Ирина Леонидовна и полуватман

Валерия Андреева
Начало рассказов об Ирине Леонидовне:

http://www.proza.ru/2014/04/24/7

****************************************************

Справедливости ради необходимо заметить, что Ирина Леонидовна была довольно опытным и энергичным работником, и частенько усердно-честно пыхтела над выполнением своих непосредственных должностных обязанностей. Так как в ее трудовой книжке после окончания техникума красовалась всего одна запись, она считала себя патриотом своей работы и знатоком всех тонкостей ее выполнения.

В трудные 90-е годы, несмотря на обмельчавшую зарплату и дыры в семейном бюджете, она не кинулась в челночную торговлю и хвасталась этим, хотя иногда с досадой по секрету громким шепотом сообщала:
- Эх, если бы не мой «толстолобик»! У меня столько идей! Я думаю, я бы смогла – ух!
И многозначительно вращала глазами, оставляя пространство для догадок, какое-такое замечательное нечто она подразумевала под этим «ух».

Сам производственный процесс становился все труднее, то не хватало нужных бланков, то канцелярщину приходилось приобретать за собственные деньги после непрозрачных намеков начальства, то урезали ставки и премии. Возвращаясь с планерки, огорченная Елена Анатольевна, зачитывая из блокнота законспектированные тезисы очередных неприятностей, строго обрывала возмущенные возгласы подчиненных:
- Цыц! Смотрите, чтобы до Начальника не дошло! Сказал, совсем зарплату не получите!

Ирина Леонидовна считала себя ветераном предприятия, а так как сам Начальник пришел на работу всего-то пару лет назад, то по ее мнению, мог бы обратиться к бездонному кладезю ее опыта не только непосредственно в производственных вопросах, но и в организации труда всего коллектива. Неожиданные посещения Ириной Леонидовной его кабинета с замечаниями, предложениями и справедливой критикой привели к тому, что для приема собственных сотрудников начальник установил определенные часы. В глубине удивленного разума Ирины Леонидовны зародилось подозрение, которое она не замедлила высказать руководителю отдела:
- Лена! Это из-за меня что ли, начальник приемные часы ввел? От коллектива отгораживается?! Нехорошо это. К мнению сотрудников надо прислушиваться!

И вот однажды Ирине Леонидовне пришлось взять срочную работу домой. Вообще-то это было в порядке вещей, но в этот раз… финансовый кризис и повальный дефицит качественных товаров привел к тому, что на складе конторы неожиданно закончился запас ватмана. Уже пару месяцев Елена Анатольевна выписывала у кладовщика его исключительно для больших и сложных чертежей, а простенькие заказы в целях экономии выполняли на полуватмане, то есть рыхлой и лохматой серой бумаге.

Пробегав полдня по своим подружкам и «сестрам» со срочным сообщением, что у нее появился важно-нужно-выгодный заказ, который она вполне сможет, по ее выражению, «склепать» дома за выходные, и собрав все необходимые принадлежности для «домашнего задания», Ирина Леонидовна с ужасом обнаружила отсутствие главной составляющей – чертежной бумаги. Так как рабочий день пятницы давно закончился, а второй круг пробежки по подружкам с целью изъятия у них излишков нужного формата успеха не принес, она вынуждена была укомплектоваться ненавистным полуватманом. Ворча и возмущаясь, она наконец-то отчалила домой.
- Иди, иди, - помахала рукой Елена Анатольевна, дождавшись, пока дверь за ней захлопнется. – Ты еще испортишь все, а я тебе в понедельник новый выпишу.
- Вы поосторожней, а то скажет – накаркала, - рассмеялась я. - А разве на складе ватман есть?
- В том-то и печаль, что нет. Начальнику обещали достать, но пока… - она грустно пожала плечами.

В понедельник утром выяснилось, как весело и плодотворно провела выходные Людмила Григорьевна, наш главный инженер, консультируя по телефону Ирину Леонидовну по различным нюансам в ходе трудового процесса. Подпрыгнув от дребезжания домашнего телефона после вечерней сказки «Спокойной ночи, малыши», Людмила ответила на очередные вопросы и облегченно повесила трубку. Через полчасика голос Ирины Леонидовны задал ей логичный и своевременный вопрос:
- До каких пор мы будем чертить на этой бумаге?! Это же издевательство! Я уже дырку протерла!
- А эти вопросы – к начальнику!

