Митрополит Иннокентий И. Е. Вениаминов

Евгений Пажитнов
Краеведческо-генеалогический сектор библиотеки №18 им. Н.А.Островского.
Уважаемые читатели! Просим внести поправки и дополнения. Приглашаем принять участие в краеведческо-генеалогических семинарах!
Контакты: 89262371485@mail.ru  8 903 158 89 23 Пажитнов Евгений.
Вид;лъ я эту статью и въ самомъ «Амур;», и вид;лъ, что въ ней есть ошибки (впрочемъ, главную изъ нихъ я относилъ къ недосмотру типографіи). Но я оставилъ это безъ всякихъ посл;дствій, полагая, что статья эта умретъ вм;ст; съ газетою. Но вышло не такъ. И потому теперь съ моей стороны было бы даже непростительно не указать на эти ошибки.

1) Въ метрическихъ книгахъ, хранящихся въ Иркутской духовной консисторіи, точно, написано, что я родился 11 сентября (1797 г.). Но мн; покойная мать моя сказывала, что я родился въ день Адріана и Наталіи, т. е. 26 августа; а этотъ день она очень хорошо помнила по н;которому достоприм;чательному въ то время въ нашемъ сел; обстоятельству. Доказательствомъ тому можетъ быть и то, что день имянинъ моихъ былъ 2-го сентября, т. е. въ 8-й день по рожденіи. А въ старину многіе, держась буквы Требника, такъ давали имена. Отецъ мой померъ не въ апр;л;, а въ август;: это уже самъ помню, — по времени   с о з р ; в а н і я   о в о щ е й.   Но не на эти ошибки я хочу указать. Для одного этого не стоило бы и пера въ руки брать. Кому, кром; моихъ родныхъ, какая надобность знать — въ тотъ или другой день я родился, въ томъ иди другомъ м;сяц; померъ отецъ мой?

2) Но дал;е говорится, что я четырехъ л;тъ на пятомъ читалъ уже Апостолъ за литургіею. Это слишкомъ много сказано! Этого пропустить уже нельзя; иначе это можетъ подать инымъ поводъ думать обо мн; чт; нибудь необычайное, или приравнивать меня, Богъ знаетъ, къ кому! Н;тъ, это было далеко не такъ. Четырехъ л;тъ на пятомъ я лишь началъ учиться грамот; и не у кого либо другаго, а у своего отца, который, будучи долго боленъ, почти всегда лежалъ въ постели. Апостолъ же я читалъ не въ Пасху, а въ Рождество Христово. Я это очень хорошо помню; и это было уже тогда, когда я учился у дяди своего, т. е. посл; смерти отца моего (въ 1803 г.). Сл;довательно, я читалъ Апостолъ, когда былъ шести л;тъ на седьмомъ, если только не на восьмомъ.

Этимъ и можно было бы кончить эту статейку, потому что дальн;йшія неточности очень неважны. Но быть можетъ, что мн; не удастся уже, или не будетъ случая, сказать кое-что о себ; [2]. И потому я пройду всю статью, напечатанную въ Духовной Бес;д;, поправляя оную, гд; нужно, и дополню ее н;которыми св;д;ніями — въ славу Божію. Пусть мой прим;ръ будетъ новымъ доказательствомъ той истины, что отъ Господа исправляются челов;ку пути его и что вс; мы, служители церкви Его, ничто иное, какъ орудіе въ рукахъ Его. Ему угодно было назначить мн; поприще служенія въ Америк; — и это исполнилось, не смотря даже на противленіе воли моей.

3) Въ семинарію я поступилъ уже девяти съ половиною л;тъ и посл; н;сколькихъ попытокъ матери моей опред;лить меня на м;сто отца моего пономаремъ. Попытки эти были напрасны, не смотря даже и на то, что мать моя оставалась въ безпомощномъ положеніи съ тремя д;тьми, кром; меня. Попытка въ томъ же род; сд;лана была еще чрезъ два или три года посл; поступленія моего въ семинарію, но тоже напрасно. И это, конечно, потому, что мн; суждено служить не на м;ст; моей родины, а въ Америк;.

