История Российского Государства 2 том

Сергей Стасенко
Автор: Сергей Стасенко

Вторая книга «Истории…» охватывает так называемый ордынский период существования Руси. Примерно с 1234 года по 1480-й. Акунин называет эти годы одними из самых тяжких в истории отечества. Киевская Русь распалась. Всю территорию бывшей Руси оккупировали монголы, превратив одно из самых развитых государств Восточной Европы в свою колонию. Киев уничтожен. Превращен в жалкую обшарпанную деревушку в 200 домов. Большинство населения угнано в рабство. Все мало-мальски значимые ремесленники и мастера забраны монголами на свою службу. С этого времени Киев, построенный Ярославом Мудрым по подобию великого Константинополя, прекращает свое существования как колыбель православия Руси. По традиции здесь еще живут русские митрополиты, но уже в XV веке они переберутся в Москву – столицу нового православного центра Руси и наследницу Византии – второго Рима.

Начало оккупации Руси произошло «забавно». Впервые о монголах русичи узнали на реке Калка. В 1223 г. не существовало единого государства. Русь раздроблена на осколки микрокняжеств. Впрочем, как и многие государства Европы. На тот момент русичи имели тесные связи с половцами. На половцев напали монголы. Причем случилось это непредсказуемо. Монгольское войско гналось за дерзким давнишним врагом и по дороге громило все, что попадалось. Вот и половцы попались под горячую руку. Выгнали их из степей. Тогдашний зять одного из русских государей половецкий хан Котян вместе со своим сорокатысячным войском был изгнан. Он обиделся и побежал жаловаться родственнику. Мстислав Удатный (зять хана), который только и ждал очередной войны, откликнулся, не задумываясь. Человек, не любящий сидеть на месте (скучно ему было без войны), собрал громадное на то время коалиционное войско русичей. Двинуло это войско против монголов. Монголы сразу не поняли, зачем против них двинули русские, так как воевали-то монголы с половцами. Чингизиды послали парламентеров с намерением выяснить, что такое и предложили заключить мировую, так как враги не русские. Русичи от «большого» ума взяли и умертвили парламентеров, чем подписали себе приговор. Пришли они на реку Калку (тогдашняя южная Русь). Увидели «слабых» монголов и двинули биться с ними. Проблема в том, что эти «слабые» была лишь часть войска. На другой стороне реки великий монгольский полководец Субэдей с удовольствием наблюдал за радующимися русскими и заодно посмотрел на них в бою. Вскоре основные силы монголов вступили в бой и за считанные часы разгромили на голову русское войско. Хан Котян удрал в Венгрию. Остатки уцелевших русичей двинули назад восвояси, ну и забыли о монголах, так как в этот период раздробленности их интересовало больше, сколько они способны собрать пшеницы в своих уделах и как бы насолить своему ближайшему соседу-брату из приграничного княжества. Впрочем, друзья, за тысячу лет не многое изменилось. Огромный азиатский враг их не интересовал. Битва на Калке была разведывательная. Субэдей, разбив русских, развернулся и двинул назад в Монголию, имея весьма ценную информацию о богатых землях Руси со слабыми правителями. В 1240-х на великом курултае монголы приняли решение о западном походе, который включал и завоевание Руси.

Бату-хан (в наших хрониках - Батый) легко завоевал страну. До самого конца XV века (период, когда Москва окрепла и освободилась от Золотой Орды) Русь утратила свою независимость. А мать городов русских, Киев, остался в неволе и в конце 1400-х, перейдя под протекторат Великого Княжества Литовского.

Об интереснейших подробностях смуты расскажет книга Акунина. Многие историки сокрушаются о том, что это был период ужасающей разрухи. Но Акунин так не считает. Россию и Украину считают евроазиатскими государствами. Хотя многие современники отождествляют Украину с европейским миром, а Россию – с азиатским. На самом деле это не так. Свои европейские корни мы взяли от Византии, а азиатские от Золотой Орды. Последствия смешивания двух цивилизаций мы способны видеть до сих пор (просто выгляните на улицу). На мой взгляд, одним из основных итогов монгольского нашествия стало падение Киева и становление Москвы как центра православного мира. Великие княжества Киевское и Владимиро-Суздальское были чисто европейские феодальные образования с начальными задатками демократии. В Киеве переняли традиции ремесла, здесь жили величайшие мастера своей эпохи, при Ярославе стало нормой грамотность населения. Читать и писать могли не только священники, но и обычные люди. Женщина в период домонгольской Руси имела намного больше прав, чем после Золотой Орды (хотя у монголов было гендерное равноправие, женщины и мужчины должны были уметь всё, это изменилось после принятия ислама в Золотой Орде). Ни один из князей не имел абсолютной власти. Он обязан был считаться со своими братьями, а значит, и с аристократией. Такое правление показало свою несостоятельность перед внешним врагом, да и перед внутренним тоже. Московия, а позднее Россия построена на самодержавии по примеру империи Чингизидов. Самодержавие было взято от монголов, так как именно эта великая империя превозносила своего государя практически в лик святых. В руках монарха концентрировалась вся власть. Для Чингизидов, а позднее и для жителей Руси, было дикостью признание каких-то там законом выше, чем воля государя. Эта форма правления доказала свою крепость. Московское княжество учло все ошибки ранних Рюриковичей и более не допускало «гуляния» разных мнений относительно развития страны. Именно Москва переняла от монголов дипломатию, так как в период оккупации ордынцы давали ярлыки на правление в княжествам. А ярлык получал тот, кто больше принесет «даров» монгольскому хану. Дипломатия и хитрость помогла Москве вобрать в себя остатки монголов, которые в конце XV века распались на несколько ханств и избежать новой полномасштабной войны между Русью и Ордой.

Акунин утверждает, что наши государства сформировались на стыке азиатского и европейского векторов. Европейский вектор хорош для развития Человека. Именно поэтому в Европе развито право и свободы личности. Однако европейский вектор абсолютно не жизнеспособен при возможных потрясениях. Будь то экономический, политический или военный кризис. Азиатская форма правления во главу угла ставит интересы государства и общества, уделяя меньше внимания свободам конкретно взятого человека. Это позволяет строю выжить в период войн, экономических спадов и общественных потрясений. Кто выжил – тот и выжил, кто не выжил – извини.

Читайте познавательные книги! :)