Ровеньки Прага - Фусинь Или через Прагу и Хинган

Олег Сикарев
     Малиёв Тихон Андреевич, родился 25 августа 1925 года в слободе Ровеньки, тогда ещё Острогожского уезда Воронежской области. В 30-е годы на руках его матери, Евдокии Антоновны, осталось пять детей. Дело в том, что его отца, как глубоко верующего человека, репрессировали... Семья сильно голодала. На конце современной улицы Партизанская, в Ровеньках, был птичник. Он, с пацанами, такого же дошкольного возраста, бегал на речку и ловил там лягушек, ведь за десять лягушек птичница давала одно яйцо. В то время и птица голодала, и лягушки были их кормом. Вот такие краткие слова и вроде бы и добавить нечего, но давайте просто представим себе этих шестилетних ребятишек, которые ловят лягушек не забавы ради, а потому, что очень кушать хочется… А в школу Тихон пошёл позже, чем следовало бы по возрасту, просто из-за отсутствия  одежды и обуви, но успешно закончил семилетку. Уже с  четырнадцатилетнего возраста он полноценно трудился в колхозе, а с приближением фронта уехал с ФЗО в Липецк на строительство аэродрома. Родные Ровеньки остались в оккупации…   
     Что тут сказать – толковых деревенских парней тяжёлый физический труд не страшил. «Жила бы страна родная» были для него не просто красивыми словами из песни, а жизненной необходимостью перед фактом смертельной опасности.
    В октябре 1942-го года фашисты подошли и к Липецку и Тихона эвакуировали на Урал, в город Кусинск Челябинской области, где он работал токарем на эвакуированном военном заводе. Работать приходилось по двадцать часов в сутки, но силы давало сознание того, что и в тылу можно ковать Победу, ведь фронту очень были нужны снаряды.
      Наконец его ожидания сбылись, и 9-го января 1943-го, несмотря на броню (как ценного специалиста),  Тихона Андреевича Кусинский РВК призвал в армию, где он, после курсов молодых командиров, был отправлен на фронт.
     Его военноучётная специальность – наводчик батареи 45-миллиметровых пушек, то есть дивизионная артиллерия, по-солдатски – «Прощай Родина». Просто потому так прозвали на фронте сорокопятки, что они всегда были на острие обороны и атаки, именно по ним, в первую очередь, сосредотачивался вражеский огонь. Артиллеристам было очень сложно даже просто там выжить, а кроме этого нужно было ещё и активно воевать, поддерживать пехоту Богом войны…
      Его часть - это 52-я стрелковая дивизия (2-го формирования). Из первого формирования полегли почти всё в жестоких боях подо Ржевом.  Во время Курской битвы держала оборону на ввереном рубеже. Уже 09.08.1943 года вновь форсировала Северский Донец. А 23.08.1943 года принимала участие в окончательном освобождении Харькова. Наступала на юг, приняла участие в освобождении Краснограда. До 03.11.1943 года пополнялась и догоняла фронт, заняла оборону на реке Ингулец, где находилась до марта 1944 года, когда началось наступление.

   Из наградных листов (краткое, конкретное изложение личного боевого подвига): Наградить медалью «За Отвагу» Малиёва  Тихона Андреевича наводчика 45-миллиметровых пушек за то, что 25-го августа 1944 года в бою за деревню Сарата-Галгена Кагульского района Молдавской ССР, огнём своей пушки уничтожил 7 солдат и 4-х взял в плен…

    Эту награду он получил в августе 1944 года, когда ему исполнилось 19 лет. Вспоминал, что, когда освободили одну из молдавских деревень, где жили староверы, их встретили с почестями, но кружку, из которой пили воду солдаты, потом выбросили, потому что – иноверцы.

   Дивизия шла вперёд. В наступлении форсировала реки Ингул, Южный Буг, Днестр. Принимала участие в Ясско-Кишинёвской операции, 31.08.1944 года переправилась через Дунай, прошла через Румынию, Болгарию, в сентябре 1944 года вступила на территорию Югославии, где 20.10.1944 года был освобождён Белград.