Своим неосторожным возгласом Людмила Григорьевна надеялась остановить поток ночного красноречия. Но не тут-то было! Приняв ее слова, как благословение, воодушевленная Ирина Леонидовна набрала домашний номер Начальника:
- Василий Петрович! Я тут сижу, срочный заказ делаю, вечером в воскресенье! Что? Уже десять часов?! Да-да! Вот именно! Я хочу у Вас спросить! Да когда же нам бумагу нормальную выдавать будут? А Вы качество требуете, да? И нормы рабочего времени бы не мешало пересмотреть, я давно это говорила! И еще Вы ввели приемные часы для сотрудников, а я считаю, что это неправильно! И кто у меня теперь примет такую работу, я намазала, а если я утром не сдам, заказ в наряд не войдет! Еще и премию придумали снимать за неудовлетворительное качество!
Начальник ошарашенно выслушал ее конструктивные предложения, рожденные заботой об имидже предприятия, и пообещал лично выдать ей кусок настоящего «голубого» ватмана:
- Ира, клянусь. Хоть из дому принесу, но для тебя найду!
- Так что, мне все же перечерчивать придется?!
Василь Петрович украдкой рассмеялся в сторону и задушевно сказал:
- Ты же понимаешь, качество – это лицо фирмы! Ты должна быть примером для молодежи.
Поворковав с ним на разные производственные темы, Ирина Леонидовна угомонилась до утра.

- Я была права? - Елена Анатольевна заговорщицки подмигнула мне, когда Ирина Леонидовна принялась за перечерчивание на замечательном гладком листе. Кстати, тереть на нем можно сколько угодно!
О, эти счастливые минуты для окружающих, когда ее руки и мозг были заняты срочной и ответственной работой! Обычно они длились недолго. Как только сложная часть была закончена, мозг освобождался, и пока руки выполняли автоматические действия, язык  выдавал непреодолимый поток разнообразнейших мудрых высказываний и жизненных советов. Если у Ирины Леонидовны было хорошее настроение, то атмосфера обсуждения кулинарных достижений или семейных новостей была достаточно безобидной. Можно было воспользоваться одним из изобретенных мною и наиболее эффективных способов сосредоточиться: представить, что ее речь – это радиопередача, не требующая диалога, ибо кто же разговаривает с радиоточкой?! Но этот день, к сожалению, был последним днем месяца, когда каждый из нас должен был сдать ведомости на оплату.

Огромный лист, в просторечии называемый «портянкой», содержал пять-десять столбиков и от пятидесяти до ста и больше строчек. Это на первый взгляд бессмысленное нагромождение цифр и запятых, должно было безоговорочно «сходиться» по горизонтали и вертикали, и только после этого каждая ведомость с приятным шорохом уходила в обработку к руководителю группы.
- Ого, у тебя заказов в этом месяце! – с нескрываемой завистью оценивает высоту моих столбиков Ирина Леонидовна. – А мне в конце месяца повезло! Одна строчка, но большааая!
«У меня тысяча-тысяча-тысяча думушек», - бормочу я, наслаждаясь освобождением от ненавистной бумаженции и предвкушая конвертирование строчек в денежные знаки.

- Тихо все! - издерганная подведением итогов Елена Анатольевна стучит ладошкой по столу. – Вы думаете, если сдали наряд, то можно шуметь? Для меня работа только начинается! Ира! Где твоя ведомость?
- Так она у меня не сходится…
- Давай-давай, бухгалтерия ждет!

Через час усиленных поисков ошибки, вспоминая японских разработчиков калькуляторов и их японских родителей, Ирина Леонидовна вслух заявляет:
- Да ладно, чего там? Подумаешь, на три рубля сорок девять копеек не сходится! Сдам так, пусть Лена ищет, ей за это зарплату платят!
- Да вы что? – возмущаюсь я. – У нее десять таких портянок, как ваша! Что ей, ночевать тут?
По принципу: «Уж если я чего решил, то выпью обязательно», Ирина Леонидовна с честными глазами украдкой подкладывает отчет руководителю, скромно оправдываясь:
- Я тут немного натерла…
И поворачиваясь ко мне:   
- А ты…  ты! Не умничай! Смотри в свой наряд!

Хорошо, что многолетний опыт общения с Ириной Леонидовной, сделал Елену Анатольевну бдительной, и ни один наперсточник ее теперь не проведет! Внимательным строгим взглядом, усиленным очками, Елена Анатольевна улавливает плутоватый блеск глаз шулера и грозно допрашивает:
- Лучше сразу признайся, чтобы я зря время не тратила!
- Да кто его знает? Это все машинки современные! Память-шмамять… Вот когда счеты были, кинешь костяшки туда, костяшки сюда! Надо будет начальнику предложить закупить одни счеты на отдел хотя бы!
- Ясно с тобой! Лера, возьми проверь, пожалуйста.
- А чего я? Чуть что, сразу «Косой»… полезай в колодец. Говорю вам, у меня насморк!
- Лера!
Я вздыхаю, и мне приходится «смотреть не в свой наряд»…

Продолжение: http://www.proza.ru/2015/03/15/1646