Среди садов и валунов

Юрий Вшивцев
 Территория этого поселения начинается практически сразу за городской чертой. Дорога идёт на небольшое взгорье, с вершины которого открывается великолепная панорама трёх населённых пунктов, разделённых друг от друга речкой Арчедой. Местность похожа на глубокую чашу, разрисованную мастерами-умельцами в два цвета: зелёный и белый. Зелёный - это сады, буйно цветущие по весне. Белый - аккуратные домики местных жителей. Поселение по старинке делится на три части: Шубари, Шуруповка и посёлок Железнодорожный. Каждое название имеет свою неповторимую историю.
 Хутор Шурупов - именно так звучит он в церковных документах - образован в середине 19 века. Своё название этот населённый пункт получил от помещика Шурупова, занимавшегося здесь разведением скота и земледелием. Основное население - приезжие с окрестных малых хуторов и потомки крепостных крестьян, привезённых помещиком из Запорожья.
 В конце 19 столетия атаман станицы Кременской прислал сюда двух казаков на поиски камня и его разработки. Берега Арчеды запестрели огромными валунами. Наёмные работники разбивали их кувалдами, грузили на телеги и отвозили на продажу во Фролово. Вырученные деньги шли в станичную кассу.
 В 1913 году в Шуруповке появился Француз Альберт Леруж. Он арендовал у атаманского правления карьер. Добытый камень, а также известь (для её производства были построены печи обжига) отправлял на французский завод в Царицын.
 Название Шубари появилось после войны. Это был прикарьерный посёлок, в котором размещались привезённые для работ военнопленные. Зимой они ходили в белых полушубках, отчего их и прозвали шубарями. Многие бывшие военнопленные остались здесь навсегда, обзавелись семьями.
 Долгое время каменный карьер назывался Арчедино-Шуруповским, затем приобрёл более сложное название: АКИК(Арчединский карьер известкового камня). Это предприятие существует и сегодня. Рядом с карьером была построена железнодорожная станция Калинино. Накануне войны начал разработку природного камня Калининский щебзавод №5. Для его работников были построены многоквартирные дома. Вновь образовавшийся посёлок получил название Железнодорожный, потому что принадлежал Приволжской железной дороге.
 Вот так развивалось Шуруповское сельское поселение. Сегодня это добротная густонаселённая местность со своими школой и детским садиком, магазинами и домом культуры. Связь с городом Фролово осуществляется регулярным автобусным сообщением. Несколько лет назад здесь заработало подсобное хозяйство крупного мясоперерабатывающего комбината «Царь-продукт». Жизнь идёт своим чередом...