Однокозов Алексей. 5. Начало войны. Мобилизация

Владимир Пузиков
НА ФОТО: Аршинский Степан Иннокентьевич.

Фото из Невинномысского горвоенкомата.

***

5. НАЧАЛО ВОЙНЫ. МОБИЛИЗАЦИЯ

Мирный труд благодарненцев прервала война.

В Орджоникидзевский край правительственная телеграмма о мобилизации поступила 22 июня в 17 часов 40 минут. Военкоматы края ввели в действие мобилизационные планы. Посыльные приступили к оповещению: военнообязанных – о призыве; председателей колхозов – о по¬ставке лошадей; руководителей МТС, совхозов и предприятий – о мобилизации механизированного транспорта. Оповещение по всем городам и районам края было закончено к 19 часам, прошло оперативно и в установленные сроки.

26 июня 1941 года крайвоенком комбриг Христофоров Н. И. доложил председателю Орджоникидзевского крайисполкома Шадрину Василию Автономовичу о ходе мобилизации.

На сборные пункты в установленное время явилось 99 процентов призываемого начальствующего и 97 процентов младшего и рядового состава.

По краю подлежало поставить для нужд армии лошадей: артиллерийских – 1589, верховых – 1189, обозных – 1392. К 26 июня было поставлено 4170 лошадей, 96 процентов к плановой разнарядке. А вот отправка в войска механизированного транспорта проходила крайне неудовлетворительно. Основные причины: отсутствие резины и низкое техническое состояние автомашин и тракторов. По отдельным городам: Ворошиловск,  Пятигорск,   Буденновск, Моздок и ряду сельских районов браковка техники доходила до 50 процентов. В связи с недопоставками техники срывались графики отправки грузовых эшелонов.

Учитывая сложившуюся ситуацию, Генеральный штаб РККА направил на места телеграмму с разрешением приемным комиссиям принимать механизированный транспорт с недокомплектом резины. Крайвоенкоматом были выработаны мероприятия для устранения имеющихся недочетов.

В наиболее ответственные пункты погрузок и формирования эшелонов высланы представители крайвоенкомата для принятия мер по упорядочению и форсированию погрузок; даны указания всем военкоматам: пересмотреть весь механизированный транспорт, выбракованный ранее из-за отсутствия резины, но технически исправный; райвоенкоматам категорически приказано избегать задержки погрузок и отправки эшелонов, задержанные эшелоны немедленно дослать.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ...