За Волчьими воротами Глава 11

Александр Макиенко
  Павел вытащил-выкатил из сарая коляску к мотоциклу и с помощью жены и Маринки соединил агрегат. Коляска была тяжёлой, от мотоцикла "Урал",так что пришлось повозиться. Валентина взяла  у сестры третью флягу, в неё налили свежей воды из колодца. Вино Павел решил продавать на первый раз самое хорошее. Была у него бочка трехлетнего напитка, вино доброе, ароматное.
  Коляску загрузили всклень. На запасное колесо Павел привязал табурет. Валентина напекла вместе с сестрой мешок лавашей и позаботилась о посуде, взяла с собой банку и стаканы. Павел  лаваши сам любил и даже не сомневался, что  такие  вкусные  лепёшки, какие печёт его жена, они  не продадут.
  Двадцать пять километров гравийки  ехали медленно. Но вот и мост, а за мостом асфальтированная трасса из Краснодара к морю. Дорога запетляла среди гор. Справа осталось село Пятигорка. Здесь в войну был рубеж, дальше которого фашисты не прошли и Павел, проезжая мимо установленной на постаменте пушки, сбавил скорость. У подножия памятника алели цветы.
  Подъём на перевал был не очень крутой и Павел, даже не сбрасывая скорости, почти доехал до вершины. Спуск был намного сложнее. Дорога запетляла серпантином и уже за перевалом открылись слева орешниковые посадки местного совхоза. Здесь, в Дефановке, у Валентины жила сестра. Но в флягах булькало вино и заезжать в село Павел и не думал.
   Безжалостно, по южному осатанело,  пекло солнце, но встречный ветер давал прохладу и ехать на мотоцикле было одно удовольствие.  До моря доехали благополучно, место для торговли выбрали удачное, в конце пляжа.
  Ещё не успев ничего разгрузить, Павел с удивлением обнаружил, что вокруг мотоцикла уже собралась толпа. Когда Валентина сообщила собравшимся, что будет торговать лавашами и домашним вином, люди заволновались и, как по мановению волшебной палочки, выстроились в очередь. Павел укрепил над коляской зонтик и зачерпнул пол литровую банку вина. Её он отдал ближайшему мужчине со словами - пробуйте... Приложившись губами к банке, мужчина залпом выпил вино, протянул пустую тару Павлу со словами - не понял - и попросил повторить. Павел зачерпнул ещё раз и загнул первый палец. Ему показалось, что вторую банку вина мужчина опорожнил быстрее, чем первую.
- Как вино, что молчишь? - спросил он своего первого покупателя.
- Черпай и не спрашивай, такой бальзам на душу я лью первый раз в жизни. Толпа вокруг заволновалась. Всем захотелось то ли утолить жажду, то ли попробовать вино.
   Валентина положила на табурет горку лепёшек, которую сразу же растянули протянутые из очереди руки. Торговля шла бойко. Пятьдесят копеек лаваш, рубль банка вина. Деньги так и сыпались на табурет.  Павел, открывая вторую флягу, заметил, что толпа не только не уменьшилась, но стала больше. Он сразу же решил съездить за вином снова. Уже были проданы все лепёшки, всё вино и, на удивление,  Валентина начала торговать по десять копеек за литр холодно-жгучей водой, которой думали мыть стаканы.
 Какие там стаканы, вино брали литрами, трехлитровыми банками и никто ни разу не попросил налить стакан.
  Свернув торговлю, Павел хотел было уже садиться на мотоцикл, как его в сторону отвёл мужчина, который вручил ему десятилитровую канистру, сунул в карман деньги и попросил привезти ещё такого же вина.
- Вино у тебя, парень, отличное. Вези сюда всё, выпьем не задумываясь.
  Павел в душе ликовал. Вино и впрямь было хорошее, а запасы его были большие. Еще в дороге он подсчитал, что примерно пятьсот рублей свалятся, как снег на голову.
- Бензин всё равно бесплатный, здесь я не трачу ни копейки, скоро заторгую дровами, а там и доски начнут покупать. Скоро кукуруза созреет, опять доход. Ну почему я до сих пор не решил, куда буду тратить деньги? Может машину купить? Зачем? У меня мотоцикл есть. Вот дурень, у меня как у той бабки - не было хлопот, так купила порося. Сегодня ночью надо с женой поговорить, на что потратим деньги.
