Кощей Начало или здравствуйте все теории Рен TV

Полина Воронкова
Вступление от читателя.

Вы готовы? А я вот была не совсем готова к тому, что мне предоставил автор.
По правилу, которое я создала для самой себя ещё до первого шага к практике литературной критики, когда наступает момент выбора произведения для прочтения и разбора я беру то, что первое попадает на глаза. А, где и когда мне попадает на глаза то или иное произведение, это уже другой вопрос. Такой день я называю – день выбора. Пафосно звучит, но зато всю суть раскрывает. В этот раз я выбрала произведение в группе ВКонтакта, Проза.ру. Оно на тот момент было первым сообщением в ленте новостей группы. Ну, подумала я, была не была. Это был поистине невероятный день!

Однако перед тем, как я начну делиться своими впечатлениями и вопросами, стоит всё-таки сразу отметить – будем снисходительны к автору. Всего шестнадцать лет, всё ещё впереди. Побольше практики, теории и… все мы так начинали. Могу сказать одно – мальчику просто не повезло, что его произведение попало мне на глаза в день выбора. Всё, что будет описано ниже – это цитаты из моего дневника впечатлений и размышления на счёт самой истории. Стоит отметить, что уже по произведению я поняла, что автору сегодня шестнадцать лет. Такая пасхалка – отсылка к автору содержалась в тексте. Но давайте обо всём по порядку. Главное, что сейчас стоит вспомнить возраст и опыт молодого автора сильно сглаживает острые углы, моих слов, которые были бы просто пощёчинами для человека, написавшему столь интересный вариант параллельной действительности, если бы ему было больше двадцати лет. Тогда это было бы позором. Реальный возраст стал своеобразной пилюлей снисходительности. И теперь, читая ниже изложенные впечатления, прошу помнить, что тогда я ещё только-только догадывалась, что пишет «новичок».

Кощей Начало (Никита Армен) - http://www.proza.ru/2015/02/25/1856

Глава первая. (О! Это восхитительно вступление!)
Это было поистине восхитительное вступление. Оно просто выбило землю у меня из-под ног буквально с первых строк. Итак, автор знакомит нас с предысторией, выдержанной в традиции классических титров Звёздных Войн. Читаешь и прямо видишь эти уплывающие вдаль строки. Первые мысли: «Это… Звёздные войны во вселенной славянской мифологии?? Жуткое сочетание». Жуткое и интригующее. Ожидаешь этакого кроссорвера, где Чернобог взрастил из подающего надежды Кощея своего аля Дартвейдера и когда-нибудь точно будет звезда смерти. Но… увы и ах. Хоть атмосфера истинных Звёздных войн, а в самом предисловии у меня появилось столько вопросов! Что уже стоило решать - читать дальше или остановиться тут (остановилась бы, если бы не правило: «обязательно дочитать до конца»).
Итак, у нас есть Асы – бессмертные правители галактик. Понимаем, что бессмертные это буквально бессмертные! Иначе говоря, они не только не умирают их ничем не убить! А то получится частично бессмертные. И есть у нас Серые, которых изгнали в далёкие края галактик, в мёртвые земли. Да, Серым (которых иногда называют низшими) помог Чернобог, чтобы захватить власть, но… смысл воевать с БЕССМЕРТНЫМИ! А смысл есть, так как по каким-то неведомым причинам правители галактик в войну видимо не вмешивались. Почему? Потому, что Мирные Народы создали союз с довольно немирным названием «Союз Рас Великих». Уже чувствуешь намёки на Арийскую расу. Уже тогда, я слышала в своей голове голос ведущего «военные тайны» и что там он ещё ведёт? Проще говоря, здравствуйте намёки на теории из Рен TV. И главный вопрос, если боролись с союзом, то где Асы и сам Чернобог? Дал силы и слился? Страаанно.
И вот покончив с предисловием,- готовы?- мы приступаем к самому произведению!

