Глава 62. Паганель

Виктор Еремин
«Этому высокому, сухощавому человеку могло быть лет сорок. Он напоминал длинный гвоздь с большой шляпкой. Голова у него была круглая и большая, лоб высокий, нос длинный, рот большой, подбородок острый. Глаза скрывались за огромными круглыми очками, и особенная неопределенность во взгляде говорила о никталопии*. Лицо у него было умное и весёлое… непринужденность и милая бесцеремонность этого незнакомца ясно показывали, что он умеет видеть в людях и вещах только хорошее. Хоть он ещё не открывал рта, чувствовалось, что он любит поговорить. Было ясно также, что он из тех страшно рассеянных людей, которые смотрят и не видят, слушают и не слышат…»** Так появился на страницах романа «Дети капитана Гранта» таинственный пассажир каюты номер шесть на яхте «Дункан». Ныне это всемирно известный любимец детей и взрослых Жак-Элиасен-Франсуа-Мари Паганель, секретарь Парижского географического общества, член-корреспондент географических обществ Берлина, Бомбея, Дармштадта, Лейпцига, Лондона, Петербурга, Вены, Нью-Йорка, а также почётный член Королевского географического и этнографического института Восточной Индии; человек, который двадцать лет изучал географию, не выходя из кабинета, а когда решил отправиться в Индию, по рассеянности уплыл в Америку, что, впрочем, и не удивительно, поскольку к тому времени Паганель был известен тем, что опубликовал прекрасную карту Америки, на территории которой неведомо как оказалась Япония.
_____________________
* Никталопия — особенное свойство глаз видеть предметы в темноте. (Примечание Жюля Верна.)
** Жюль Верн. Дети капитана Гранта. М., 2005

Жюлю Верну всего несколькими деталями удалось нарисовать столь достопамятный образ учёного, что даже спустя полтора столетия зачастую именно такой мы представляем себе учёную братию, по крайней мере те из нас, кто никогда с научным миром не сталкивался.

Не был учёным и сам создатель Паганеля, хотя к компании известных изыскателей он всё-таки принадлежал, впрочем, весьма своеобразно.

Жюль-Габриэль Верн родился 8 февраля 1828 г. в Нанте, бывшей многовековой столице бретонских герцогов. Отец его был адвокатом, а мать происходила из старинного рода нантских кораблестроителей и судовладельцев. Жюль был первым ребёнком в семье.

Будущий писатель получил начальное образование в семинарии Св. Донасьена и в Нантском лицее. С 1848 г. он изучал юриспруденцию в Сорбонне и стал лиценциатом* прав.
______________
* Лиценциат — ученая степень, принятая во французской системе высшего образования и некоторых других стран. Присваивается лицам, сдавшим на третьем-четвёртом годах обучения в высшем учебном заведении 3—4 экзамена по дисциплинам, определяющим профиль научной специальности; степень лиценциата даёт право преподавать в провинциальном лицее и сдавать экзамены на получение сертификата, позволяющего замещать должность преподавателя среднего учебного заведения.

Вместо того чтобы вернуться в Нант и стать компаньоном отца, Жюль решил остаться в Париже и посвятить себя литературе. К этому времени он уже познакомился и подружился с Александром Дюма-сыном и при его участии написал небольшую комедию в стихах «Сломанные соломинки». Пьесу поставили в «Историческом театре», владельцем которого был Дюма-отец.

Постановка оказалась успешной, и Дюма-отец посоветовал пьесу издать, рассчитывая сделать Верна одним из своих «подмастерьев». Жюль Верн так и поступил.

К сожалению для театра, работа драматурга тогда оплачивалась очень плохо. Молодой человек нищенствовал, почти бедствовал. Он, конечно, написал ещё несколько водевилей и комических опер, но пора было задуматься и о будущем. Пришлось Жюлю Верну искать иные способы заработка.

Почти три года он проработал секретарём директора «Лирического театра», затем был биржевым маклером. Но все эти заработки его тяготили. К тому же Верн женился, у него родился сын.

