Михаил Анчаров

Софья Либретто
Михаил Леонидович Анчаров – советский поэт, художник, переводчик с китайского сценарист, бард. Служил в Манжурии переводчиком. Во время войны стал писать песни на собственные стихи, исполняя их под собственный аккомпанемент на семиструнной гитаре. Считается основателем жанра авторской песни («первым бардом»). Владимир Высоцкий называл Анчарова своим учителем. После войны наряду с сочинением песен и стихов пишет прозу (первые рассказы опубликованы в 1964 году). Наиболее известные его прозаические произведения: «Этот синий апрель», «Сода-солнце», «Золотой дождь», «Записки странствующего энтузиаста», «Звук шагов», «Как птица Гаруда», «Самшитовый лес».

Каждый герой в произведении уникален, возьмем, как пример, главного героя романа «Самшитовый лес» - Сапожникова. Будучи учеником школы, он решает теорему Ферма, над которой бьются «в психбольницах... куча математиков...» для Пифагоровых чисел, считает числа, складывая кубики в башенку и проверяя, на сколько кубиков она превысила отметку в 10 штук. Его разговор с учителем:
« - Значит, мир состоит не только из материи?
 - А из чего же еще? – спросил учитель.
 - И из пустоты, - сказал Сапожников.
 - А совесть, а мораль, а чувства?
 - Что чувства?
 - Они же никак не выглядят. Значит, нематериальны.
 - Почему? Раз я что-то чувствую, значит, что-то происходит, значит, что-то влияет на что-то, значит, какие-то частицы сталкиваются или колеблются, самая материя и есть, - сказал Сапожников. – А если не колеблются и не сталкиваются, никаких чувств нет, одно вранье. Все рано или поздно объяснится.»
Мысли вроде бы ребенка, но ребенка, устроенного так сложно и необычно, невольно заставляют задуматься об устройстве всего, что нас окружает. Посмотреть на все с новой, еще непонятной стороны. Непоколебимая уверенность в собственных умозаключениях, удивительная зоркость и остроумие, смелость принятия решений не могут не вызвать истинного уважения, восхищения главным героем.

Михаил Анчаров также является автором нескольких десятков авторских песен, в том числе таких популярных, как «Большая апрельская баллада», «Баллада о парашютах», «Маленький органист», «Песенка про психа из больницы имени Ганнушкина, который не отдавал санитарам свою пограничную фуражку», «Антимещанская песня», «Сорок первый». Я раньше слышала некоторые, но особого значения им не придавала. Военная тематика очень тяжела для уха вольного слушателя, тем паче, что здесь приходилось еще и максимально напрягать слух, чтобы разобрать слова из-за бреньканья семиструнной гитары.  Из всех очень похожих и по заунывному мотиву и по общей атмосфере исполнения песен мне запомнилась лишь одна, а именно «В одном микрорайоне». Непохожая на все остальные, лирическая, полная любви к Родине, к месту рождения, она выгодно выделяется из всех остальных произведений.

Стоит сказать, что помимо поэзии, прозы и музыки Михаил Анчаров также увлекался живописью. Что удивительно, большую часть его картин составляли автопортреты. Задавшись вопросом «почему же так?», я попыталась встать на место автора, характер и образ мысли которого нам понятен после прочтения его произведений. Почему-то мне кажется, что автору ближе образ Сапожникова, этого вечного дилетанта во всем, но, в то же время, готового прийти на помощь и очень смышленого человека. При прочтении «Самшитового леса» было невооруженным взглядом заметно, что мышление автора нетрадиционное, необычное, главы идут не в хронологическом порядке, но от этого прочтение становится, несомненно, интереснее.

И, конечно же, как любой нетрадиционно мыслящий человек, Михаил Анчаров искал себя, искал свое истинное лицо, а так как считал творчество наиболее естественным путем как выражения мысли, так и самовыражения, то все свои поиски он должен был выплескивать на бумагу. Мне кажется, что многочисленные автопортреты – это ничто иное как поиск собственного «Я» автора.

Талантливые попадают в цель, в которую другие не могут, а гении в ту, которую другие не видят. Я считаю роман «Самшитовый лес» - гениальным романом. Читая его, мы как будто составляем домик из кубиков, предложенных нам автору. Кубики автор всем предлагает одни и те же, а красота выстроенного домика зависит, прежде всего, от ума и сообразительности читателя. Именно эта игра, это «строительство» несуществующего домика из мыслей своих и авторский, фактов, умозаключений так притягивает. И я верю, что при каждом дальнейшем перечитывании романа кубиков будет становиться все больше и больше.