Первая глава (дневник четырнадцатилетнего подростка)
Да-да, это действительно дневник четырнадцатилетнего подростка! И я уже не знала, что говорить и как реагировать. Стиль повествования точно, как у подростка. Это либо такое безупречное соответствие заявлению («ну, коль четырнадцать лет, то повествование от первого лица должно, наверное, соответствовать четырнадцати лет.» Неа, не всегда так, но, если держишь стиль, молодец!), либо самому автору четырнадцать, максимум шестнадцать лет. С первых строк возникли именно эти догадки.
Дорогой, Никита, слишком много подробностей. Порой именно ненужных подробностей. Ближе к сути, меньше воды. То, что мало верится, что на каникулах подросток встанет в восемь часов утра (и это ещё нежился в кровати), можно закрыть глаза, но вот описаний мелких ненужных деталей слишком много и это уже напрягает. Глазами просто пробегаешь по тексту выискивая момент, когда позади окажется чрезмерные подробности обыденной жизни, пустые диалоги (для галочки), как, например, звонок от мамы. Для чего это было? Читатели итак могли догадаться что у подростков есть родители. Странно, чтобы в России (а, действия как мы уже поняли происходят в России, начало по крайней мере) четырнадцатилетние подростки (ну сестра немножко старше, хорошо) жили одни в квартире.
А теперь перейдём к сестре. А именно к описанию. Это стоит процитировать:
«Стоит уточнить – она – это моя старшая сестра Ксения – сдержанная и очень отзывчивая девушка. Временами вредная, но от того ещё больше любимая. Очень правильная – не пьёт, не курит, не ворует. Правда временами она бывает ну очень правильной. Стоит ли говорить, что большинство моих проделок и мелких пакостных задумок срывала именно она! Но, как я уже говорил, я на неё не в обиде. Хотя если она не выйдет через пять минут, то я обижусь сильно и надолго!
Нет, ну вот правда, как у неё так получается?! Вышла ровно через четыре минуты! Думаю, стоит прервать рассказ для того, чтобы описать мою сестру Ксюху: красивая высокая девушка, в меру худая, имеющая длинные русые, плавно переходящие в коричневые, волосы, каскадом спускающиеся ниже плеч, сероватые глаза и маленький аккуратненький носик. В общем – мечта!»
В меру худая?? Есть выражение «в меру упитанная», можно было сказать проще: «стройная».
Волосы. Они длинные или всё-таки средней длины? Длинные волосы, это когда их длина ниже лопаток, а не плеч. А цвет? Русые переходящий в коричневый? Может тогда просто тёмный русый или каштановый? И ещё если происходят переходы, то обычно от тёмного к светлому, а не наоборот. Это концы и пряди имеют обыкновение выгорать, а чем ближе к корням, тем цвет естественнее и насыщеннее. И… «создаётся впечатление предстоящего инцеста. Всё по Фрейду. Всё по Фрейду» (напоминаю, первые впечатления).
Попаданцы в другой мир – это излюбленный вариант развития событий особенно у начинающих. Но тут у нас особенно жестокий вариант попандоса – без одежды! Это действительно жестоко. А теперь загадка: ребята в коме или умерли? И как надо было упасть на катке чтобы умереть? Если, конечно, они умерли.
А теперь перейдём к реакции. Какова реакция человека, который попадает в совершенно незнакомое место? Едва ли это спокойствие. Чаще настоящая паника. Но здесь паника не отображена. Зато в достатке объяснение окружающих мелких деталей. Да, персонаж рассматривает, где он находится, но где эмоции, чувства? И элементарные планы, где он может быть и как вернуться домой? Нет, этого мы не получим. Зато у нас есть знахарь и его жена, которые вполне доброжелательно относятся к детям, которых нашли в лесу. Это ещё объяснить можно местной культурой (ну, а вдруг там все такие доброжелательные личности?) Итак, что же мы будем делать, если встретим незнакомого человеком в неизвестном для нас месте? Правильно, спросим кто вы и где я нахожусь! И вот вопрос, но ответ…:
«- Спасибо, а где я? – задал я интересующий меня вопрос.
- Все вопросы потом, а сейчас бегом в комнату переодеваться, а мы будем ждать тебя в зале, это за поворотом прямо и направо, первая дверь, - наигранно строго произнесла женщина.»
Нет времени объяснять! И едва ли дальнейшее объяснение вам поможет! Мы потом узнаем, что ребята попали в параллельный мир, где Россия это Рассения. Вспоминается песня «Россея, моя ты Россея! От Волги до Енисея!» Но, вернёмся к главным героям. Нормальным их поведение сложно назвать. Именно их спокойствие поражает и слышишь совершенно не те вопросы, что ожидаешь услышать! Можно ли посмотреть карту, можно узнать какой сейчас год? И это спрашивает сестра! Она мне казалось хотя бы немного вразумительнее главного героя. Потом знакомая легенда про Серых и Кощеев, а ещё календарь. Вот за что можно похвалить – это за хорошо продуманный календарь. И главное, что потом его используют!  Это действительно облегчило жизнь.
Волхвы. «Это как владыки мира, которые вроде что-то делают, но совершенно не хотят видеться с простым народом» - вывод после объяснения, чем занимаются Волхвы. Если правильно поняли то, они противостоят Кощеям, но не объясняется почему детям надо идти к волхву. Нет, можно догадаться, что коль они такие сильные и мудрые у них найдётся ответ. НО! Откуда Знахарь и его жена знают, что Никита и Ксения хотят попасть домой? Об этом даже слова не было! И впервые об этом было сказано в конце главы, когда Знахарь решил попробовать вылечить посланцев из иного мира. Шансов мало, но! Это же Марти-Сью! С ним возможно всё!
Ох, хотела оставить это напоследок, но понимаю, что невозможно продолжать, не раскрыв карты. Никита – типичный Марти-Сью. Своеобразный аватар автора в ином мире. Описание внешности почти совпадает с описанием внешности самого автора, за исключением глаз. Но к глазам вернёмся потом. Тут есть обоснуй почему они не карие, а именно серо-голубые. Кто у нас чаще попадает в другой мир, где его дружелюбно принимают, и кто быстро адаптируется к новым условиям? Правильно Марти-Сью (Или Мери-Сью.) Именно Марти-Сью удаётся очистить организм до идеальной чистоты. И именно у Марти-Сью есть силы, которые опасны для окружающих! Но об этом тоже позже.
А теперь у меня вопрос. Как? Как народ, который живёт в деревянных домах, ест из глиняной посуды, не употребляет животную пищу, в том числе молоко и яйца, могли летать в космос и более того воевать? Понимаю, это нереальный мир, где место есть колесницам, магии, оружию, но всё равно мало верится.

