ОБОЛ - Глава 21

Виктор Ротт
                21.
  Я плохо спал, часто просыпался, то и дело ходил помочиться. Лежу с открытыми глазами, ругаю себя: ну какой я артист? Да, в студенческие времена во мне был какой-то задор,хотелось новых знакомств, известности, но за десятилетия , проведенные в стенах лаборатории, я превратился в сугубого одиночку.Привык сидеть
в тишине, включать-выключать приборы, размышлять, глядя в микроскоп, или,как пояснял мой учитель всяким профанам, "изо всех сил стремился понять, почему лягушачья лапка дергается сама по себе".
  Не мог заснуть, и вспомнилось: однажды в детстве городском саду я пускал кораблик в луже; из-под куста с той стороны лужи выпрыгнула жаба. села над водой и уставилась на меня. Долго разглядывала...Я не смел её прогнать. Накануне мама мне
читала сказку о царевне-лягушке. Я глядел на жабу, и мне стало любопытно: что же она обо мне думает? Вот эта встреча и определила  мой выбор профессии.
  Индивид,созданный для того, чтобы уловить индивидуальные судороги существования.
Таково моё предназначение, моё призвание свыше.Такие на суд не приходят - им нечего сказать в своё оправдание.
 Это док вычислил меня как самого некоммуникабельного среди пассажиров, чтобы спектакль получился смешней!
  А что же я? Струсил?На самом ли деле я умер для общения с людьми? Это только старение, окостенение, инерция...Разве нет во мне сил вступить с людьми в игру?
Лицедействовать. Даже паясничать.Отбросить свой футляр, выйти на сцену, оторвать гопака, перевернуться колесом...
  Отбросить футляр и выйти на арену!
  С этим решением я заснул, и проспал спокойно и крепко.
  Едва после завтрака я вышел из ресторана, ко мне из толпы ринулись две амазонки - в чёрных кожаных бюстгальтерах и юбчонках; груди и задницы как футбольные мячи; и в офицерских белых фуражках. В руках трезубцы на длинных штоках.
  Подхватили меня под  локти.
  - Вы арестованы!-дуэтом объявили юными голосами,громко так, чтобы все вокруг услышали.
  - Позвольте! - Нащупываю своё амплуа,и тоже громко заверещал.- Я ничего не совершил! - Хотелось добавить: в жизни!- это нарушение гражданских прав! Конец
демократии!
  Народ тут же сгрудился вокруг нас, и мы сами не выбрались бы из окружения, но
тут к нам пробились матросы с трубами, окружили нас эскортом, заиграли, и в кольце оркестра мы двинулись к лифту, спустились на палубу "Фантазии".
  Я принялся размахивать руками - дирижировать джаз-бандой. Мы входим в зал. Музыканты замолкли и отступили. Амазонки ведут меня по центральному проходу. На
эстраде, освещённой прожекторами, за столом. накрытом скатертью цвета морской волны, восседают трое.
  В центре, под скрещёнными трезубцами, в золотой короне - Нептун: простое,как блин, лицо капитана, отороченное бусами из акульих зубов. Перед ним на столе -
медные тарелки, как на барабане.
  Одесную - в раздутом красном пузыре,изображающем краба с клешнями, - Джонсон.
  Под винтообразной каской, перламутрово сияющей фиолетово-малиновыми отблесками, - благообразные брыла - сам доктор.
  Народ, следуя за нами, наполняет зал - слышу за спиной весёлый гул.
  Амазонки подталкивают меня по ступенькам на сцену и усаживают на скамью возле рампы, в полуоборот к зрителям. Прицепили мне к нагрудному карману микрофон.
  Они стоят за спиной, пружиня мой затылок кожаными грудями. Эффективное успокоительное! Отличное отвлекающее!
  Нептун ударил колотушкой по медной тарелке.
  - Суд идёт!- крикнул он своим глуховатым, бесцветным голосом.- Слушается дело пассажира круизного лайнера "Гретхен". Подсудимый, встаньте.
  Амазонки подтолкнули меня футбольными мечами в затылок. Я поднимаюсь, оглядываюсь - зал полный.
  - Подсудимый, назовите свое имя,- потребовал Нептун.
  - Пассажир Пассажирович Пассажиров,- выкрикиваю, как солдат.
  Слышу, док в пол голоса своим коллегам:
  - Это надёжно. Он обещал мне - никакой приватной информации не скажет.
  Значит, их устраивает, что я - аноним?
  - Карго,-бормочет Нептун и продолжает:
  - Пассажир, вы обвиняетесь в том, что возложив на себя обязанности участника плаванья на настоящем лайнере...
