильнее стучит и руками, и ногами – «Сынок, это я, твоя мама, открывай  скорее!»

Иван задремал и ему снится сон, будто он маленький, бегает с ребятишками, а мать зовет его, а он убегает от неё, прячется. И вдруг он слышит стук и голос матери. «Опять мне снится мама, её голос» - подумал Иван. Но стук не прекращается. Это и правда его мать, и она за дверью… «Что делать, как я покажусь ей такой, без ноги?» - эта мысль обожгла его. Но мать стучала и стучала… «Это моя мама, она приехала ко мне в такой мороз, в эту глухую тайгу, а я еще раздумываю", прикрикнул он на себя.
Иван взял костыль, подошел к двери и распахнул её. Родной, до боли родной человечек стоял перед ним. Казалось, что она стала меньше ростом, худенькая, но с такими, как и прежде живыми блестящими добрыми мамиными глазами. Он обнял её и не отпускал долго-долго…
Потом он помог ей раздеться, мать сразу засуетилась, стала вытаскивать гостинцы из сумки, вздумала подогреть его любимый пирог с клюквой. И вот они сидят вдвоём за столом, пьют чай, изучая друг друга глазами, ведь они так долго не виделись.
     - Мама, а чего ты не спрашиваешь, что у меня с ногой? Я боялся тебе даже открывать, не хотел тебя расстраивать.
     - Сынок, мне рассказал водитель о том, что с тобой случилось. А я еще дома знала, что у тебя беда, сердце предсказывало, вот и решилась приехать. Всё это не так важно, главное, что ты жив!
     - Раз так, тогда вернёмся домой вместе?
     - Водитель мне рассказал, что тебя здесь ценят, что ты стал профессиональным столяром, хорошо зарабатываешь. Не надо уезжать, дома у нас в деревне работы не найти тебе, опять бедствовать будем.
     - А как ты там одна, тебе тяжело без меня, может ты и болела, а мне ничего не писала.
     - А, ты знаешь, сынок, я тоже не поеду домой. Здесь найду работу на кухне, стирать буду вам, убираться. Только бы разрешили остаться мне тут с тобой!
     - Какая ты у меня мудрая мама! Так и сделаем! На днях мне пришлют отличный протез, и я буду ходить без костылей. А у меня есть еще одна новость для тебя. Я познакомился с медсестрой, когда лежал в больнице, она ухаживала за мной. Мы полюбили друг друга, и у нас скоро будет ребёнок. Вот сделают мне протез, и мы сыграем свадьбу…
У матери полились слёзы радости.
     - Слава Богу, сынок! Сейчас я за тебя спокойна.Ты твёрдо стоишь на своих ногах.
     - Хотя одна из них протезная, - с улыбкой напомнил ей сын.
И мать с сыном весело рассмеялись...

Незаметно, за разговорами, наступило раннее утро.Нежно-розовая полоса рассвета протянулась на горизонте. Мать с сыном вышли из вагончика полюбоваться красками рассветного неба.Красавица-тайга виднелась вдалеке... Снег искрился...Восход зимнего солнца...Скоро новый год...Всё у них хорошо!

Оказывается, новая жизнь за горизонтом и в самом деле лучше и интересней прежней!..