4) Самъ авторъ статьи [3], по случаю которой я пишу это, скажетъ, что ему не съ к;мъ другимъ, а со мною пришлось бы ;хать въ академію, еслибы я уже не былъ женатъ въ то время, когда пришло распоряженіе прислать изъ Иркутской семинаріи двухъ учениковъ; и т;мъ бол;е, что самъ ректоръ нашъ им;лъ меня въ виду на этотъ случай, какъ онъ это высказалъ мн; посл;. А почему онъ не остановилъ моей женитьбы, то причиною этого былъ весьма р;дкій и даже необыкновенный случай, а именно: р;ка Ангара, отд;ляющая семинарію отъ монастыря (гд; жилъ нашъ ректоръ, и откуда онъ во вс; учебные дни прі;зжалъ въ семинарію на ц;лый день) въ тоть годъ (1817), при вскрытіи своемъ, на многіе дни прекратила всякое сообщеніе монастыря съ городомъ. Ледъ на ней сначала прошелъ было почти совс;мъ, а потомъ опять остановился на н;сколько дней и такъ плотно, что изв;стный тогда въ Иркутск; монастырскій послушникъ   И в а н у ш к о   перешелъ чрезъ него съ одного берега на другой. А въ это время мн; пришла мысль жениться, и я усп;лъ подать просьбу,   б е з ъ   п о з в о л е н і я   отца ректора получить видъ на женитьбу и даже начать сватовство. Не будь этого случая — тогда, конечно, ректоръ не позволилъ бы подавать мн; просьбы о женитьб;. И тогда мн; пришлось бы ;хать въ академію, а не въ Америку.

5) Но видн;е всего оказалась воля Божія о мн; при перем;щеніи моемъ изъ Иркутска въ Уналашку, т. е. въ Америку. Во діакона я рукоположенъ 13 мая 1817 г., во священника 18 мая 1821 г. къ той самой церкви, какъ говоритъ авторъ, и гд; я служилъ до самой отправки моей въ Америку. И точно, тотъ выходецъ (изъ Уналашки), о которомъ онъ упоминаетъ, былъ   в и д и м о ю   причиною того, что я у;халъ въ Америку. Но не разсказы его   м н ;   л и ч н о   пл;нили меня. Это было иначе — или, пожалуй, такъ, да не такъ.

Выходецъ этотъ (н;кто Иванъ Крюковъ, жившій съ Алеутами 40 л;тъ), по прі;зд; своемъ въ Иркутскъ, остановился въ нашемъ приход;, гд; и проживалъ съ ноября почти до половины февраля. Я былъ духовнымъ отцомъ его и всего его семейства и потому я былъ съ нимъ довольно коротко знакомъ. И точно, чего-чего не разсказывалъ онъ мн; и объ Америк; вообще, и объ Алеутахъ въ особенности, и ч;мъ-ч;мъ онъ не уб;ждалъ меня ;хать въ Уналашку; но я былъ глухъ ко вс;мъ его разсказамъ, и никакія уб;жденія его меня не трогали. Да и въ самомъ д;л;, могъ ли я, или былъ ли мн; какой разсчетъ, судя по-челов;чески, ;хать Богъ знаетъ куда, — когда я былъ въ одномъ изъ лучшихъ приходовъ въ город;, въ почет; и даже любви у своихъ прихожанъ, въ виду и на счету у своего начальства, им;лъ уже собственный свой домъ, получалъ доходу бол;е, ч;мъ тотъ окладъ, который назначался въ Уналашк;?

И потому, когда, по распоряженію покойнаго преосвященнаго Михаила, были спрошены вс; священнослужители по всей епархіи: не пожелаетъ ли кто ;хать въ Уналашку и если не пожелаетъ, то почему именно? — въ числ; прочихъ подписался и я, что не желаю занять это м;сто, по причин; отдаленности. И это написалъ я со всею искренностію, им;я въ виду, что ежели наши вдовы, живя и за десять верстъ отъ начальства, остаются безъ всего (тогда не было еще попечительства), то чт; же будетъ за десять тысячъ верстъ? Такъ я думалъ, такъ и говорилъ другимъ своимъ собратіямъ.