      Может мебель купить новую, как у Вовки? Осенью нутрий буду забивать. Мясо сам съем, а вот шкуры продадим, опять доход.
     Размышляя так, Павел даже и не заметил, как вернулся в село. Сразу же полез в свой подвал и вновь наполнил фляги вином. Налил вина и в канистру, не забыв поблагодарить в душе старшего брата Валентины. Это он научил Павла делать такое отличное вино.
  Валентина достала из погреба две трёхлитровых банки с мясом кабана.
- Попробую продать, деньги нужны, - сказала она Павлу.
- Зачем, разве денег дома нет? Я бы мясо не стал продавать, сами съедим.
- Маринка уже подросла, надо девчонку одеть поприличней. Хочу ей серёжки  с камешками купить, туфли на осень нужны, джинсы просит, да и у самой приличного нижнего белья нет.
- Вот и определила, куда что тратить, - подумал Павел,- а я прикидывал, размышлял. Тут и думать нечего, если деньги в руках у женщины.
  Дорога к морю на второй раз оказалась почему-то бесконечно длинной. То ли солнце уже пекло безжалостно, то ли ветер был попутный - одолевала жара. Из-под шлема ручьём стекал пот, заливая глаза. Сидевшая сзади жена прижималась к взмокшей на спине рубахе и тоже стонала от жары. Пришлось остановиться и немного дать остыть двигателю, да и самим посидеть в тенёчке.  На этот раз, продав всё вино, Павел собрал рубли - трёшки в одну стопку и сунул себе в карман. Валентина тоже была довольная, кабанину купили по двадцать пять рублей за банку, а это были хорошие деньги.
- Давай на обратном пути заедем к сестре, мы уже давно у них не были, попросила Валентина.- Да я и проголодалась, а тут покушаем чего-нибудь такого, чего у нас давно не было.               
                ***        ***        ***
  Фёдору нравилась сельская библиотекарь Юля.  Выдавала она не только книги, но и по совместительству была ещё заведующей клубом, уборщицей, истопником в зимнее время и к тому же не замужем. Весь день она отдавалась работе и в свои двадцать лет не то что не помышляла выйти замуж, просто начитавшись книжек,  ждала возвышенной, романтичной любви, но... То ли романтики перевелись на селе, то ли больно уж высокие требования были у молодой студентки заочного библиотечного техникума, но уже двоим парням она отказала. Один был младше её на год, другой развёлся со своей женой и захотелось мужику с молоденькой девушкой закрутить "роман". Но Юля была не из тех, кто сломя голову кидаются в омут семейной жизни, к тому же она наслушалась сплетен от сельских кумушек, почему разошлись молодые.
  Фёдор  одел свою матросскую выходную форму, начистил до блеска туфли и прошёлся бархоткой по своим "регалиям". Знаков отличия было много и некоторыми он гордился.
  В сельском магазине Фёдор купил коробку конфет и завернул её в газету так, словно нёс в руках книгу. Три стеллажа для книг, стол для читателей и рабочий стол библиотекаря с картотекой, вот и весь интерьер маленькой избы - читальни, как её называли местные жители. Правда, стены были украшены плакатами десятилетней давности, а на одной из них даже был лозунг - "Даёшь пятилетку за четыре года!", но это даже ни чуть не мешало Юлиным читателям.
  Сегодня был четверг, посетителей в библиотеке не было, да и кто пойдёт менять книгу в будний день? Судя по количеству карточек в картотеке, жители не очень любили читать, в основном была записана молодёжь и школьники, но и они постепенно становились любителями телевизора, отодвигая библиотеку на второй план.
  Появлению Фёдора Юля обрадовалась, он у неё был постоянный посетитель и читал много. Порою он даже заказывал себе кое-какие книги и Юля из города привозила ему "Цусиму" Новикова-Прибоя, "Белый Клык" Джека Лондона.
- Ой, Федя, а я уже сегодня и не надеялась, что кто-нибудь придёт. Хорошо, что ты зашёл, а то меня грозятся закрыть, всё равно, говорит начальство, у тебя читателей нет. Как это нет, вот ты принёс книгу, давай. Она отняла у Фёдора свёрток, живо развернула его и с сожалением воскликнула,- Ой, а это не книга!