Близким другом Жюля Верна стал Феликс Турнашон*, знаменитый фотограф, увлекавшийся аэронавтикой и аэрофотосъёмкой. Он первым в истории запечатлел Париж с высоты птичьего полёта. Верн был восхищен снимками друга и решил написать трактат о возможности исследовать Африку с помощью воздушного шара.
____________________
* Гаспар Феликс Турнашон (псевдоним Надар) (1820—1910) — великий фотограф, создатель жанра портрета в фотоискусстве и один из основоположников искусства фотографии в целом; является прототипом Мишеля Ардана в романах Жюля Верна «С Земли на Луну» и «Вокруг Луны».

Свой труд Верн предложил нескольким издателям, но никого он не заинтересовал. Только Пьер Жан Этцель, познакомившись с рукописью, предложил писателю переделать трактат в художественное произведение. Так появился приключенческий роман «Пять недель на воздушном шаре»*, а вместе с ним и один из родоначальников научной фантастики и любимейший юношеский писатель всего мира Жюль Верн**.
_____________________
* В России он был переведён и издан уже в 1864 г. под названием «Воздушное путешествие через Африку. Составлено по запискам доктора Фергюссона Юлием Верн».
** В наши дни в области светской литературы по количеству переводов на языки народов мира, числу тиражей и количеству изданных книг по совокупности тиражей произведения Жюля Верна занимают третье место после трудов В.И. Ленина и Агаты Кристи.

Роман был опубликован в 1863 г. в «Журнале для образования и отдыха», который издавал Этцель, и стал первым из огромного цикла «Необыкновенные путешествия»*.
____________________
* Всего в жюльверновскую серию «Необыкновенные путешествия» вошло 64 книги — 62 романа и 2 сборника рассказов.

Успех «Пяти недель…» был ошеломляющий. К Верну пришла мировая известность. Неплохими оказались и гонорары. С этого времени писатель решил и впредь работать в жанре научной фантастики.

Этцель немедленно заключил с Жюлем Верном контракт, по которому тот в течение двадцати лет обязывался передавать издателю по два романа в год. За каждый роман Верн должен был получать около двух тысяч франков. До самой своей смерти, в 1886 г., Этцель оставался единственным издателем Верна и его лучшим другом.

В течение нескольких десятилетий Верн создавал по одному-два романа в год. В 1864 г. вышло «Путешествие к центру Земли», в 1865 г. — «Путешествия и приключения капитана Гаттераса» и «С Земли на Луну», а 1867 г. ознаменовался публикацией романа «Дети капитана Гранта».

Верн работал над романом почти два года, и это был единственный случай, когда он затянул со сдачей. Одновременно с работой над романом писатель по заказу Этцеля составил «Иллюстративную географию Франции», а затем знаменитую «Историю великих путешествий и великих путешественников».

Вряд ли кто станет спорить, если мы скажем, что самым ярким и всеми любимым героем романа «Дети капитана Гранта» стал Жак Паганель. А ведь по сей день ходят слухи, будто по первоначальному плану книги такого героя не существовало. Но Этцель, который постоянно наблюдал за работой Верна и всякий раз старался читать уже написанные главы, высказал мнение, что необходимо давать научные разъяснения по ходу следования путешественников по 37 параллели. И вскоре после этого замечания появился таинственный пассажир каюты номер шесть.

Если до «Детей капитана Гранта» в литературе учёный обычно выступал неким таинственным мистическим существом, чернокнижником вроде Фауста или полусумасшедшим творцом вроде Франкенштейна, то у Жюля Верна учёный приобрёл заурядный человеческий облик. Паганель оказался чудаком и фанатиком своей науки, вечно что-то путающим, но в конце концов всегда находящим верное решение.

