Волчьи Ворота

Сергей Демченко
               
Снег ,такой редкий гость на Кубани ,сыпал почти всю ночь,укрыв к утру окрестные поля и горы толстым ,рыхлым белым покрывалом. Все спряталось под снежной белизной – ровные квадраты озимых зеленей и рыжие хвосты камышей и только черные скелеты деревьев ,ровными рядами прочерчивали эту белизну.
Я сидел и пил чай на кухне ,посматривая в окно. Все мое существо было там, в глубоких ярах покрытых по склонам синими тернами и искореженными ветрами дубравами.

Сильные зимние ветра ,морозы и солончаковая почва не давали дубам расти вверх,прижимая их к земле.Но жизнь берет свое! Во время затиший ,в теплые весенние месяцы,они опять тянутся к солнцу, потом стужа и ветер опять их гнула и корежила,клоня к земле и изгибая стволы. Дубы здесь не растут высоко,редко можно встретить дерево высотой в 3-4 метра, со стволом как у карливовой березы,изогнутым в разные стороны.Но их кроны, разрастаясь в ширину, покрывают значительные пространства не очень крутых склонов. Конечно же ,в этих местах держится разный зверь.

Дубки и терны ,не образуя сплошных лесных массивов ,растянулись на километры, по южным склоным нагорий,привлекая к себе многих местных охотников.
Я смотрю на все это великолепие сквозь окно ,а сам уже там, на охоте..

 Что делать? Если работа мешает охоте..? Звоню на работу и найдя какой то благовидный предлог ,обещаю быть после обеда.Завожусь ,быстро запихав свое обмундирование в видавшую виды Ниву и поехал, не забыв прихватить Дымка – кобеля-западника.

Последние годы мы охотимся только по волку, позволяя иногда отстреливать с друзьями,выделяемые за волков лицензии по кабану и косуле и то ,только тогда ,когда не находим с утра свежих волчьих переходов и это может поменять наши планы в сторону копытных.Мой путь в горы ,лежит через станицу Николаевскую- старую казачью станицу,где живет мой друг и товаришь по охотам,ветеринарный врач , “охотник и просто хороший человек ” – Александр Николаевич.Звоню ему по дороге и он принимает решение так же быстро ,как и я. Рюкзак и кочережка – все что ему нужно на охоте.

  Нива идет на гору ,по свежему рыхлому снегу легко.Вот уже и первый , длинный подъем заканчивается.Пересекаем длинную цепочку  ,чернеющих по склону дубков, приближаясь к вершине,а еще ни одного следа не встретили.
“Неужели пустой день ? Зверь не ходил?”

Красное утреннее солнце заливало горы цветом пера фламинго.Ни одно дерево ,ни одна травинка не шевелилась.Полное безветрие и красота. Далеко внизу темнела полоса пойменного леса и четко очерченные квадраты населенных пунктов ,уходящих до самого кавказского хребта.Удивиттельная прозрачность воздуха. Прорвав облака своими вершинами,вдали виден двухглавый Эльбрус. Я засмотрелся на эту красоту...
“Смотри гончие...”- толкнул меня мой друг,сидящий справа и смотрящий в окно.
Оторвавшись от созерцания местности, перевожу взгляд туда куда показывает мне АН.Чуть выше дубков, на лысой заснеженной лобовине,четыре рыжих собаки.Цвета русских гончих,темный чепрак и рыжие подпалы.
 
“Откуда гончие... и целая стая ? Местные не очень то любят держать собак, да еще таких не маленьких ,да еще целую стаю.. Саня! Это же волки ” – кричу я , останавливаясь и хватая мой СКС с заднего сиденья Нивы.
Александр Николаевич владеет кочережкой – старенькой ,курковой ТОЗ 66 ,12 калибра, в расстоянии он ограничем ,поэтому не суетится ,спокойно наблюдая за моими суетливыми движениями.

“Стреляй ты ,из окна ,только патрон дошли вначале”- толкаю я ему карабин,понимая что волки стоят до тех пор ,пока не откроется дверка машины. Но он отказывается,т.к. ни разу не стрелял из моего оружия.
Волки все-еще стоят на месте ,наблюдая за нашими хлопотами.Может просто ждут ,что мы проедем ,не заметив их,чтобы закончить свой ,заранее спланированный путь в станицу, а может и как мы , любуются открывающимся свеху видом?