Вторая глава или вздох облегчения.
Вторая глава понравилась больше по нескольким причинам: повествование от третьего лица и местами действительно приятно читать. Возможно в этом произведении просто стоит убрать диалоги? Или свести их к минимуму. Ещё куда меньше? Убрать совершенно пустые диалоги, иначе говоря, только важная информация и больше мыслей, переживаний самого героя. Ну, например, вот этот диалог:
«- Открыто, - устало сообщила девушка.
Дверь тихонько скрипнула, впуская не менее уставшего парня.
- Что делаешь?
- Смотрю в потолок, а что?
- Да нет, ничего… просто скучно здесь… - протянул Никита, садясь на кровать рядом с лежащей Ксенией.
- Ничего, скоро будет весело.
- Когда?
- А когда будем учиться на лошади ездить!
- Хм… - ухмыльнулся, - это точно! А вообще, странно всё это. Сначала падение, разбитая голова. Потом этот мир и его жители. Сомневаюсь, что жители нашего мира встретили бы нас так дружелюбно.
- Ты не прав! Не все люди такие эгоисты! – запротестовала девушка.
- Хочется в это верить…
- Откуда такие пессимистические нотки?! – чуть было не закричала Ксения, приподнявшись на локте.
Сидящий спиной к сестре Никита промолчал, ещё больше наклонившись.
- Ты чего, братик? – встревоженно спросила Ксения, сев на колени рядом с братом.
- Да нет, ничего. Просто… маму вспомнил. Как она там? Она ведь там одна…
- Да… но ничего! – попыталась успокоить Никиту девушка, - Мы вернёмся, обещаю!
- Надеюсь, не будет поздно, – тихо буркнул парень.
- Так, не смей! Где мой брат?! Где наш весельчак и вечный оптимист? - Ксения положила руку на плечО брата и резко потянула его. Никита упал на кровать, а Ксения с заразным хохотом принялась щекотать бедного парня. Тот честно пытался сохранять серьёзное лицо, но уже через пару секунд приятных пыток сдался и засмеялся похлеще сестры.
- Не надо… Ксюха… перестань! Ты же знаешь… как я… боюсь… щекотки! – через смех выдавил парень. Ксения, видя, что операция «Развесели брата» прошла успешно, перестала мучать Никиту и легла рядом с ним.
- Спасибо тебе, сестрёнка! – произнёс парень, немного отойдя от щекотки, - Без тебя я бы был уже в глубокой…
- Депрессии! – поправила Ксения, не дав Никите договорить. Тот лишь усмехнулся, удобней устраиваясь на кровати.»
Или развивайте, раскрывайте диалог или же не пишите. Сложно поверить. Ощущается… наигранность. Не представляйте разговор, а попробуйте проговорить его, вслушаться как это звучит со стороны. Признаю для подростков такой диалог нормально когда новостей нет, но,- боги!- они в другом мире! Могли бы вместе пофилософствовать как сюда попали, да и подумать, как выбраться, составить план в конце концов. А можно и поспорить. Да, у нас бы вышло, что у героев в итоге получились совершенно разные точки зрения на произошедшее, но это ведь хорошо! А там мы толком не пониманием, что творится с Никитой и что думает Ксения. Ксения как героиня и вовсе словно есть и словно нет. Но этому есть грандиозное объяснение! Потому, что имеем дело с Марти-Сью. Окружающие его герои никогда чем-то большим, чем «картонность» не отличались. К чему я это веду? Не хватает в героях жизни! Где их внутренний мир? Где их метания? Это другой мир, другие правила, другая жизнь!