- Это я тебе подарок принёс.
- Ну зачем же, Федя. Эти конфеты очень дорогие, а я подарки от незнакомых парней не принимаю.
- Тоже мне, скажешь, незнакомый. Мы с тобой уже двадцать лет на одной улице живём, только в разных концах. Вот я и пришёл поближе с тобой познакомиться. А конфеты... Наши женщины на рыбучастке говорят, что без конфет нечего заигрывать.
-Так, Федя, я поняла, что ты пришёл сейчас заигрывать со мной. В какую игру будем играть?
- Зря ты так, Юля. Про заигрывание просто к слову пришлось, стыдно как-то было с пустыми руками приходить, говорить о чём-то, вот и купил сладкое. Давай попробуем, я ведь даже и не знаю, хорошие они или нет.
- Ну, если ты настаиваешь...
 Фёдор надорвал ленточку упаковки и открыл коробку. Каждая конфета лежала в своём гнезде и Фёдор из самой середины взял две штуки себе, остальные отдал Юле.
- Это твоё, у меня от сладкого зубы болят.
- Хитрец, - рассмеялась Юля. - Может у меня тоже есть причина не есть твои конфеты.
- Какая? - испуганно произнёс Фёдор.
  Улыбаясь, Юля взяла одну  и надкусила.
- Ой, с белой начинкой, я такие люблю.
- Всегда теперь такие буду покупать, - сказал Фёдор.
  Юля, прищурив глаза, посмотрела на Фёдора и спросила:
- Всегда, это до каких пор?
- Пока не надоест есть мои конфеты. 
- Это серьёзная заявка, -сказала в раздумье Юля.- Надо отметить дату и начать вести запись количеству коробок.- Денег хватит?
- У меня хватит. Я сейчас столько зарабатываю в день, что хватит не только на конфеты.
- Это же сколько платят мотористу, чтобы шоколадом девушек кормить?
- Девушка, это хорошо, - отметил про себя Фёдор и ответил Юле:               
- Платят мотористу всего девяносто рублей в месяц, весной бывает немного больше, когда есть переработка. Но я сейчас Павлу Алексеевичу пилю дрова и четвертную в день имею. Помогает мне немного отец, но я и один со всеми делами справляюсь. Мне и не тяжело. Отца жаль, у него язва желудка и тяжёлое поднимать нельзя, а он видит, что мне одному не сподручно, вот и надрывается. Конечно, нужен помошник, но пока Павел Алексеевич никого не нашёл. У тебя никого нет, кто бы со мной мог подрабатывать?
- Фёдор, ты из-за этого пришёл ко мне?
- Да нет, Юля. Это так, к слову пришлось. Сегодня будний день, клуб открывать не будешь?
- Нет. Я тоже хочу так, к слову сказать, сделать тебе деловое предложение. Сейчас ты стал богатеньким Буратино, так?
- Да нет, богатеньким не стал, но деньги есть.
- У меня родилась давным-давно идея - вот только не могу её воплотить в реальность. В городе, в Краснодаре, можно купить хороший магнитофон, называется он "Тембр", но у меня таких денег нет, триста рублей. Вот если бы мы с тобой начали магнитофонные записи крутить на наших воскресных вечерах, то молодёжи бы в клубе стало больше.
- А что,  для клуба  магнитофон  не  полагается? -Может, Федя, и полагается, но я много раз в отделе культуры просила мне помочь, но там от меня отмахиваются, у вас, говорят, нет молодёжи. Ну как же нет, человек пятнадцать всё равно есть. А если у нас будет магнитофон, то и безымянские ребята с девчатами к нам будут бегать на танцы. У вас даже студенты есть на участке рыбзавода, почему бы и их не пригласить на вечер?
  Фёдор прикинул в уме, что если взять его "заначку" и ещё неделю попилить дрова, то у него запросто будет нужная сумма денег. Но ведь не это главное, главное то, что он тогда с Юлей может встречаться уже регулярно и у них будут общие интересы.               