   До волков метров 150-170.В горах трудно определять расстояние,да еще и на изрезанной балками местности.Осторожно,чтобы не щелкнуть ,тяну ручку открывания двери, пытаясь пригнуться ,спрятаться за машиной,чтобы не потревожить зверей заранее, не вылезти головой из-за капота до времени.
“Стреляй ,уже пошли” – спокойно говорит мне А.Н.
 
   Иногда его спокойствие просто убивает меня .Как можно быть спокойным , когда зверь рядом и адреналин не дает тебе ни говорить спокойно ни прицелиться, когда азарт бурлит в тебе ,вырываясь ненормативной лексикой и дрожанием рук? А.Н. совершенно спокоен,как будто эта охота его не касается.Так и в этот раз.
  Волки развернулись вверх по лобовине. Передергиваюсь.

 Первый левый ,крайний.Бью! переворачивается ,но тут же вскакивает и наращивая  скорость  идет вверх.Прыжки по 3-4 метра и это вверх по склону.
Сразу же после выстрела ,звери рассыпаются в разные стороны, поодиночке. Бью еще одного! Мимо! Сзади.

Возвращаюсь к первому ,стрелянному. Еще восемь и все мимо.Вижу ,как напрягается,  добавляя скорости ,стараясь изо всех сил уйти от лающего вслед карабина, сжимаясь после каждого выстрела и пытаясь подтянуть свой зад к передку. Десятый выстрел унес зверя за вершину.

Сколько времени я потратил стреляя этого зверя? Пусть с прицеливанием и поводкой я тратил 2 сек. На выстрел. Это 20 секунд. За это время волчина преодолел расстояние минимум в 200 метров вверх по крутому склону! Не сбавляя скорости и вдобавок ко всему раненый ,скорее всего.
Как будто не было ничего. Способность волков уходить от опасности удивляет меня всегда .Казалось бы ,вот он на чистом ,только разгоняется. Стреляй! Стреляешь ...а его уже нет.В лучшем случае стрижка и бусинки крови,в худшем ничего,кроме дымящегося ствола карабина и размашистого следа на снегу.

...Невольно вспоминается прошлый год. Так же в снег,мы были с А.Н чуть выше,за первой горой ,где глубокая, заросшая по правому склону тернами балка ,уходила в еще более глубокую Армянскую балку. Левый же ,крутой ее склон был голый,поросший травой и в нескольких местах,сползший оползнями вниз.
Очень удобно было толкать ее ,даже одному человеку, идя поверху левого склона, немного пошумливая, пытаясь сдвинуть зверя и с правого,облесенного и лежащего перед тобой ,как на ладони,в связи с тем ,что он был значительно ниже. Была одна проблема в этой балке,когда ты идешь ниже и ниже,балка расширяется и ее правый склон становится более пологим, изрезанным малыми балочками,берущими начало где то в степи и ниспадающими на дно балки, прорезанной узким руслом ручья..и в ее середине – бурные заросли тернов,уходящие в глиняный оползень, с вертикальными обрывами , образуемыми отпавшими пластами горы и сочащиеся солончаки.

 Место перед оползнем,в вершине тернов –самое удобное место хода зверя.Оторвавшись от тернов далеко вверх – одинокий куст боярышника на взлобке – удачное место для стрелка.

 Оставили машину далеко в поле. Расходимся по разным сторонам балки от ее вершины – А.Н. по правой стороне к одиноко стоящему кусту боярышника,я же по левой, крутой  стороне ,в качестве загонщика.

 Ветер в сторону застрела,все хорошо.Жду долго,наблюдая мучения моего друга,преодолевающего многочисленные промоины ,спрятанные под снегом.Мне предстоит то же самое ,но немного позже.

Тихонько трогаюсь и я. Иду тихо ,иногда негромко покряхтывая..Крупный след волка пересекает мой путь и уходит в балку.
 Первый куст тернов.Негромко хлопаю в ладоши,обходя куст.Стая дроздов полыхнула из куста, зачёкав, перекливаясь и поругиваясь на кого то , потревожившего их покой. Дрозды обращают внимание на все ,что происходит внутри кустов,побеспокоившее их. Предатели всего живого. Хотя ,я люблю этих птиц. Встревоженное их “ чок-чок-чок “ или протяжный крик взлетающей птицы,всегда говорит мне о каком то движении внутри.