    Из наградных листов: (краткое, конкретное изложение личного боевого подвига): 4 декабря 1944 года в наступательном бою за город Илок, Вуковарского района в Югославии, и в бою за прорыв укреплённой линии обороны противника в районе города Илок, противник засел в дзотах и домах и оказывал упорное сопротивление, тогда товарищ Малиёв, разведав огневые точки противника, выбросил орудие на открытую позицию и, корректируя огонь, уничтожил 4 пулемётные точки  и 20 солдат и офицеров противника, чем обеспечил продвижение пехоты вперёд и захват города Илок малыми потерями. 
     Вот так официально и по делу. Просто выкатили пушку из окопа на поле  и, по чёткой наводке, расстреляли пулемётные гнёзда, в количестве четыре, попутно фашистов два десятка… И орден Красной звезды на груди. Как это всё просто на бумаге…

   В дальнейшем наступление вверх по Дунаю, и 18.12.1944 года дивизия была переброшена в Венгрию. А 25.12.1944 года заняла позиции у города Чаквар, на внешнем кольце окружения Будапешта, в боях понесла тяжёлые потери.

   Как-то в Вегрии во время вражеской артподготовки он лежал на дне окопа на шинели и вдруг почувствовал, что под ним что-то шевелится… Поднимает шинель, а там две змеи… Очень испугавшись, он перескочил в другой окоп. Спрашивали его потом: «Как же так, что змею испугался, а под огнём противника не страшно? А стрелять из пушки не страшно?». Он отвечал, что страшно, конечно же, но выбора не было.
    Вспоминал, как в окопах стояли по пояс в ледяной воде, кое-как сушили, потом, у костра мокрую одежду и ни разу даже насморка не было. Говорил – вот как организм приспосабливался к экстремальным условиям.

   Из наградных листов (краткое, конкретное изложение личного боевого подвига): 5 февраля 1945 года, в бою, в районе села Вертешкозма, Комаровской области в Венгрии, под сильным пулемётно-миномётным огнём противника, рискуя жизнью, выкатил пушку на прямую наводку и огнём её уничтожил 3 пулемётные точки и до 15-ти солдат противника. Чем обеспечил захват безымянной высоты, имеющей большое тактическое значение для батальона. Награждён орденом Красная звезда.

   Из наградных листов (краткое, конкретное изложение личного боевого подвига); В ночь с 23 на 24 марта 1945 года в наступательном бою за д. Моча,  Комаровского округа в Венгрии, при отражении контратаки превосходящих сил противника, под сильным пулемётно-миномётным его огнём, выкатив пушку на прямую наводку и огнём её уничтожил пулемётную точку и 13 солдат противника. Награждён Орденом Славы III степени.

     Продолжалось наступление в Венгрии, и 01.04.1945 года дивизия перешла границу с Австрией и овладела пригородом Вены, а 07.04.1945 года  переброска в Чехословакию, где 22.04.1945 года она начала наступление на Брно, а затем, по взятии, преследовала отступающего на запад врага до 12.05.1945 года. Обращаем внимание на дату – 12 мая, а ведь уже 8-го мая весь мир праздновал Победу над фашизмом…

    А после Победы, то есть с 1945-го года и по 1950-й год служил на Дальнем Востоке. Такие краткие строки биографии и так много на судьбу одного земляка! Войска Забайкальского фронта, под командованием легендарного маршала Родиона Малиновского освобождали города Чаньжунь, Мукден, Ушцикор, Жэхе, Дайрэн и… сам Порт-Артур.