Для россиян «Дети капитана Гранта» дополнительно интересны тем, что в сталинские времена учёные представлялись населению именно жюльверновскими Паганелями — мудрецами в своей сфере деятельности и абсолютными глупцами в любой иной области человеческой мысли, прежде всего в политической. С такой постановкой вопроса можно полностью согласиться, достаточно вспомнить хотя бы академиков Петра Капицу*, Николая Семёнова** или Андрея Сахарова***, в течение всей жизни показывавших полнейшее непонимание окружающего мира, но при этом пытавшихся вмешиваться в жизненно важные вопросы общественного бытия со своими надуманными теориями и ничем не оправданным морализаторством.
_______________________
* Петр Леонидович Капица (1894—1984) — академик; один из основателей физики низких температур и физики сильных магнитных полей; дважды Герой Социалистического Труда, дважды лауреат Сталинской премии, лауреат Нобелевской премии; в 1940-х гг. отказался работать над проектом создания атомной бомбы в СССР, заявив: «Этому бомбу я делать не буду!» Капица имел в виду Сталина. А теперь представьте, что было бы со всеми нами, с нашими предками и детьми, если бы за создание атомной бомбы не взялся И.В. Курчатов (1902/1903—1960), отлично сознававший ответственность учёного перед своим народом? Вспомните несчастные Югославию, Ирак, Афганистан, Ливию и другие страны, раздавленные американской военной машиной.
** Николай Николаевич Семёнов (1896—1986) — академик, один из основоположников химической физики, основатель научной школы; лауреат многих премий, в том числе Ленинской, двух Сталинских и Нобелевской; в период правления Хрущёва в порядке шутки на пару с П.Л. Капицей пытался от имени Президиума АН провести предложение в ЦК КПСС об исключении русского языка из школьных программы, как ненужного для науки предмета, поскольку за серьёзных учёных грамотно пишут секретарши; к счастью, эта глупая шутка была в последнюю минуту пресечена академиком М.В. Келдышем (1911—1978), отлично разбиравшимся в политике и в уровне интеллекта Хрущёва.
*** Андрей Дмитриевич Сахаров (1921—1989) — академик; один из авторов первых работ по осуществлению термоядерной реакции и проблеме управляемого термоядерного синтеза; трижды Герой Социалистического Труда, лауреат Сталинской и Ленинской премий; типичный Сочинитель из Главы 74. «Сочинитель».

Необходимо сказать о первом иллюстраторе романов Жюль Верна. Великолепный рисовальщик, Эдуард Риу (1833—1900) создал зрительные образы героев шести знаменитых романов, которые остаются актуальными в наши дни. Эти иллюстрации стали главным трудом в жизни художника. Риу проиллюстрировал романы «Пять недель на воздушном шаре», «Приключения капитана Гаттераса», «Путешествие к центру Земли», «Дети капитана Гранта», «Двадцать тысяч лье под водой» и «Ченслер».

Как и любое приключенческое произведение, «Дети капитана Гранта» легко перекладываются на язык кинематографа. Однако особого интереса у европейских кинематографистов этот роман не вызывает.

Первая его экранизация была сделана в СССР в 1936 г. Режиссер В.П. Вайншток*. Роль Паганеля исполнил Н.К. Черкасов**.
___________________
* Владимир Петрович Вайншток (1908—1978) — советский режиссер и сценарист; самый знаменитый фильм Вайнштока «Дети капитана Гранта» 1936 г. Известны также его фильмы «Остров Сокровищ» 1937 г., «Всадник без головы» 1973 г. с Олегом Видовым и Людмилой Савельевой в главных ролях и другие.
** Подробнее о Н.К. Черкасове см. в Главе 39. «Дон Кихот».

Не столь удачной оказалась семисерийная телевизионная постановка романа под названием «В поисках капитана Гранта», осуществлённая в 1985 г. С.С. Говорухиным*. Роль Паганеля в этом фильме исполнил знаменитый актёр Л. Ульфсак*.
_______________________________
* Станислав Сергеевич Говорухин (р. 1936) — известный советский и российский кинорежиссёр, актёр и политический деятель; постановщик таких известных фильмов, как «Вертикаль», «Пираты XX века», «Десять негритят», «Асса», «Ворошиловский стрелок» и некоторых других.
** Подробнее о Лембите Ульфсаке см. в Главе 35. «Тиль Уленшпигель».