Крадучись ,вниз по балке, оставляя на снегу ровную цепочку следов,тронулся лисовин.Пышная труба, серо-желтый ,черные ушки..
Мне можно стрелять ,если бы не след волка. Лисовин уходит в большую армянскую балку вдоль ручья ,понизу. А.Н его не видит , да ему и далековато.
Тихонько иду дальше...Залажу в старый снежный надув,провалившись по пояс. Еле вылажу из него.Тяжело ,весь в мыле ,как загнанный конь.
“Бедный мой друг, он же еще и спешил!”

Спрямляю небольшой изгиб балки,чтобы выйти на большой куст тернов,в вершине которого стоит застрел.

По мере моего приближения к балке,появляются сначала мой друг , спрятавшийся в боярышнике, потом вершина терновника , уползающего вниз , на дно балки. Медленно ,стараясь не шуметь ,подхожу к краю обрыва. Куст тернов начинается в самом низу ,у ручья,расщепляется кверху,расползаясь по небольшой лобовине,двумя казацкими чубами,свисающими в неглубокие промоины.Оба они,следуя направлению лобовины вверх,изгибаются вправо и влево,обнажая лысину лобовины и исчезая и сравниваясь в конце концов с пологой горой, далеко позади моего друга.

  Тихо вокруг.

 Громко хлопаю в ладоши и тишина взрывается!
Дрозды черной тучей взметнулись над терновником,чокая и рассаживаясь заново.
Проспавший меня зверь ,громко треща ,ломился сквозь кусты,сначала в одну сторону ,потом в другую. Куст сверху не просматривается ,хотя я и стою значительно выше и кусты тернов смотрят на меня своими вершинами.
“Кабаны ,Саня ,Кабаны !”- ору я уже не таясь, уверен что это именно они и мой крик их толкнет на застрел.

 Вверху куста,сжавшись в комок и набирая скорость вырывается волк, косясь в мою сторону.

Темно-серый ,почти черный, он косясь на меня ,подминает под собой снег в четыре лопатки.Зверь сваливается с лобовины в балочку ,намереваясь оставить далеко справа моего приятеля. Волк в 120-150 метрах от меня, идет вверх , разметая глубокий снег вокруг себя. Я не могу стрелять, волк в створе с моим другом, а он не может стрелять т.к. не видит волка, хотя волк совсем рядом.
- Волк справа от тебя по балочке , к осыпи – пытаюсь я координировать его действия. А.Н. бежит к осыпи.. Волк все еще вне поля его зрения ,а когда показывается вверху балки ,то уже вне поля досягаемости.
Ушел без выстрела!

От злости разбил бы свой карабин,но кого винить? Только себя. Волк , даже спросонья ,просчитал нас за пару секунд и используя неровности местности , обвел нас вокруг пальца.

В прошлом же году был , правда и другой случай...
Много выше ,у подножия горы БабА ,возле Волчьих ворот , мы охотились по волку. Те же действующие лица: Александр Николаевич, моя машина Нива и я. Волки ,стая из четырех особей , тоже ,я думаю изучившие нас ,так же ,как и мы их,вышли из яра на дорогу,когда Нива ,натужно ревя мотором ,на пониженной ,карабкалась к вершине Бабы,по заснеженной дороге.

Следы были совсем свежие.И я остановился посмотретьих,заглушив машину.
Вышли ,осмотрелись.. Следы шли вверх ,по одной единственной дороге.Скорее наша конечная цель была одна и та же – через волчьи ворота на черный лес.
Садимся ,заводимся и едем дальше.Через каких то двести метров ,следы с дороги исчезают ,резко свалившись в обвал. Потом ,чрез несколько десятков метров ,опять выходят на дорогу и идут в нужном направлении.
“Смотри ,сань! Сейчас будем стрелять” – поняв в чем дело,говорю я другу.
Проехав еще немного на повышенных оборотах,останавливаюсь ,поставив машину на ручник и натянув подсос ,добавляю оборотов.

