О вкусах не спорят. Продолжение. Поговорим о школе

Магда Кешишева
   Продолжу о школах Америки. Намеренно не хочу говорить об отличии системы образования у них и у нас. Очень уж об этом много говорится и пишется, и вывод всегда один: наша школа лучше и наши  школьники более образованные. Я скажу о другом.

   В американской школе отношения: учитель - ученик, учитель - родитель коренным образом отличается от того, что мы десятками лет наблюдаем в нашей школе. Во - первых, хочу пояснить почему считаю себя вправе говорить об этом. Мои внуки получают образование в Америке. Один уже второй год - студент Университета, две внучки - ученицы 7-го и 9-го классов. Я неоднократно присутствовала на уроках(это может сделать каждый родитель), принимала участие во многих школьных мероприятиях - помогала их организовывать и проводить; общалась с учителями, наблюдала взаимоотношения учеников и учителей и в школе, и в поездках.

   Преподаватели в американской школе  НИКОГДА не повышают голоса на учеников, о крике я уж не говорю. Никогда не позволят себе оскорбить ученика. Ни один не будет унижен. В нём уважают личность!

   В школе не принято отвечать урок, стоя у доски, или доказывать теорему, водить указкой по географической карте, рассказывая о какой - нибудь стране и т.д. Это не плохо и не хорошо: у них такая система учебного процесса.

   Проходят определённую тему - это касается всех предметов - пишут тест. Давайте вспомним, как было у нас: например, если ученика вызвали , скажем, по истории во вторник, он знает, что в пятницу его не спросят. Что он делает? Он не учит следующий параграф. И никто не может сказать, что я сочиняю!

   Результат контрольных тестов никогда во всеуслышание не обсуждается. Каждый знает только свою оценку. Я вспоминаю, в классе у моего внука было задание : надо было из букв, составляющих слово Massachusetts составить новые слова. Мой внук составил 42 слова. На его работе учительница написала(я по - русски скажу) - "Великолепная работа! У тебя больше всех в классе слов и не из трёх букв. Я горжусь твоей эрудицией, Рубен!"
   Но об этом узнал только он и мы, когда внук принёс работу домой.

   Я бы хотела рассказать о некоторых заданиях учащимся:
   1. My name is special - Моё имя  особое (На плотный картонный лист надо было поместить свои фотографии разных лет,объяснить происхождение своего имени и назвать известных людей, носящих то же имя и рассказать  о них).
   2. About me -  О себе( ответить на самые разные вопросы, касающиеся себя, своих любимых людей, о книгах, кинофильмах, телепередачах, животных, спорте, празднике, городе, о любимом человеке ...).
   3. Armenian doll - Армянская кукла ( детям раздали основу - деревянный шарик размером с грецкий орех, закреплённый на палочке порядка 10 -12 см, - которую надо было превратить в свою национальную куклу.  То есть нарисовать лицо, сделать национальную причёску и одеть в национальный костюм. Кроме того, необходимо было презентовать свою куклу, для чего необходимо было составить соответствующий текст).
   4. One  million - Один миллион ( написать, аргументированно, как бы ты распорядился миллионом, если бы имел его). 
   5. My stone -  Мой камень( проект - триптих на специальном стенде - о своём -  согласно дате рождения рождения- камне, начиная с изображения камня, его символа, атомного веса, описания, места обнаружения, чем он интересен и где используется... ).
   6. Why I love America - Почему я люблю Америку ( сочинение).
   7. States, capitals, placements and abbreviations - Штаты, столицы, местонахождение и аббревиатура ( Всё это надо было указать на "чистой", контурной карте). 
   8. ABS of cars - Названия автомашин (это был тест для мальчиков; не знаю, как остальные написали, но мой внук назвал 34 марки, из коих мне были знакомы только 11).
   9. My  family - Моя семья( это большой проект, два огромных - с газетный лист- картона, где были представлены родственники со стороны отца и матери; чем больше поколений мог представить ученик, естественно, тем большую ценность имел проект. Причём надо было поместить все фотографии и максимум сведений: время и место рождения, образование, род занятий ... На проекте моей внучки были презентованы 4 поколения).
  10. Historic person - Историческая личность ( каждый ученик по собственному желанию выбирал кого - то из известных людей и писал о нём).
   
