Первая исповедь

Светлана Захарченко
Мы в воскресенье 8 марта ходили с внуками в храм. И семилетняя Лиза наконец-таки на свою первую исповедь сподобилась. Лизу, как и Глеба, крестили в монастыре, и мы обычно по основным своим требам туда ездим. День рождения у Лизаветы 21 января, но с того времени она перманентно болела в наши выезды, потому и не стали затягивать такое долгое отсутствие причастия и в первый же ее поход в храм, так сказать, решили привлечь..

Пока шли в храм, в течение 20 минут, мы с Глебом её подготавливали. Говорю Лизе:
- Сегодня пойдешь на исповедь?
Она не моргнув глазом (смелая по жизни), тут же отвечает:
- Да!
Спрашиваю у Глеба (старший ведь, и уже 4 года на исповедь ходит):
- Глеб, что такое исповедь?
Он отвечает:
- Не знаю.
Захожу с другой стороны (прямо не бабушка, а пикирующий бомбардировщик):
- А что ты делаешь на исповеди?
Он уверенно сообщает:
- Каюсь в грехах.
- А Лизе расскажи, что такое "каюсь" и что такое "грехи".
- Ну, это когда ты, к примеру, маму не слушалась вчера, а теперь жалеешь, что так сделала.

После небольшой теоретической части мы перешли к практическому обоснованию.
- Лиза, - говорю, - когда к батюшке подойдёшь, сообщи ему, что ты каяться пришла и перечисли, чего натворила.
Внучка слушала, слушала, а потом заявила:
- Я не запомню.
- Ну ладно, - я упрощаю задачу, - просто перечисли свои грехи.
- Я не запомню, - Лиза уже жалобно говорит и чувствуется, что начинает бояться.
- Ладно, - сдаюсь я, - я с тобой подойду к батюшке и скажу, что ты в первый раз исповедуешься, чтобы он тебе подсказал.

В храме мы с ней стали в очередь к исповеднику, и Лиза всё время оборачивалась, чтобы убедиться, что я никуда не делась.
Исповедовал старенький прозорливый отец Владимир. Подошла наша очередь, и после исповеди, я сказала батюшке, что Лиза впервые исповедуется. Отец Владимир спросил у меня имя отроковицы и молча наклонил ее голову и накрыл епитрахилью.