Но когда этотъ же выходецъ — уже простившійся со мною совс;мъ и на прощаніе еще уб;ждавшій меня ;хать въ Уналашку (это я живо помню) — въ тотъ же самый день, при прощаніи своемъ съ преосвященнымъ (у котораго мн; случилось быть въ то время, и даже въ гостиной, чт; было со мною въ первый разъ), сталъ разсказывать объ усердіи Алеутовъ къ молитв; и слышанію слова Божія (чт;, безъ сомн;нія, я слышалъ отъ него и прежде и, можетъ быть, не однажды): то — да будетъ благословенно имя Господне! — я вдругъ и, можно сказать, весь загор;лся желаніемъ ;хать къ такимъ людямъ. Живо помню и теперь, какъ я мучился нетерп;ніемъ, ожидая минуты объявить мое желаніе преосвященному; и онъ, точно, удивился этому, но сказалъ только: «посмотримъ».

Могу ли же посл; этого я, говоря по всей справедливости, вм;нить себ; въ заслугу, или считать за какой нибудь подвигъ то, что я по;халъ въ Америку?

Равнымъ образомъ, могу ли я присвоить собственно себ; чт; либо изъ того, что при мн; или чрезъ меня сд;лалось добраго и полезнаго въ т;хъ м;стахъ, гд; я служилъ? Конечно, н;тъ; по крайней м;р; — не долженъ. Богъ видитъ, какъ тяжело мн; читать или слышать, когда меня за чт; либо хвалятъ и особенно, когда сд;ланное другими или, по крайней м;р;, не мною однимъ, приписываютъ мн; одному. Признаюсь, я желалъ бы, еслибъ это было только возможно, чтобы и нигд; не упоминалось мое имя, кром; обыкновенныхъ перечней и поминаньевъ или диптиховъ. Но какъ это желаніе мое неудобоисполнимо (какъ, наприм;ръ, при исчисленіи архіерейскихъ ка;едръ [4], и самая краткая исторія Россійской церкви не можетъ не упомянуть обо мн;), то я искренно желалъ бы, чтобы въ подобныхъ случаяхъ сказано было обо мн; такъ же, какъ, наприм;ръ, въ предисловіи къ Евангелію, переведенному на Якутскій языкъ, т. е., что это сд;лано при такомъ-то преосвященномъ: лучше, проще и справедлив;е этого, по моему, быть не можетъ. «А какъ же», спроситъ меня авторъ статьи, по случаю которой я пишу это, — «какъ же говорить или писать о вашихъ путешествіяхъ? Тутъ никакъ не приходится «при». Какъ? Очень просто!   В о з и л и   или   п е р е в е з л и — ну, много - п е р е ; х а л ъ   оттуда — туда-то, и только: потому что, и въ самомъ д;л;, вс; мои путевые   п о д в и г и   состоятъ именно только въ томъ, чтобы двинуться съ м;ста, т. е. р;шиться с;сть въ повозку или на судно; а тамъ — еслибы и захот;лъ воротиться, да ужъ нельзя; а кто жъ не захочетъ р;шиться и въ комъ не достанетъ на то силы, когда того требуетъ д;ло или долгъ?

6) Посл; объявленія мною желанія моего преосвященному, вскор; посл;довала отъ него резолюція такого содержанія [5]: «Многіе изъ священнослужителей отказались отъ служенія въ столь важной и подобноапостольской миссіи по причинамъ совершенно неуважительнымъ, и потому консисторія им;етъ дать жребій... (такимъ-то) діаконамъ (четыремъ, а не двумъ) и тотъ, кому падетъ жребій, долженъ отправиться непрем;нно». Насталъ и день жребодаянія, о чемъ мн; сказалъ предварительно самъ преосвященный, приглашая меня къ этому. Но меня не зовутъ, — это меня крайне огорчило, даже заставило отчаяваться... но не кому иному, а мн; Господь судилъ отправиться тогда въ Америку. Тотъ, кому палъ жребій (бывшій мой товарищъ по семинаріи, короткій пріятель) отказался, представляя разныя причины: и   с в я щ е н н ы я   обязанности къ престар;лымъ родителямъ и проч..., а главное — нездоровье жены своей, которая, надобно сказать, пережила его и едва ли не жива даже и теперь; а онъ померъ еще въ 1839 году въ Красноярск; — солдатомъ, горько раскаяваясь въ своемъ упрямств;!

