Пирамида Абрахама Маслоу

Гульчера Быкова
Одной из самых популярных в наши дни является профессия менеджера, точнее — коммуникатора, а говоря проще — пиарщика. В России подобная специальность первоначально открывалась на факультетах журналистики ведущих вузов страны, сейчас она внедряется и на психологических. Занятия с первыми преподавателями по теории и практике коммуникации вели аккредитованные специалисты из Германии, Америки, Франции. Именно тогда я и прошла специализацию в Санкт-Петербургском госуниверситете. Это был восторг, пир богов!
Под коммуникацией в человеческом обществе подразумевают общение, обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и так далее. Слово «обмен» в данном случае не совсем точно передаёт содержание процесса. На самом деле, если мы обмениваемся словами, то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник — своих, мы просто делимся мыслями, чувствами, идеями друг друга. Коммуникация происходит не только в человеческом обществе. Она характерна и для животных (брачные танцы птиц, токование глухаря, язык пчёл и прочее).
Коммуникация животных всегда вызывала повышенный интерес исследователей как биологически целесообразное совместное поведение, направленное на адаптацию к среде и регулируемое сигнализацией. Человек — самое непослушное дитя биосферы, он вышел из мира животных, позаимствовав оттуда и опыт взаимодействия. Обращение к корням, истокам всегда помогает лучше увидеть вершину — законы общения между людьми на работе и в семье. Конечно, системы коммуникации в животном мире более первичны и примитивны по сравнению с человеческими.
Помимо звуков, животные используют и другие каналы коммуникации. Запах и обоняние, столь важные и для пчёл, и для муравьёв, и для низших обезьян, менее важны для высших приматов. Их бесшумная коммуникация преимущественно является зрительной (жесты) и тактильной (прикосновения), как у людей. При общении животные очень напоминают людей, — а может быть, наоборот, люди копируют животных? Сравните: в походе идущий впереди самец поднимает лапу (руку?) — сигнал остановки для стада (группы?), шимпанзе с высоким социальным статусом (начальник, «пахан») может жестом разрешить поедание пищи, мать-шимпанзе прикосновением к плечу детёныша (ребёнка) не разрешает ему, например, куда-то бежать, расчёсывание шерсти у собрата является знаком подчинения и отсутствия агрессивных намерений, и так далее.
Животные, как и люди, стремятся к доминированию, проявляют агрессию: обезьяны барабанят по земле и собственной грудной клетке, вздыбливают шерсть, издавая агрессивные звуки, размахивают специально отломанными ветвями, скручивают в бараний рог молодые деревца, вырывают корни деревьев, бросаются песком или землёй. Ветка, специально отломленная для демонстрации своей силы, а не для каких-либо физиологических потребностей — это уже знак, средство коммуникации. Стремление к социальному доминированию в среде животных даже  важнее, чем пищевая и сексуальная потребности. Память животного хранит не только модели поведения, но и реакцию среды, то есть собратьев. Поведенческий акт становится коммуникативным актом.
То же наблюдаем среди людей: малыши бросаются песком в песочнице; маленькие дети могут вести себя вызывающе по отношению к взрослым, понимая, что им грозит наказание. Нередко социальное доминирование или само¬утверждение у молодых человеческих особей выражается в жестах и криках, напоминающих приматов. У подростков нередки драки и имитация драки, случаи вандализма (немотивированное разрушение общественных зданий и сооружений, например, фанатами футбольных клубов) и тому подобное.
Таким образом, человек не так далеко ушёл от своих собратьев из животного мира. В нашем обществе также обнаруживается стадное поведение, группы людей могут действовать и как стая волков, и как стадо баранов; многие из нас  делят окружающих на своих и врагов, наших и чужих; мы лижем руки или даже зад вышестоящим человеческим особям, забрасываем камнями падших; вождь в человеческих социальных системах выполняет роль вожака стаи; неуверенные и нестабильные лидеры, как правило, проявляют нервозную коммуникацию, требуют знаков внимания.
Не следует забывать биологических корней коммуникации и знать, откуда человек вышел, необходимо помнить о том, что человек всё же вышел как вид из первобытного состояния. Куда же он идёт — назад или вперёд? Где, на какой ступени социальной лестницы нахожусь я, мои близкие, коллеги?