  - Ненастоящего! - выкрикиваю в зал.
  - Это тебе не поможет,- отозвался Джонсон.
  - ...на этом замечательном лайнере,- Нептун поднёс микрофон ко рту, - на протяжении всего драйва...
  - Дрейфа!- перебиваю зычно.
  - ...в течение  всего движения к плановой цели  активно занимал позицию балласта, тормозя наше продвижение к Острову Счастья. На языке морского права
этот проступок рассматривается по статье "Баратрия", пункт второй - "Злоумышленные действия находящихся на судне во время плаванья." Пассажир, готовы ли вы по доброй воле предстать перед общественным судом?
  - Готов!- Я чинно поклонился судьям и зрителям.
  Нептун ударил колотушкой по тарелке.
  - Сядьте, обвиняемый!
  Я последовал его совету и моя голова опять оказалась между мячами. Кое-кого в зале это развеселило - на меня показывают пальцами и хохочут. Жаль,не
слышу их шуток.
  - Господа мореходы!- Нептун загудел в микрофон. - Кто возьмёт обвиняемого в баратрии под защиту?
  В зале поднялось несколько человек, но Нептун сразу указал колотушкой на человека в первом ряду. Это - псевдо-Валерий.
  - Вы кто по профессии?- спросил Нептун.
  - Адвокат.- В его решительной интонации мне послышалось что-то похожее на истинного Валерия. Он сразу уверенно поднялся на эстраду. Мои заплечные девушки
ретировались за кулисы, а он встал за моим правым плечом, поставил перед собой пюпитр.На чёрном лацкане его фрака серебряно блестит микрофончик.
  - Морской обвинитель, займите своё место!- Нептун указал колотушкой влево от себя - на противоположную от меня сторону. Там уже стоит декорация - обломок скалы.
  Из-за кулис, сверкая крупной изумрудной чешуёй, простучала каблучками особа с выразительными формами. Она подошла к обломку скалы и села, свесив с него русалочий хвост.
  - А это кто?- спрашиваю  в полуоборот через плечо адвоката.
  - Рыба-прокурор,- отчеканил он.
  - Не доводилось слышать. Есть птица-секретарь...
  - А это рыба,- отсёк он мои размышления.
  Логично! С таким адвокатом, пожалуй, могу выиграть процесс.
  Я приглядываюсь к рыбе, вижу у неё на рыжеватой голове, расчёсанной на прямой пробор с косичками по плечам, светится бриллиантовый венчик.
  Может быть, даже морская царевна!
  А в левом углу моего глаза мелькнуло:страус бродит по сцене. Я обернулся: никакой птицы-секретарши нет. Так, глюки!
  - Слово предоставляется морскому обвинителю!- объявил Нептун и ударил в медную рынду.
  Прокурор всплеснула акульим хвостом и детским голосом голосом, но уверенным тоном запела:
  - Многоуважаемое собрание! Ваша Глубочайшая Справедливость!Лайнер, которому мы
доверили исполнение своих надежд, следует уникальным курсом. Судно достигло Острова Счастья все мы скоро возвратимся на материк, чтобы сообщить родственникам и знакомым, что наши мечты не тщетны, Остров Блаженства есть на самом деле, но путь к нему знает только один капитан.
  Голос царевны мне кажется знакомым.
  - Наш капитан,-продолжает рыба,- вдумчиво и профессионально распределил всех гостей по каютам и палубам. Равномерно и оптимально. Гости - наш драгоценный груз! Гости - необходимый балласт! Полезный балласт делает судно устойчивым,
не подвластным штормам.
  И тут в голосе послышалась гневная нота:
  - Но оказалось...Выяснилось, что на борт лайнера проник лишний пассажир. Не подумайте, что если всего один, то это ничем не угрожает всем нам. Нет, господа,
этот незаконный пассажир - излишний балласт. Не предусмотренный. Сверхнормативный. А потому крайне опасный.
  - Ваша Глубочайшая Честь!- Мой адвокат просто оглушил меня. Перед вами материалы следствия.- Он похлопал меня по плечу.- Вы можете убедиться, что проездные документы...
  Нептун взглянул на меня и кивнул:
  - Документы в порядке.
  - Я продолжаю.- Прокурорша сверкнула бриллиантовым венчиком в мою сторону.- Как проник обвиняемый на корабль? Понятно, что ему тоже захотелось на Остров Счастья...Но билет, который он предъявил при посадке на лайнер, как показало расследование, оказался фальшивым. Мы не знаем, сам ли турист подделал его или купил фальшивку, но факт нарушения закона очевиден. В итоге: лишний пассажир здесь, и он - угроза нашим жизням.
