1983г. Как я ездил за границу

Юрий Фейдеров
Теперь, поехать за границу можно без  особых трудностей.  В прошлом году состоялись свадьбы моего сына и младшей дочери. Так вот после свадеб, а они были летом с разницей в два месяца, молодые семьи совершенно без каких бы то ни было трудностей, отправились в свадебное путешествие. Одна пара в Испанию, а другая в Грецию, и на Кипр заглянули.

А ещё одна из старших дочерей, лет десять назад, ездила погостить, на пару месяцев, к своей подруге на Мальту.
Старших дочерей я выдавал замуж в трудные годы более двадцати лет назад. Уже внуки выросли и в армии отслужили. А тогда, в последние годы перестройки и в начале 90-х, нелегко было собрать деньги на организацию свадьбы. А уж о свадебных путешествиях даже не задумывались.

А вот теперь всё просто.
Вспомнилось мне всё это потому, что я тоже однажды в своей жизни побывал за границей. И было это в те далёкие времена, когда в стране всё было спокойно, и даже скучно. Жили не богато, но уверенные в завтрашнем дне. И что работа всегда будет. И бесплатная учёба и детские садики. И квартира, и машина…

А вот  выезд за границу Советского Союза был проблемой особенного рода. Теперешним молодым не понять, что ездили туда только люди не простые, и некоторые счастливчики, которым удавалось чудом «достать» туристическую путёвку в страны «Социалистического лагеря». В капиталистические страны вообще выезда не было.  А в «Соц. лагерь» ездили партийные руководители разных рангов и руководители Исполкомов. Маленькие редко, а большие  почти каждый год. Но и счастливчикам приходилось проходить партийный и общественный контроль. Подозрительно ненадёжных отсеивали.

Я не был партийным начальником, но я был молодым коммунистом, только - только закончившим институт, но уже имевшим жену и сына. И при всеобщем дефиците путёвок куда - либо, мне не светила даже путёвка в пансионат или Дом отдыха. И вдруг мне так повезло! «Свезло», как сказал «Шарик» в «Собачьем сердце». 
Самой доступной страной считалась Болгария, которую условно считали 16-ой республикой СССР. В неё путёвка была самой дешёвой, стоила от 600 рублей. А во второй половине семидесятых стал Вьетнам. Туда можно было съездить и за 300.
Но при наших зарплатах, когда семьи жили «от получки - до аванса, и от аванса до получки», собрать 500-600 рублей было делом нелёгким. Поэтому редко кто мог похвастаться вообще сберегательной книжкой.

Вот в такие времена я и зашёл к директору Проектного института поставить подпись на моём заявлении на очередной трудовой отпуск. Он взял из моих рук заявление, положил перед собой, посмотрел на меня…
Я уже подумал, что он не хочет его подписывать и быстренько начал складывать в уме аргументы в свою пользу, как он вдруг спросил меня.
- А не хотел бы ты поехать в тур. поездку  за границу?
- А почему бы и нет? – ответил я, подумав, что поддерживаю его шутку.
- Да нет, я серьёзно! Есть горящая путёвка в Югославию. Поедешь?
Я опешил, судорожно переваривая, счастье или несчастье мне привалило.
- А что других никого нет, из начальников отделов (я был всего руководителем группы)?
- Да я уже предлагал, но одни только пришли из отпуска и сидят без денег, другие не могут пойти в отпуск не по графику…
- А что для этого надо?
- Вот тебе номер кабинета в Райисполкоме, - он записал на листочке. - Зовут Нина Владимировна. Скажешь, что от меня. Она всё расскажет. Иди, пока она на перерыв не ушла.
В растерянном состоянии от свалившегося на меня блага, я поднялся на свой этаж и зашёл к своему начальнику отдела.
- Гена, мне предложили путёвку в Югославию, что делать?
– Ехать, конечно. Не каждый день такие путёвки предлагают.
- А где деньги взять? И я ещё не знаю, что жена скажет.
- Вот пойди и узнай.

И я отправился сначала в Райисполком к Нине Владимировне, чтобы узнать все подробности.
Застал я её на пороге кабинета, она куда-то уходила. Дала мне напечатанный список того, что я должен собрать. Там была и справка с места жительства, и медицинская карточка обхода всех врачей…  И сказала, что через три дня я должен всё это отнести в «Облсофпроф»  в кабинет №… иначе меня не внесут в список и путёвка «сгорит».
После этого я «побежал» домой сообщить эту новость жене. Я не представлял, обрадуется ли она, или расстроится.
- Надо ехать, - сказала она, чем очень удивила меня.
- А деньги? Ведь зарплата и отпускные будут чуть  более  300 рублей, а нужно 900.
- Найдём, - уверенно ответила жена, удивив меня,  я знал, что в ближайшем нашем окружении таких денег ни у кого нет.
И я отправился в поликлинику, записываться ко всем врачам. Но в регистратуре меня отправили к заведующему поликлиникой, который дал мне двойной  лист с перечнем всех врачей.
- Но когда же я их всех обойду? Ведь мне нужна справка о здоровье через три дня?
- А через три дня вы её и не получите. За недельку вы сдадите анализы и обойдёте врачей, а потом я отправлю вас на ВКК, которая заседает два раза в месяц. Вот тогда и получите.
- Но у меня же сгорит путёвка!
- Ничем не могу помочь. Через три дня только анализы, может быть, соберёте. Идите в «Облсофпроф» , договаривайтесь.