7) Въ С.-Петербургъ изъ Америки я отправился не только по любознательности, какъ говоритъ авторъ, а бол;е и почти   е д и н с т в е н н о   зат;мъ, чтобы напечатать алеутскіе переводы Св. книгъ подъ своимъ надзоромъ, куда и прибылъ 25-го іюня 1839 года.

8) Н;тъ, не смерть жены моей открыла мн; путь къ архіерейству, потому что она померла ровно за годъ до того, и именно 24-го ноября 1839 года. До 6-го ноября 1840 года, т. е. до того времени, какъ я сталъ сбираться ;хать въ Америку, ни р;чи, ни мысли не было ни у кого объ учрежденіи архіерейской ка;едры въ Америк;... Но какъ и кому пришла первая мысль объ этомъ — можетъ, современемъ, сказать нашъ трудолюбивый и благонам;ренный писатель А. Н. Муравьевъ, принимавшій въ этомъ самое живое участіе, а обо всемъ прочемъ, касающемся до меня, можетъ сказать мой преемникъ, по разсмотр;ніи вс;хъ д;лъ и бумагъ моихъ.

Прим;чанія:
[1] Такъ озаглавили мы поправки, написанныя митрополитомъ Иннокентіемъ (тогда еще архіепископомъ) въ 1863 году, по поводу напечатанной протоіереемъ Громовымъ статьи, касающейся біографіи Владыки. Ив. Б.
[2] Была у меня давно еще написана статья о моемъ д;тств;, воспитаніи и о путешествіи изъ Иркутска въ Америку, но она погибла въ пожар; въ 1858 году.
[3] Протоіерей Громовъ.
[4] Изъ коихъ Господь привелъ меня быть первымъ по счету на трехъ: въ   А м е р и к ;,   въ   Я к у т с к ;   и на   А м у р ;   въ   Б л а г о в ; щ е н с к ;.
[5] У меня было самое д;ло это, полученное изъ Иркутск. дух. конс. въ числ; прочихъ д;лъ; но, къ сожал;нію, погибло въ пожар;.
Родословная роспись: ...

___ Поколение 1 ___


1. ...
Пол: мужской.
• Родился Евсей (2-1)
• Родился Дмитрий (3-1)
Супруга: ....


___ Поколение 2 ___


2-1. Попов Евсей ... (?-1803)
Пол: мужской.
• Родился. Отец: ..., мать: ....
• Родился Мужчина (4-2)
• Родилась Женщина (5-2)
• 26.08.1797: Родился Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (6-2)
• 1803: Умер
• 1803: Родился Стефан (7-2)
Супруга: Шарина Фёкла Савишна, продолжительность жизни: 73.
• 1766: Родилась. Отец: Шарин Сава ..., мать: ....
• 1839: Умерла

3-1. Попов Дмитрий ...
Пол: мужской.
• Родился. Отец: ..., мать: ....
• Женился
Жена: ....


___ Поколение 3 ___


4-2. Попов ... Евсеевич
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Попов Евсей ..., мать: Шарина Фёкла Савишна.

5-2. ...
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Попов Евсей ..., мать: Шарина Фёкла Савишна.

6-2. Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов (26.08.1797-31.03.1879)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 81.
• Родилась Фёкла (8-6)
• Родилась Ольга (9-6)
• Родилась Прасковья (10-6)
• Родился Александр (11-6)
• 26.08.1797: Родился. Отец: Попов Евсей ..., мать: Шарина Фёкла Савишна.
• 15.11.1822: Родился Иннокентий (12-6)
• 16.11.1823: Родилась Екатерина (13-6)
• 26.07.1826: Родился Гавриил (14-6)
• 31.03.1879: Умер
Супруга: ... Екатерина Ивановна.
• 24.11.1839: Умерла

7-2. Попов Стефан Евсеевич (1803-1862)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 59.
• Женился
• 1803: Родился. Отец: Попов Евсей ..., мать: Шарина Фёкла Савишна.
• 1862: Умер
Жена: ....


___ Поколение 4 ___


8-6. Вениаминова Фёкла Ивановна
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина Ивановна.