-Чёрт с ними, с деньгами. Может быть это как раз тот случай в жизни, когда деньги не столь важны. Эта девушка ему давно нравилась, видимо и она не против общения с ним, если такое предложила. Всё, беру этот магнитофон и стану её правой рукой.
- Когда поедем за магнитофоном?
- Так ты согласен? А  что  скажут  твои  родители?  Ведь магнитофон дорогой, это  не  шутка, вещь ценная.
- Отец не будет против, но главное, чтобы  хотел  я.
- Тогда я тебе сейчас скажу вот что. У меня есть брат, как ты знаешь, Виктор. Он закончил восьмилетку и дальше учиться не захотел. Сейчас не только нигде не учится, но и не работает. Два года до армии  будет валять дурака. Я бы попросила тебя взять на ним шефство и привлечь оболтуса к делу. Может из него работник будет неважный, но он может помогать тебе и вдвоём вы бы освободили Олега Николаевича от тяжёлой работы.
- А что, мысль хорошая. Можно твоего брата кое-чему научить, глядишь, и он начнёт зарабатывать деньги.
- Я пока о деньгах молчу, просто шалопая нужно куда-нибудь пристроить, а то крутит у меня пластинки в клубе, пьёт с ребятами пиво и уже голос на меня начал повышать.
- Ну, это мы разом укоротим, -сердито заявил Фёдор. -Скажи, когда мне зайти к вам, я с ним поговорю.               
- Лучше в воскресенье приходи в клуб, там обо всём и поговорим. Он сейчас даже дома не ночует, где-то в городе, что он там делает, я не знаю, но в воскресенье будет здесь. Я ему немного даю из своей зарплаты, вот он и "работает" так.
- Это мы всё урегулируем, - заявил Фёдор,- у меня салаги на корабле палубу до блеска драили, найдём и Виктору свой линёк.
- Линёк, это что?
- Это такая верёвочка с узелком на конце.               
- Заболталась я тут с тобой, Фёдор. Уже стемнело, а мне идти далеко.
- Можно, я тебя до дома провожу?
- Ну, до дома нельзя, а вот до нашего огорода можно.
  Проводив Юлю домой, Фёдор долго сидел на лавочке у своей калитки, курил. Вышел отец.
- Что-то ты сегодня не торопишься ложиться спать,
- сказал Олег, -  о чём наморщил лоб?
- Да всё о делах. Хочу вот с тобой, так сказать, посоветоваться. Мне Юля, завклубом, предложила крутить музыку. Ты не против?
- Я то не против, а её брат Витька, он же крутит пластинки?
- У него нет магнитофона.
- А у тебя что, есть?
- Хочу купить.
- И сколько он стоит?
- Триста рублей, не считая дороги в Краснодар и обратно.
- Лихо. У нас таких денег нет.               
- Будут, через неделю.
- Ну, сын, тебе жить, ты и решай. С Юлькой давно тебе надо мосты мостить и если это стоит таких денег, то я не против. Магнитофон - то будет твоим?
- А чьим же, конечно моим.
- А игрушка это хорошая?
- Юля сказала, что хороший, а она знает, что говорит.
- Это хорошо, что она знает, главное, чтобы ты не промахнулся с этой покупкой. Закручивай гайки девке, мы с матерью к осени свадьбу будем готовить. Пора уже тебе  жениться.
- Об этом ещё рано говорить, всё на воде вилами писано, но мне эта девушка нравится.               
- Главное, чтобы нравилась,- подвёл итог разговору отец, - Хватит дымить, пошли спать, завтра рано подниматься.
  Лёжа в постели, Фёдор до мелочей вспоминал прошедший вечер. Когда они шли домой из клуба Фанагорийки в своё село, Фёдор попытался взять под руку Юлию, но та, как дикая коза, увернулась.
- Наверно ещё рано лапать девку, - думал он. - Всё придёт в своё время. Ему нравилось то, что она одного с ним роста, на голове не копна волос, а аккуратно заплетённые до пояса косы. Нравился ему и запах, который исходил от неё. Пахло приятно и волновало.
- Буду в городе, надо какой-нибудь подарок ей купить, не дорогой, но приятный,- думал он.- Да, чуть не забыл. Ведь нужны записи магнитофонные. Где их брать?  Может Юля знает, у неё больше знакомых в городе, пусть сама об этом позаботится.