   Учащиеся не имеют понятия о шпаргалках, подсказках, какой - либо помощи друг другу во время тестов, о пропуске занятий по неуважительной причине, о том, что возможно классом сбежать с урока.
   Был такой случай: мая внучка приболела и не пошла в школу. В этот день должен был быть тест по математике. Если пропускаешь тест, не страшно. Напишешь на следующий день. Я посоветовала внучке, чтобы она позвонила подружке и узнала  - какой тест был, на что надо обратить внимание. Она с удивлением возразила:
  - Бабуля, это не честно. Когда все писали тест, они же ничего не знали. Я не буду звонить.

   Мне очень нравится, что в школах не проводят классных собраний, в нашем понимании. Кто не помнит - сидит солидный папа (мама) и учительница громко ругает его сына (дочь) - плохо ведёт себя, не учит уроки, мешает всем, с трудом тройки получает.... И сидит папа, краснеет. То есть вгонять взрослых людей в краску, конфузить их прилюдно считалось нормой. В результате - родители не хотели посещать эти собрания. Кому приятно, чтобы его чадо позорили перед всеми?!

   В американской школе, если вас, скажем, позвали на собрание в 4 часа, то меня - 4.15, другого -в 4.30 и т.д., то есть разговор ведётся с глазу на глаз, без свидетелей. Это во многом определяет отношение между одноклассниками.

   А вообще -то , если ученик хорошо учится и правильно себя ведёт, его родителей никогда не позовут в школу. В первое время мы удивлялись, но нам популярно объяснили - нам нужен ученик, а не родитель.

   Что мне не нравится в школе - это то, что американский школьник не может сказать: "мой класс, мой одноклассник". Дело в том, что там каждый год учеников "перетасовывают": новый класс и новые учителя. Случайно могут оказаться 2 - 3 ученика из предыдущего класса снова в одном классе, но это случается редко.
 
   С точки зрения американцев это правильно. Они считают, что таким образом человек учится быстро находить себя в новой обстановке, становится коммуникабельными. А это необходимо в дальнейшей жизни.

   В наших школах школьники приносят еду из дома и едят на переменах: в классе или коридоре. И никто не следит за тем, кто, и что ест. В американской школе едят все в определённое время  в школьной столовой. Причём, можно принести из дома еду или купить в школе( заранее, на весь месяц выдаётся меню ). Родители перечисляют деньги и ребёнок просто подходит и ему дают еду - деньги не фигурируют. Если еда принесена из дома, она должна быть здоровая и полезная, и за этим строго следят.

   Что ещё хорошо: при школе можно заниматься музыкой, спортом, посещать предметные кружки.

   Обучаются в школах 12 лет, но после 11 класса можно сдать экзамены в ВУЗ. В первых числах сентября институт в письменной форме уведомляет о том, принят  ли претендент или нет. Сдавать тесты можно в неограниченное количество ВУЗов, присовокупив  к своим документам рекомендации учителей. Единственное, что как - то ограничивает количество выбранных институтов - это деньги: за право претендовать на звание студента, надо платить.

   Категорически запрещено близнецам учиться в одном классе. Ни в коем случае нельзя учителю вести урок в классе, где учится его ребёнок. За нарушение строго наказывают: отбирают лайсенс, лишая права преподавания.
 
   Дважды в год в школе проводится книжная ярмарка, на которой, случается, присутствуют писатели, чьи книги можно купить, поговорить с автором и получить  надписанную книгу.
   Несколько раз я присутствовала в школе при встрече с интересными людьми: один раз это был дрессировщик волков, который пришёл со своими питомцами, ухоженными красавцами( к слову - впервые я видела белых волков); в другой раз пригласили популярных артистов, спортсменов.

   После шестого класса несколько дней школьники живут в лагере, который расположен а лесу. Они выполняют различные задания, совершают походы,
после чего заполняют специальные журналы, дополняя их чертежами и рисунками. Работа эта оценивается также, как все тесты.

   Школа организовывает и интересные дальние поездки: в Диснейленд, в страны Европы..
   С моей точки зрения, школьникам в Америке учиться интересно.

   Я временно говорю вам: - До встречи!