Третья глава (Ещё больше странного, неестественного поведения)
Что же теперь смотрим на реакцию волхва, когда к нему приходят ребята. Волхв похоже в курсе всего, что происходит. Или же ему просто на всё пофиг. Во-первых, он сразу верит на невнятное объяснение, что вот ребята из другого мира. Настолько невнятного, что стоило бы попросить подробностей, но в итоге он что-то буркнул про пророчество (Ещё одно подтверждение Марти-Сью). И… предлагает отправиться в лабиринт за возможностью исполнить желание! Но одно желание в форме пера нужно принести ему. Итаак, толком не разобрались кто это, почему они здесь, кто им дал пропуск, от кого они пришли, по какому делу, сразу отправляет в лабиринт, ведь волхв уже волшебным образом понимает, что ребята хотят домой. Просто мысли читает. А если умеет, то стоило об этом намекнуть.
Чёрный всадник и влюблённость Ксении вызывает приятную улыбку. Именно в этот момент ещё раз начинаешь задумываться, может это первая проба пера. Столь нелогичное поведение, столь поспешные действия. Очень поспешные! Встретились, поужинали, поцеловались, всё! Жених и Невеста! Всё, что происходит в баре и вовсе напоминает слишком быстро прокручиваемый фильм. Так и хочется поставить на паузы и сказать: «вау-вау полегче! Я не понимаю, что происходит и что произошло!» Бывает, когда подробностей чрезмерно (особенно в описании окружающего помещения, в котором читатель больше никогда не появится), а бывает, как сейчас не хватает разжеванности. Нас, читателя, просто заставляют проглотить всё, что случилось и профигевать всё больше и больше.
Открою маленький секрет – описывать помещение стоит тогда, когда это личная комната персонажа или место, где чаще всего он пребывает, так как рассказав, что из себя представляет место, где больше всего времени проводит или проводил персонаж, вы рассказываете о внутреннем мире самого героя. Это психология.

Четвёртая глава (Типичные питомцы Марти и Мери-Сью)
Вернёмся к нашему Марти-Сью. Без сестры главный герой тут же изменился, посерел и получил силу обращать всё и вся в камень. Сразу мысль – Кощей, потомок великих Кощеев. Ещё один плюсик в список признаков Марти-Сью, но в конце мне пришлось вычеркнуть этот момент и заменить другим - одна из важнейших ролей спасителя мира. Итак, герой обращает всё и вся в камень, кроме своего любимого коня, который,- о боги!- разговаривает и проходит сквозь стены! Правда классно? Правда конь со своими жалобами на зерно немного разнообразил текст. Это уже хорошо. В итоге вопреки моим ожиданиям Кощей отправился на Восток (а в мифологии он жил на Западе), но не будем забывать, что мы имеем дело с добрым Кощеем, который приютил маленькую лесную нимфу Кики (или ведьму), которая за предложенную часть произведения произнесёт только пару слов и будет двигать сюжет описанием своего смеха и гиперактивного поведения. Своеобразная компенсация того, чего не хватает главному герою – активности и жизни.