    В начале июня 1945 года 52-я стрелковая отправлена со станции Черчаны (г. Бенешов), 15.07.1945 года выгрузилась на станции Боин Тумень и совершила марш к месту дислокации до реки Керулен. Приняла участие в Хингано-Мукденской операции являющейся частью Маньчжурской стратегической операции. Закончила боевые действия в городе Фусинь 3 сентября 1945 года.
    Он прошёл через безводные степи Монголии, он прошёл 950 километров по Китаю. Это был именно тот легендарный марш по безводной пустыне Гоби, но там шли уже не просто двадцатилетние парни, а уже опытные воины, неоднократно подтвердившие своё умение в боях и награждённые Родиной серьёзными медалями и орденами.
    Были и курьёзные моменты. Надо сказать, что мародёрство в Красной Армии каралось очень жёстко, а, по закону военного времени, жестоко и… на месте. Но армия шла вперёд, тылы безобразно отставали, а есть очень хотелось… На пути, в монгольской степи, попадались араты, местные скотоводы, с отарами овец. Просто забрать овцу – это мародёрство и расстрел, но если договорился на обмен и по рукам ударили, то… В общем танкисты придумали менять танки на овец. Договариваются с хозяином отары на сколько овец меняют танк, экипаж из Т-34 вылазит – три человека. Потом привязывают цепью за гусеницу танк и цепь крепко привязывают к деревянному колу… Всё – танк на привязи. Три танкиста садятся , вместе с выменянными овцами, на другой танк из колонны или автомобиль и колонна уходит. Как только последний след колонны исчезает – открывается смотровая щель, мехвод (который остался в танке) заводит танк и догоняет колонну, а шокированный скотовод молится своим богам, что танк от него убежал…
    Те немногие реки, которые попадались на пути во время этого перехода, просто кишили рыбой, но ловить и есть её было нельзя… Оказывается у монголов рыба священна…
    Тихон сам выходец из бедности и голода, пусть уже и успел увидеть Европу, но его очень поразила убогая бедность монголов и китайцев. Бесправность китайских женщин, которые ходили в обуви из деревянных колодок, которые так уродовали ступню, что они просто не могли быстро передвигаться…

   Войну закончил в звании младший сержант, командир расчёта 429-го Хинганского стрелкового полка, 52-й стрелковой дивизии. За боевые заслуги дивизия удостоена почётных наименований "Шумлинская" (сентябрь 1944), и "Венская" (май 1945), награждена двумя орденами Красного Знамени, орденом Суворова 2-й степени.
     Военная специальность – наводчик артиллерийского орудия.
Награждён двумя орденами Красной Звезды – 12.1944 и 02.1945.
Орден Славы 3-й степени от 11.04.1945.
Орден Отечественной войны 2-й степени юбилейный.
Медали: «За Отвагу», «За взятие Вены», «За Победу над Германией», «За Победу над Японией»,  семь юбилейных медалей и восемь Благодарностей Главнокомандующего.

    В 1944 году вступил в комсомол, а в 1945-м в партию. Очень уважал Жукова. Коммунистом был убеждённым и был уверен в правильности политики партии и Сталина, и утверждал, что в той ситуации без жёстких мер мы бы не одержали Победы над фашистами. Иначе было нельзя.

   А вот здесь вспомним вышепрочитанное и задумаемся – у этого парня отца расстреляли за религию, он в школу пошёл позже из-за проблем с одеждой, он большой голод пережил, но не стал врагом Советской власти, а, даже, стал коммунистом. А на фронте что вытворял – читайте наградные листы! Вот судьба адекватного человека, который создал себя сам, защитил свою Родину, создал свою семью… Единственное в чем  у него слабина получилась – все болячки, за то, что в войну не болел, догнали, потом уже, дома…

    После демобилизации в 1950-м году работал заведующим «Заготзерно», освоил плотницкое и столярное  дело и построил многим землякам дома. Несмотря на свои 7 классов всегда помогал своим дочерям с математикой и физикой. Очень любил читать. Читал вечерами вслух для детей и жены самые разные книги.
    Его регулярно приглашали в школу на тематические вечера, чтобы поделился воспоминаниями о войне, но Тихон Андреевич всегда отказывался, объясняя это тем, что не специалист он рассказывать, да и награды никогда не одевал, поскольку воевал не за ордена, а просто выполнял свой  гражданский долг.
   В общении был прост, отзывчив на чужую беду, избегал конфликтов, очень любил дочерей и просто боготворил внуков. Очень рано, в шестьдесят два года, после тяжёлой болезни, дали о себе знать экстремальные условия, ушёл из жизни.

О.Сикарев, по воспоминаниям Марии Тихоновны Бурцевой (Малиёвой), дочери Т.А.Малиёва.