  До чего голос знакомый! Но манера рассуждать...не помню...нет, пожалуй никого не напоминает...Разумеется, это профессиональная речь...Государственный...нет,
корпоративный или морской обвинитель...А никто никогда ни в чём меня не обвинял.
Разве, сам себя.
  Да,это только игра. Конечно, я настоящий пассажир."Реальный пацан". А виртуально мне вменяют в вину, что я зайцем съездил к Острову Счастья.  Теперь за это положено снять с меня семь шкур...И билет у меня "туда и обратно" тоже реальный.
  А вот голос у  русалки явно виртуальный...Но это не Руса. Нет, не она. Это ЕЁ
голос.
  - Позвольте, ваш Глыб...Честь!- Мой адвокат делает знак рукой над моей головой.- Один фиктивный пассажир современному лайнеру не опасен.
  - Если он голый,- отозвался тотчас краб-Джонсон.- А если он какой стратег? Если на нём пояс шахида? Мало не покажется!
  Нос с горбинкой и тёмнокарие глаза - похожи. Но у настоящего Валерия брови окрыляли взгляд и он  взлетал и устремлялся зорко. А мой адвокат смотрит на судейскую тройку не то, чтобы без эмоций, а даже подобострастно.
  - Ваша Глыб...Чесь..! Багаж каждого пассажира, личные вещи, вплоть до бикини и бюстгальтеров просвечивается нашими...
  - Господин адвокат,- прервал его Нептун,- будьте скромнее!
  - Я продолжаю!- Русалка просверкнула бриллиантами. -Данный пассажир обвиняется
 не в активном нанесении вреда. Внешне он ничего не совершил. Он мог неосознанно
пользоваться фальшивыми документами. Его активность как раз в том и заключается, что во всех ситуациях он оставался пассивны. Он активен тем, что пассивен. Иначе
говоря, он и есть излишний балласт. Иначе говоря, всем своим существованием он саботировал наши усилия достигнуть Острова Счастья.
   - Занимался саботажем каботажа! - выкрикнул я в зал.
  - Ваш Глыбчесь! Обратите внимание!- подал голос адвокат. - Мой подзащитный не отрицает своей вины. Но вся суть его вины в том, что он занимался тем, что ничем не занимался. А отсюда вытекает, что он виноват в том, что ни в чём не виноват.
  Зал было затаился, пытаясь уловить смысл перепалки защиты и обвинения, а тут вдруг взорвался - загудел, затопал. В первом ряду поднялся толстый усач и,указывая на меня коротким пальцем, заорал:
  - Самый опасный тип!
  - Мы отдыхающие, а не рабы!- кричат на галёрке.
  - Денежные мешки!Они на верхних палубах плывут! - прорезался голос обличителя.
  - Нас в трюмах гноят!- поддержал худой в красной майке, вскочив в средних рядах.
  - Это не отдых! Это грабёж!
  Брыластый моллюск перекрыл истерику:
  - Что написано на ваших дорожных картах?- загудел он в микрофон, высоко в руке подняв карту гостя.- "Трудности нас не пугают!" Это наш общий девиз!
  Нептун ударил колотушкой в медь, и зал притих.
  -  Все мы - экипаж одного корабля,- напомнил он главное правило. - Вместе мы - сила.
  И кивнул русалке:
  - Продолжайте, госпожа обвинитель.
  Русалка благодарственно качнула бриллиантовым венчиком.
 - Итак,обвиняемый своим пассивным поведением пытался сорвать выполнение всех проектов нашего плавания.Как показали социологические наблюдения за лишним пассажиром, прежде всего  он  не выполнял программу "Рациональное питание". Он
расточительно относился к пище и при каждом приёме оставлял на тарелке половину порции.
  - Котлеты всегда отдавали тухлятиной!- возразил я.
  - Клевета!- Боцман застучал обеими клешнями пор столу.
  - Ни одной жалобы за всё плаванье!- поддержал его док.
  - Виновен!- Нептун грохотнул медью.
  Прокурор хлопнула довольно о картонный камень хвостом.
  - Вторая программа - "Свежая рыба для общего стола",- продолжает она,и если бы не микрофон, голос её звучал бы совсем по-детски жалобно.- Обвиняемый саботировал коллективные усилия и не выловил ни одной рыбы.
  -  Мой подзащитный принял участие в массовой рыбалке,- возразил мой адвокат.