И я пошёл в«Облсофпроф» . В кабинете № … я увидел энергичную женщину с квадратными плечами и двумя подбородками и понял, что через такой заслон мне не пробиться. Таисия Петровна – прочитал я на дверях кабинета.
- Таисия Петровна, у меня такая ситуация… - начал я, и обрисовал всю картину. Она слушала меня внимательно. Потом позвонила кому-то по телефону, узнала, когда отправляется группа, и успокоила меня, что время ещё есть.
- Идите, собирайте необходимые документы, и приходите.

Окрылённый, я смотрел на неё уже другими глазами. Таисия Петровна показалась мне миловидной и душевной женщиной.
Ровно через десять дней утром я был в том же кабинете. Но Таисия Петровна уходила куда-то и передала меня, видимо, своему заместителю. Он выслушал меня, позвонил по телефону и сказал.
- Уже поздно. Группа сформирована. Что же вы так затянули?
- Но Таисия Петровна в курсе. Она мне сказала, что всё будет в порядке.
- А вы член партии?
- Да… - ответил я, не понимая, куда он клонит. Но он тут же позвонил кому- то.
- Пал Петрович, вот тут у меня сидит член партии. Тебе, кажется, были нужны партийные?
Видимо тот ответил «Да». И меня тут же отправили в кабинет Павла Петровича.
- А куда вы хотите поехать, - сразу спросил меня Пал Петрович. Он тут же открыл какой- то журнал и стал там что - то вычитывать.
- Мне предлагали в Югославию, но сказали, что уже список сформирован.
- А в Румынию не желаете? Или в Болгарию? – удивил он меня раскрывающимися возможностями.
- Я хотел в Югославию… - расстроенно проговорил я. Мысленно уже соглашаясь на Болгарию.
- Вы понимаете, просто в Югославию нет. Есть совместная путёвка «Болгария – Югославия», по десять дней. Поедете?
- Да, - быстренько произнёс я, боясь, что он передумает.
- Только смотрите, сбор группы уже завтра в 10 утра. Надо было бы пройти комиссию…  Да, ладно…  вы же член партии.  И деньги нужно оплатить сегодня до трёх часов дня.

Ух, как я заволновался. Я летел домой, как на крыльях. По пути забежал к директору института и сказал, что мне срочно нужно получить отпускные. Он позвонил бухгалтерше и отправил меня сопровождать её из банка. В те времена всю зарплату Проектного института, она носила из Банка в хозяйственной сумке. И кто-то из института сопровождал её.

За это я получил отпускные вне очереди. Дома я взял те деньги, что мы с женой назанимали и около трёх часов дня я был в «Облсофпрофе»  с деньгами. Эта путёвка стоила 1000 рублей. А ведь нужно было ещё взять на карманные расходы. Но меня успокоили, объяснив, что более 30-ти рублей брать с собой не разрешается.
А на следующий день я, как полноправный член туристической группы, пришёл на инструктаж и знакомство с группой и её руководителем.
 В небольшом зале сидело несколько групп, отправляющихся в разные страны, за столом «президиума», сидели трое. Представитель Горкома партии, представитель горисполкома и какой- то начальник из «Облсофпрофа» .
Нам долго рассказывали об особенностях каждой страны, политической обстановке в мире. О бдительности и необходимости докладывать руководителю группы о каждом неординарном случае. О дисциплине и строгом подчинении руководителю…

В конце нам представили руководителей групп.
- Станислав Борисович,  руководитель вашей группы. – Он расскажет, что необходимо иметь при себе, что разрешается, а что нет.
Как-то сразу Станислав Борисович обратил своё внимание на меня. И ещё две женщины в группе оказались очень общительными, Вера и Нина.
Они сразу согласились купить всё необходимое для общего пользования. Например, таблетки от головной боли, бинты, йод… чай в пакетиках, и другие какие-то мелочи…
Отъезд был через два дня. Как он проходил, я не помню. Но в день отъезда группа наша удвоилась. Оказалось, что половину группы набрали из областного  города Зернограда. И у них был свой руководитель. Но его подчинили Станиславу Борисовичу, чем тот был очень недоволен.