-  Только тихо,пойдем к тому оползню впереди. Будь готов стрелять- шепчу Николаевичу.
Он со своей неизменной кочережкой.Медленно приближаемся к осыпи,поросшей камышом...

Все четыре волка стоят и слушают машину,полуобернувшись назад.
Метров сто до них.

   Бью первого стоящего.Он сваливается в камыш,потом ,поднявшись на передних лапах ползет ,щелкая зубами. Остальные уже летят врасыпную в разных направлениях. Второй выстрел не могу сделать ,т.к. волки скачут по осыпи вниз,появляясь на мгновения и исчезая тут же в ее разломах.
Добираем молодую серую волчицу и едем дальше.В этот раз мы их обыграли.

...Идем смотреть место стрела.Круто вниз в яр ,потом еще круче вверх на лобовину.Скользко ,поэтому вдвойне тяжело.Находим стрижку и кровь, место где волк сунулся в снег.Идем вверх следом,кровь есть ,но не обильная.В отличии от волка ,мы потратили на этот путь минут двадцать ,все надеясь увидеть зверя лежащим где то, но его не было. Только кровавый след указывал его ход на Бабу ,через Волчьи ворота.

Взвращаемся к машине. Дымок облаивает нас ,бесясь от долгого одиночества, но как ему объяснить , что ему туда нельзя?
Поднимаемся выше,под Бабу. Следов нет никаких.Зверь после снегопада не ходил.

 -“Попробуем поднять кого нибудь с собакой, не ехать же домой ,раз уж приехали” – предлагаю. “Может заяц или лиса в тернах будет?”
 
   Хотя на зайца мы не охотились совсем , а лис стреляли только случайных.Но делать нечего.Расходимся по балке в разные стороны и по разным сторонам , движемся параллельным курсом. Дымок шустрит по зарослям ,иногда показывая хитрую ,засыпанную снегом морду, из под нависших над землей бурьянов. Расходимся все шире и шире . Путь Дымка прослеживается всплесками голосов испуганных дроздов.

  А.Н. поднялся в полгоры, на чистое, я же спускаюсь все ниже и ниже в балку, к заросшему бурьянами и терновником ее дну,со струящейся лентой ручья.
Кобель ушел назад , за поднявшейся в тернах лисой ,которую мы видели поднимающейся далеко в гору.

Время к полудню. Пора в сторону дома, машу А.Н. , показывая на машину и он сворачивает в нужном направлении.
Ушли далековато, можно немного срезать, если пересечь пару поперечных балок.

  Спускаюсь в первую и с трудом преодолевая подъем ,поднимаюсь на гребень. За ним, до следующего гребня ,широкий оползень,не очень крутой , с кустами камыша и вывернутымипластамиземли. В самой его середине пасуться четыре козы. До них метров двести.Ветра почти нет, легкий бриз освежает мое лицо. Дымок еще не пришел.пытаюсь показать Саше ,что вижу зверей ,но он уже уходит вниз балки именя не видит.

 Хакающий кобель,распустив до самой земли багрово-красный , истекающий слюною язык, моим следом догоняет меня.

- “Надо же ,как не вовремя.Если сейчас прихватит,помчится к ним на всех парах,точно не даст стрелять.”
   И точно ,подбежав и глядя на меня шалыми глазами повел носом ,прихватив запах и попер дальше.

  -”Все пропало,сейчас столкнет.На чистом ,они его конечно же увидят издалека. ”- становясь на колено и выцеливая козла с рожками ,думаю я.
После выстрела ,козы срываются с места.Дымок ,от досады на меня ,дает голос,как гончий,но тут же смолкает ,набирая скорость и приметив себе жертву.
  Козы разделились при выходе с оползня.Три самки,группой  уходят вправо,козел же бежит в первоначально избранном направлении.

  Еще не дойдя до места ,где звери стояли ,вижу кровь на снегу.Перескаю след.Кровь бьет фонтанами в две стороны от следа,значит наш.
 Пересекаю балку и вижу ,что Дымок уже давит козла.Как он определил стрелянного? Хотя ..я же тоже уже определил его...Мы тоже уже волки..