  - Формально.- Краб отвёл его протест.- Он забрасывал удочку, но не следил за поплавком. У нас имеется видеозапись.
  - Не клевала!- крикнул я.
  - Наживку надо было менять,- отпарировал краб.
  - Виновен!- Нептун ударил в медный таз.
  - Третья программа "Добудем сокровища со дня моря!".- Голос русалки напрягся.- Обвиняемый с группой дайверов  опускался в затонувший город. По материалам подводного наблюдения, он нашёл золотой луидор и присвоил монету.
  Ах, вот чего они от меня добиваются!
  Зал затих. Все глаза вонзились в меня. Я поднялся.
  - Могу ли я сделать пояснения?- спрашиваю Нептуна.
  - Говорите,- кивнул он.
  - Граждане судьи! Господа мореходы, открыватели неведомых глубин!- Говорю торжественным тоном, поскольку только праздничность эффективно маскирует нашу ложь.- Да, я погружался к руинам древнего храма. Я получил незабываемое впечатление, убедился в тщете борьбы за существование человеческой общины на берегу ласкового моря.Ласки моря обманчивы. Это горький урок для всех нас - и для пассажиров. и для команды и особенно для капитана. Подводный храм хотел подарить мне на память алебастровую амфору. Возможно. когда-то кто-то хранил в ней свои сбережения, как мы храним в банках. Но банкир сбежал, сосуд оказался разбитым. Только кусок амфоры - горлышко с ручкой - вот всё, что мне удалось найти. И этот дар моря я сразу же отдал боцману.- Я показал рукой на краба.
  Заинтригованный зал затаил дыхание.
  - Не мог такой сосуд быть пустым!- заявил боцман.
  Конечно, краб обладает богатым опытом выковыривать со дна драгоценности!
  - Когда я вынырнул и поднялся в моторку,вы лично осмотрели меня.- Я отвечаю твёрдо, как перед детектором лжи.
  - А вы не думали, что мы специально проверяли вашу преданность?!- Моллюск устремил на меня свои гипнотизёрские глаза.- На преданность нашему лайнеру,его команде и общественности?
  Я оглядываюсь на адвоката. Он потупился и молчит. А его густые брови явно накрашены.
  - Я с честью выдержал этот серьёзный экзамен!- Я выпятил грудь и гордо поднял голову.
  - Он лжёт! - вскричала рыба-прокурорша истерически. - Он всегда лгал, даже в юности!
  Всё таки я не ошибся - это она! Всматриваюсь в её головку - бриллиантовый венчик
 отвлекал мой взгляд, но сейчас вижу: прямой пробор и две косички... Головка русалки - из книжки с картинками...Раньше я не осознавал этого сходства, просто отдавался его тайному очарованию, и лицом к лицу видел только серые глазки, полные нежности доверия, конопушки и влажные губы... И маленькие груди, похожие просто на припухлости; и  до головокружения юную кожу.
  - Единственно, когда обвиняемый проявил завидную активность,- продолжает русалка, и её голос дрожит и в нём пляшут пронзительно-визгливые и плаксивые нотки,- это в программе "Звезду кабаре - в каждую каюту!"
  Нептун ошарашено посмотрел на неё и поправил:
  - "Звезду эстрады - каждому влюблённому!"
  - Вот-вот. В этой программе наш лишний пассажир преуспел. Он отдавался со всей горячностью,со страстью, вспыхивал из последних сил...
  - Ваша честь,- воспрял адвокат.- Намеки на возраст!
  - Избегайте приватных данных,- бросил Нептун русалке, но не смог её образумить - она пронзительно крикнула:
  - ...с пламенем, подёрнутым пеплом, бросился к моложавым прелестям  фальшивой
знаменитости!
  Я хочу крикнуть "Ложь!", но не могу. Опровергать ревнивые обвинения можно только с глазу на глаз. Отвергать, уверять,клясться в верности можно только подкрепляя своё раскаяние непрерывной очередью поцелуев, начиная с колен и до...
  Но мы на сцене, в фокусе тысячи глаз,злорадно ожидающих моей слабости, потери бдительности, неверного шага на проволоке и падения в грязь и пыль улицы.
  Я только сжался, как ёж. стиснул зубы, и молча наблюдаю за тем, как образ моей
Гретхен растворяется в соляной кислоте прожекторов.
  - Этот чёрствый эгоист превратно понял наш гостеприимный лозунг "Всё включено".- Русалка на грани истерики.- Он только потреблял блага, поглощал удовольствия, присваивал услуги и ничего не сделал доброго, ни для кого из нас.