9-6. Вениаминова Ольга Ивановна
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина Ивановна.

10-6. Вениаминова Прасковья Ивановна
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина Ивановна.

11-6. Вениаминов Александр Иванович
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина Ивановна.

12-6. Венеаминов Иннокентий Иванович (15.11.1822-?)
Пол: мужской.
• Умер
• 15.11.1822: Родился. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина
Ивановна.

13-6. Вениаминова Екатерина Ивановна (16.11.1823-?)
Пол: женский.
• Вышла замуж
• Умерла
• 16.11.1823: Родилась. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина
Ивановна.
Муж: Петелин Илья Иванович.

14-6. Вениаминов Гавриил Иванович (26.07.1826-1880)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 53.
• Родился Иван (15-14)
• 26.07.1826: Родился. Отец: Владыка Иннокентий (Иван Евсеевич Попов-Вениаминов, мать: ... Екатерина
Ивановна.
• 1880: Умер
Супруга: ....


___ Поколение 5 ___


15-14. Вениаминов Иван Гавриилович
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Вениаминов Гавриил Иванович, мать: ....
• Родился Сергей (16-15)
• 1885: Родился Иннокентий (17-15)
Супруга: Поповицкая Анна Александровна.


___ Поколение 6 ___


16-15. Вениаминов Сергей Иванович (?-1938)
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Вениаминов Иван Гавриилович, мать: Поповицкая Анна Александровна.
• Женился
• 1924: Родился Ростислав (18-16)
• 1938: Умер
Жена: ....

17-15. Вениаминов Иннокентий Иванович (1885-1937)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 52.
• 1885: Родился. Отец: Вениаминов Иван Гавриилович, мать: Поповицкая Анна Александровна.
• 1914: Родилась Анна (19-17)
• 24.02.1916: Родилась Марина (20-17)
• 1937: Умер
Супруга: ....


___ Поколение 7 ___


18-16. Вениаминов Ростислав Сергеевич (1924-2002)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 78.
• Женился
• 1924: Родился. Отец: Вениаминов Сергей Иванович, мать: ....
• 2002: Умер
Жена: ....

19-17. Вениаминова Анна Иннокентьевна (1914)
Пол: женский, возраст: 101.
• Вышла замуж. Муж 1.
• Вышла замуж. Муж 2.
• Родился Элик (21-19(1))
• 1914: Родилась. Отец: Вениаминов Иннокентий Иванович, мать: ....
Муж 1: ....
Муж 2: ....

20-17. Вениаминова Марина Иннокентьевна (24.02.1916-?)
Пол: женский.
• Вышла замуж
• Родился Александр (22-20)
• Родилась Анна (23-20)
• Умерла
• 24.02.1916: Родилась. Отец: Вениаминов Иннокентий Иванович, мать: ....
Муж: Курляндский Сергей ....


___ Поколение 8 ___


21-19(1). ... Элик ...
Пол: мужской.
• Родился. Отец: ..., мать: Вениаминова Анна Иннокентьевна.

22-20. Курляндский Александр Сергеевич
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Курляндский Сергей ..., мать: Вениаминова Марина Иннокентьевна.
• Женился. Жена 1.
• Женился
• Женился. Жена 2.
• 31.01.1965: Родился Игорь (24-22(1))
• 09.06.1976: Родился Дмитрий (25-22(2))
Жена 1: ... Вера Ивановна, возраст: 71.
• 1944: Родилась
Жена 2: ....

23-20. Курляндская Анна Сергеевна
Пол: женский.
• Родилась. Мать: Вениаминова Марина Иннокентьевна, отец: Курляндский Сергей ....


___ Поколение 9 ___


24-22(1). Курляндский Игорь Александрович (31.01.1965)
Пол: мужской, возраст: 50.
• 31.01.1965: Родился. Отец: Курляндский Александр Сергеевич, мать: ... Вера Ивановна.

25-22(2). Курляндский Дмитрий Александрович (09.06.1976)
Пол: мужской, возраст: 39.
• 09.06.1976: Родился. Мать: ..., отец: Курляндский Александр Сергеевич.


Дата построения отчета: 12.11.2015