- Ты держись возле меня, - сказал Станислав Борисович, - будешь моим замом.
- А тот не обидится?
- Да ну его в ж…, пусть обижается. Мне стукачей рядом не нужно.
С той минуты он везде брал меня с собой, демонстративно показывая тому, что считает меня своим замом. И тот «член партии» действительно поверил в это, что я официально назначен замом.
Проезд через Украину запомнился только Железнодорожным вокзалом в Киеве, громадным залом с высокими потолками и терпким запахом мочи. Здесь была пересадка в другой поезд, уходящий вечером.  И нам предложили экскурсию в «Киево – Печерскую Лавру».

Я получил огромное удовольствие от этой экскурсии.  Из автобуса можно было видеть улицы города, Днепр и это уникальное место под названием «Лавра».
Вечером мы отправились дальше. В этом поезде нас разместили в двух вагонах. Мы попали в «СВ», а не вместившиеся заняли места в «купейном» вагоне. В нашем вагоне купе были на двоих. Тихо, удобно, мягко, комфортно…
Наш путь пролегал через Румынию в Болгарию, потом в Югославию, и возвращение было через Венгрию. 

Румынскую границу пересекли ночью в половине двенадцатого. За окном мрак, ничего не видно.  Поезд идёт медленно, не более 40-ка километров в час. Около часа ночи раздались крики и в наше купе постучали.  Мы вскочили сонные и не сразу поняли, что в проходящий поезд кто-то кинул камень и разбил окно в соседнем купе. Хорошо, что камень никого не ранил. Когда разобрались, проводница перевела ребят в другой вагон. Рано утром увидели какой-то румынский город. Невзрачные дома с шиферными крышами, а в отдалении пятиэтажки ничем не отличающиеся от наших. Вскоре мы пересекли границу и оказались в Болгарии, и остановились в каком – то небольшом населённом пункте.  Нам не разрешили выходить, по вагонам ходили пограничники и таможенники. Проверяли паспорта и ставили печати. Когда кто-то спросил, почему не проверяют вещи, ему ответили, что если советские пограничники ничего не нашли, то после них искать, только время терять. Минут через сорок мы поехали дальше.
Первым городом, где поезд остановился, и начались наши экскурсии,  был  Плевен. Мы приехали во второй половине дня.  Здесь нам показалось всё более красивым и интересным.

Автобус доставил нас до гостиницы «Плевен». Наша группа сгрудилась в фойе, где всё выглядело  новым и шикарным. Нас оформляли быстро сразу за несколькими стойками. Все нам улыбаются.
Но вдруг всё застопорилось? Появляется группа, говорящая на английском, и персонал бросается обслуживать их. А мы стоим и не можем ничего понять.
Минут пятьдесят проходит, пока приезжие не рассасываются и «обслуга» вновь начинает оформлять нас. За это время Станислав Борисович выясняет, что это американские туристы, которые платят чаевые за хорошее обслуживание валютой. Вот болгары и бросаются их обслуживать в первую очередь.
А мы бедные туристы, у которых только пятнадцать рублей для обмена на болгарские «левы». Какие от нас чаевые? В гостинице был обменный пункт. И некоторые сразу поменяли все рубли. Но нас предупредил Станислав Борисович, что в городском банке курс будет предпочтительнее.
В этот вечер я со Станиславом прошёлся по ближайшим улицам. Нашли банк и тоже поменяли деньги.

А назавтра началось турне по городам Болгарии.
Утром нас познакомили с нашим гидом. Это была женщина лет 35-ти, очень смуглая и несимпатичная. Но позже, её умение общаться, знания истории страны и спокойствие в любых ситуациях, сделали её в наших глазах обаятельной.

За три десятилетия стёрлись из памяти названия многих мест и городов. Но Болгария произвела впечатление более лучшим сервисом, чем потом Югославия.  Каждый день мы переезжали в новый город. И никогда наши завтраки, обеды и ужины не проходили в одном кафе или ресторане.
На нас неизбалованных советских произвели впечатления мизерная упаковка сырков, варенья и др. Очень вкусные были пирожные.  И очень разнообразное меню.
И каждый день экскурсии по занимательным или историческим местам.
Шипка, памятник Алёше, маленький городишко – памятник патриархальному быту. Церкви, исторические домики, центральные улицы Софии с домом Правительства, и многое другое.

Именно в Болгарии впервые мы попробовали «Швепс» разных вкусов. Потом он появился и у нас, но только «тоник», говорили, что других вкусов не бывает.
Интересно, что уровень цен был близок к нашим. И деньги мало чем отличались от наших по виду и размерам. Удивило только разнообразие детских товаров и низкие на них цены. Я накупил множество маечек, шортиков, комбинезон  и др. своим детям.

