Шекспир. Сонет 59

Таня Фетисова
Если в нашем мире  ничего нет нового давно, а то,
Что есть, уж было прежде, то как же заблуждается
Наш ум, который  в творческих мучениях, впотьмах
Плутая, дает рождение второе уже бывшему ребенку!

О,если б архивисты, озирая прошлое хоть за пятьсот
Витков планеты вокруг солнца, мне показали бы твой
Образ в древней книге, написанной с тех пор, когда
Впервые мысль была запечатлена в старинных письменах,

Чтобы я мог  увидеть  -  древний мир  сумел сказать
Об этом чуде, твоем сложении: и то ли мы становимся
Все лучше, то ли совершенней были они, или же общий
Кругооборот всего, что существует, ничего не изменил.

О, я уверен, что умы эстетов и апологетов прошлых
Дней превозносили восхищено много худшие предметы.




оригинал

If there be nothing new, but that which is
Hath been before, how are our brains beguiled,
Which, labouring for invention, bear amiss
The second burden of a former child!
O, that record could with a backward look,
Even of five hundred courses of the sun,
Show me your image in some antique book,
Since mind at first in character was done!
That I might see what the old world could say
To this composed wonder of your frame;
Whether we are mended, or whether better they,
Or whether revolution be the same.
O, sure I am, the wits of former days
To subjects worse have given admiring praise.



подстрочник

Если в _мире_ нет ничего нового, а то, что есть,
было прежде {*}, то как обманывается наш ум,
который, в творческих муках, заблуждаясь, дает
второе рождение уже бывшему ребенку!
О, если бы архивы, озирая прошлое
хоть за пятьсот витков солнца,
показали мне твой образ в какой-нибудь древней книге,
_написанной_ с тех пор, как впервые мысль была выражена
в письменах,
чтобы я мог увидеть, что древний мир смог сказать
об этом чуде - твоем сложении:
мы ли усовершенствовались, они ли _были_ лучше,
или же кругооборот _всего сущего_ ничего не меняет.
О, я уверен, что умы прежних дней
возносили восхищенную хвалу худшим предметам.

{* В сонете отразились идущие от Книги Екклесиаста и античных философов
представления   о  циклических  изменениях  всего  в  природе,  приводящих к
бесконечным повторениям, без какого-либо развития.}