Затаился в каюте, а судьба лайнера и тысячи его пассажиров ему безразлична и сейчас. Он предал нас всех! Наш приговор должен быть суров. Казнить!
  - Казнить!- загудел зал.- Казнить предателя!
  Мой адвокат помановал рукой, ловя взгляд судьи, и Нептун кивнул ему - дал слово.
  - Господа!- Адвокат обвёл взглядом судей, зал и подёргал острыми бровями, как это делал настоящий Валерий, когда волновался.- Мой подзащитный простой пассажир.Как тысячи других на лайнере. Он пришёл на судно, потому что есть такая реальность - круизный корабль и, пока он не конфискован за долги, на нём должны заполняться людьми все пустоты. В отличие от членов команды, пассажир здесь не рабочий. не служащий, а праздно плывущий Господа! Мы не в праве требовать от него драить палубы или ремонтировать шпангоуты. Право и справедливость на его стороне. Он потребитель. А мораль гласит:"Потребитель всегда прав!" Поэтому я предлагаю считать данного пассажира невиновным и помиловать его.
  Зал как по команде снова взорвался:
  - Помиловать!
  В третьем ряду поднялся мужчина в футболке с надписью "Динамо".
  - Этот тип не хочет интегрироваться!-Басом он перекрыл общий шум.- Казнить его!
  В средних рядах женщина в синем парике, указывая парасолькой на судей,визгливо
закричала:
  - Всех казнить! Всех! А этого Нептуна прямо сейчас!
  Кто "Помиловать!", кто "Казнить!" Гвалт, улюлюканье и топот.
  - Обвиняемый! - пытается докричаться до меня Нептун. - Вы имеете последнее слово.
  Я поднялся. Спроси меня:"Грешен?" "Да!" Но это на суде Божием. А человеческий - всегда спектакль.
  - Ни в чём не виноват!- крикнул я в зал что было сил.
  Откуда-то сверху повеяло на меня свежестью и знакомым запахом - цветочным одеколоном и уксусом. Я поднял глаза: ангел - Гретхен, пролетая надо мной, наклонилась ко мне, подставила грудь и скользнула  по губам соском... И вижу высоко - синее небо и Гретхен - закинутые за плечи косички, сияющая ногота, юная кожа, тёплые ямочки...
  - Казнить,- шепнула она.
  Судьи суетятся, советуются, но из-за шума в зале не слышу их.
  Нептун бьёт колотушкой в дребезжащую медь. Зал затих.
  Нептун поднимается во весь рост, сверкая перламутровыми бармами, ожерельем из
позолоченный акульих зубов и каменьями короны.
  - Суд идёт!- Его голос, усиленный мегафоном, заставил зал притихнуть.- Суд
постановляет:"Казнить морским узлом помиловать!"
  Я оборачиваюсь к адвокату:
  - Не понял.
  Всё-таки псевдо, а не Валерий - ни одна черта не дрогнула,вяло и чужим голосом
поясняет:
  - Морское право...Многовековые традиции...Много неожиданного.
  Но Гретхен...Откуда? Как? Почему?
  Оглядываюсь на фанерную скалу...Была ли? Или показалось? Так
бескомпромиссно...спустя столько лет...Казнить...За что? Разве я изменил ей? можно ли назвать изменой то, что произошло у нас с Норой?
  Она вторглась в наши отношения, но не разорвала их, а напротив, обратила их к
естественному течению, рассекла узел нашей стеснённости и неопытности.
  Нора...В моей памяти они слились в одно существо. Чем они отличались? Тем, что Грета была мне тесной, когда я проникал в неё, и это ввергало меня в исступление...Мы провели несколько сумасшедших дней, ослеплённые, оглушённые
страстью, властным повелением влажной земной силы.
  Эта скамейка среди роз!..Лобное место в цветущих венках!..
  Сёстры уехали - родители отправили их куда-то на всё лето. Потом уехал я на учёбу, и больше не вернулся.
  Много событий, людей - новые лица, обстоятельства. Я позабыл о Грете. Ностальгия по местам, где прошла юность, иногда посещала меня, но что-то подсказывало: я не найду потерянного.
  Что за чувство - ностальгия? Вспоминаешь что-нибудь приятное, и грустишь о детстве или молодости...Грустишь о самом себе, невозвратном.
  Философ кивает мне со дна древности:"Не войдёшь дважды!" Достанутся только
горечь тщеты и холод отчуждения.
  Оглядываюсь по сторонам: и сцена, и зал опустели. Я один сижу у рампы. Жерла
прожекторов втянули лучи и проглотили остатки. В темноте зала едва различается
центральный проход...