Пятая глава (Как отбывают отставку бывшие волхвы)
Почти вся глава посвящена тому, как герой с Кики обустраивают дом, пытаются воссоздать карандаш и знакомство с самой Бабой Ягой, которая оказалась не совсем простая, но довольно приятная старушка. Благодаря этой женщине сюжет приобретает интересные нотки. И новые факты. Так определилась миссия Никиты, точнее Кощея – защищать Мидгард. Баба Яга оказалась бывшим членом ордена волхвов, по собственной воле ушла в отставку, что уже намекает на то, что что-то в этом ордене не чисто.

Шестая глава (закономерное и ужасно нелепое убийство)
Ксения всё равно хотела вернуть брата и поэтому отправилась вместе с женишком искать его. Правда, это было раньше, но так незаметно и незначительно, что решила написать об этом только сейчас. Ксения раньше казалась вразумительной девушкой, но резкие перемены, отсутствие причинно-следственной связи… не красит девушку.
Нигде не говорилось, что Кощей может оживлять камень! Конь не в счёт он может быть не попал под чары реального камня из-за того, что был люб сердцу, но оживший лев из камня… где край Силы Марти-Сью? И что за меч должен быть, чтобы перерубить голову камню?
Встреча выглядит наигранной (как и многое в произведении). Если герой на самом деле не хотел, чтобы Ксения входила в замок, зачем приглашал? Пригласил и буквально через пару слов выгоняет? Нелогично. Да, и западная башня наверняка дальше парадного входа находится. Очень нелогично. Действия Ивана выглядят намного вразумительнее. Он защищает девушку, обманывает обезумевшего каменного зверя и в итоге оказывается злодеем, которые служит какой-то госпоже, которая наверняка окажется Бабой Ягой или Каменной Княжной.
Ксения погибла. Сорвалась в пропасть и если Кощей при падении с офигительной высоты обязательно выживет, то сестре, которая уже не сестра, не повезло.
Таким образом мы возвращаемся к начальной цели найти лабиринт и у главного героя появился стимул к действию, а не мучить себя вопросами как сохранить запасы на зиму.

В общем что могу сказать? Мы имеем дело с Марти-Сью. А где Марти-Сью, там нет места логике, причинно-следственной связи и объяснениям, и, не дай боже, слабостям! А если есть слабости, то только во славу Марти-Сью и роялям из-за кустов! Волшебным образом в лесу могут расти не только шишки, грибы, ягоды, но и фрукты! Волшебным образом оживают камни, люди с глиняной посудой воюют в космическом масштабе, упавши на льду можно попасть в иной мир и вообще за короткий срок стать героем сия мира. И это только начало!
НО! Все мы раньше когда-то так писали. Фантазировали на ходу, вписывали себя в тот или иной мир. Обычно действуют новички согласно тому или иному фендому, а здесь то, что на фикбуке назвали бы ориджиналом. Вполне хорошим ориджиналом для начинающего. У всех в начале пути были Мери и Марти-Сью. Это нормально, главное вовремя выпить горькую пилюлю и понять, что Марти-Сью не верят и очень скоро сюжет, который крутится вокруг одного Марти или Мери-Сью надоедает. Идея интересная. Шокирует. Правда шокирует, но и от того интересно читать. Где-то кажется слишком затянуто, много лишнего, а где-то наоборот гонят коней, буквально загоняют. Это хорошая проба пера. Проба, которая требует больше работы, внимания и осмысления. Работу можно назвать сырой. Если это черновик, то вполне сносный черновик. Но как произведение? Нет. Надо ещё работать. И прошу, Никита, освободитесь от Мери-Сью. Она никого не красит. Правда.
Желаю вам творческих успехов и не бросайте перо. Авось что-то удачное получится в стиле славянского фэнтази.

Воронкова Полина