Часто для описания человеческих потребностей приводят схему-пирамиду американского психолога Абрахама Маслоу. Согласно его концепции мотивации, наши потребности представляют собой иерархию — это базовые (биологические) и высшие потребности, потребности самореализации личности. В пирамиде Маслоу — пять уровней потребностей (отсчёт идёт снизу вверх):
1) физиологические (пища, питьё, секс);
2) нужды безопасности (крыша над головой, одежда, чувство безопасности);
3) потребности взаимоотношений (пары, семья, принадлежность к группе, забота о потомстве);
4) необходимость уважения (самоуважение, признание, власть);
5) необходимость самореализации (быть самим собой, творчество как самовыражение).
В вершину пирамиды Абрахама Маслоу, в качестве шестого уровня, я бы поместила всепоглощающую материнскую любовь, любовь человеческую, сыновнюю любовь и преданность. Я точно знаю, что я сказочно богата, потому что обладаю бесценными  сокровищами  — это мои сыновья, их жёны и внук.
Я поняла: вот чего не хватает человеку, вот без чего он задыхается — без двух верхних уровней в пирамиде — необходимости самоуважения и потребности самореализации. Мой недалёкий избранник постоянно твердил, что я ни на что не способна, что живу за его счёт. Я не поверила ему и в доказательство за год защитила кандидатскую, за полтора года — докторскую. Он всё равно твердил, что все доктора — тупы и наивны, их диссертации никто не читает. Диплом доктора наук и аттестат профессора я даже не понесла домой, а закрыла в сейфе на работе. Он бы не перенёс этого. Его душили и корёжили злоба и  зависть.
Мне не хватало потребности в самовыражении (пока я жила с ним, писала монографии и учебники, силы и энергия тратились на переживания). Теперь я наслаждаюсь творчеством — вот мой роман, читатель! Его главная идея и пафос — надо уважать и любить себя, верить в себя и в свою судьбу, через трудности и сомнения стремиться к  вершине, верить в свою звезду. Наслаждаться жизнью здесь, сейчас и ежечасно. Счастье и возраст — это состояния нашей души, не более.
 Мне долгое время не хватало уверенности в своей самодостаточности. Много лет я думала, что действительно ни на что не способна, что он содержит меня и детей, хотя всегда работала не покладая рук в школе, в редакциях и дома. Но он твердил, что я получаю меньше уборщицы, и я стыдилась своей зарплаты.
Когда мой корыстный благоверный оставил меня без крыши над головой, без мебели и всего, что составляло наш общий быт, без сауны, без сада и родника, я вдруг обнаружила в себе силы и неограниченные возможности: купила просторную квартиру, обшила стены кедром, обставила натуральной мебелью, набрала кучу дорогостоящих бытовых приборов и тренажёров, десятки пар сапог и туфель, дорогие шубы и украшения.
Со своей злобной избранницей они гнули и терзали, но не сломали меня. Для человека с таким стержнем, как у меня, чем хуже, тем лучше. Экстремальные условия удваивают-утраивают скрытые борцовские возможности, и человек устремляется к преодолению трудностей. Это его стихия. Я выжила в условиях сильнейшего прессинга, стала себя уважать и много времени уделять творчеству. «Восходит тот, кто умеет подняться», — сказал однажды тренер начинающему спортсмену Валерию Харламову, когда тот, сбитый противником, лежал на поле поверженный. Великий в будущем спортсмен нашёл в себе силы подняться и потому продолжил восхождение к своей сияющей вершине.
Я иногда себя спрашиваю: с чем ты рассталась, что потеряла? И отвечаю: ты потеряла постылого мужа — лжеца и жулика, который довёл тебя до болезни, гнобил и всячески унижал, захлёбываясь от зависти к твоим успехам. Ты потеряла «чеченское рабство» на даче, где  работала под злобные окрики и шипение, как рабыня, ты потеряла  нищету, когда не имела права купить себе достойную одежду, украшения и ходила в чём придётся.
Что ты имеешь теперь? О! Я много чего обрела! Во-первых, свободу! С девятнадцати лет как надела на себя это двуликое ярмо, так и тащила больше тридцати лет. И никогда бы не вкусила пьянящего чувства свободы и независимости. Столько лет терпела!  А потом плюнула на всё, повернулась и ушла от него, потеряв всё, чего и жалеть-то не надо, — «квадраты» в постылой квартире да дачу, где добровольно обрекла себя на рабство. Я забыла и не ведала пленительного вкуса свободы. Это такое наслаждение! Не случись беды, так бы и прожила всю жизнь,  не  познав счастья творчества и самовыражения. Я с огромным удовольствием пишу, наслаждаюсь работой, общаюсь с детьми и счастлива этим. Это так здорово! 
Господи! Спасибо тебе! Ты освободил меня.
И если верить китайцу из Удаляньчи, который нагадал, что проживу ещё тридцать три года, то Создатель отпустил мне ровно столько, сколько я потеряла в браке. Надо понять это и не сожалеть, что у меня всё отобрали, обобрали и оставили ни с чем. Зато я свободна, независима и могу делать всё, что захочу — думать и творить, спокойно размышлять, писать рассказы и монографии, радоваться жизни, ходить не спеша по улицам, загорать, делать цигун. Всё, что мне захочется! А все потери — это плата за свободу. Я выкупила себя из рабства и не страдаю теперь «стокгольмским синдромом» (когда жертва всё время оправдывает своего мучителя).

Я начала новую жизнь с нуля.
 Все теперь хорошо в моём мире.
Я свободна и могу реализовать себя как личность.
Я абсолютно уверена в себе.
Я расширяю свои возможности.
Я — сильная, потрясающая личность.
Я заслуживаю уважения и любви.
Я добиваюсь головокружительного успеха.
Я никому не принадлежу, я абсолютно свободна.
Мне нравится, что я живу именно здесь и сейчас.
Пусть будут счастливы все люди!

Я прощаю всех, кто меня обидел.
А героям-злодеям моего романа пусть станет стыдно!
Да будет им срамно!