Всё было замечательно до тех пор, пока нас не отравили. Нас, это меня и Станислава, руководителей группы.  Такой подлости мы не ожидали.
А случилось это так. Нас привезли на экскурсию на огромный комбинат, символизирующий дружбу болгарского и советского народа. После небольшой экскурсии всю группу завели в большую приёмную директора комбината. Здесь всех посадили за столы вдоль стен, а нас за стол рядом с директором. Он произнёс небольшую речь-здравицу и предложил налить рюмки. У всех была на столах болгарская водка, а для нас со Станиславом стоял болгарский коньяк «Берег» пять звёздочек.

У директора своя бутылка нашей «Столичной». Я сразу заподозрил, что у него там вода, он пил и не пьянел. Я выпил полную только первую рюмку, потом отпивал только по глотку. Из закуски были только солёные орешки.  Вскоре я почувствовал себя плохо, Станислав тоже. Нас отвезли в гостиницу. Всю ночь меня рвало, я плохо соображал. А утром не мог встать. Весь день я не мог смотреть на пищу, и только вечером выпил чаю. Станислав оказался крепче меня. Уже к обеду он пришёл в себя и вечером «чертыхал» подлого директора. Предположил, что нам подсыпали какой-то наркотик.
На следующий день мы пришли в себя, но это был последний день в Болгарии.

Нас возили в большом, просторном автобусе болгарского производства. И когда мы подъезжали к границе с Югославией, мы были уверены, что эта наполовину капиталистическая страна, окажется более богатой и красивой.   
Пока мы ожидали югославский автобус, Станислав Борисович предложил потратить  оставшуюся мелочь на сувениры. Рядом с гостиницей был книжный магазин с книгами на русском языке. При тотальном дефиците книг в Советском Союзе, здесь в Болгарии было раздолье. Я уже приобрёл стопку интереснейших книг. И в этом магазине глаза «разбежались». Денег не хватало. Увидев мою растерянность, Станислав Борисович доплатил за меня более двух левов. Это позволило мне привезти домой ещё несколько книг.

Но вот прибыл за нами югославский автобус. Мы были удивлены тем, что он меньше болгарского. Здесь гидом оказался молодой парень. Он был студентом и подрабатывал гидом в летнее время.
Он удивил нас тем, что купил два килограмма кофейных зёрен, сказав, что в Югославии натуральный кофе стоит значительно дороже.
И действительно, мы не раз пили вкусный натуральный кофе в Болгарии, и только суррогатный в Югославии.
И вот мы в пути!  Выехали мы из солнечной Болгарии, а приехали в дождливую Югославию.

Ехали и удивлялись. Узкая асфальтированная дорога на две полосы. Ровный, без выбоин асфальт, но весь состоящий из множества заплаток. Края асфальта ограничены бутовым камнем «заподлицо» с ним, чтобы не раскрашивался, чем страдали все наши советские дороги. Вдалеке виднелись поля, похожие на лоскутное одеяло. Это бросалось в глаза потому, что мы привыкли к бескрайним колхозным полям с одной высаженной культурой.  Удивляли хозяйские домики при этих полях. Двухэтажные. Первый этаж с громадными во всю стену окнами до самого пола. А за ними не поля, а скорее огороды с плетёнными заборчиками.

Первая остановка в небольшом городишке, в гостинице «Ягодина».  На обед дали суп, непонятно из чего, с кусочками чего-то деревянного вида и вкуса. То ли это было сушёное мясо, то ли сухие грибы. Второе блюдо было получше, но мы впервые остались голодными, запив всё компотом из сухофруктов, чему все были удивлены, ведь за окном было лето. Теперь мы осознали насколько вкусным было всё в Болгарии. Хотя мы сначала подумали, что это промежуточный случай, а дальше всё будет лучше. Но и в дальнейшем нас кормили скуднее и не так вкусно.

Позднее мы поняли, что наш ГИД экономит деньги. Вероятно, всё сэкономленное должно было стать его премией. Но сказать о нашем подозрении ему мы не решились.
Следующей остановкой стал город Светозарево. Небольшой городишко, в котором особое впечатление произвёл местный Универмаг. Все четыре этажа представляли собой огромные залы. На первом была лёгкая одежда, маечки, шортики, юбочки, платья, брюки, джинсы и т.д.

На втором этаже были ковры. Любых размеров и рисунков. При этом натуральные, чистошерстяные и синтетические. Ковровая дорожка шириной метр стоила рубль-метр. Ковёр два на три метра шерстяной стоил 15 рублей, а такой же синтетический одиннадцать рублей. У всех глаза загорелись. Но на следующем этаже висели шубы и дублёнки. Я примерил на себя и обомлел, как здорово я выглядел. И всего 12 рублей.

Потолок следующего этажа весь был увешан люстрами. Такого разнообразия я никогда не мог себе даже представить.
Я спустился на первый этаж и купил детям несколько маечек и носочков. И сыну ботинки.
Я был потрясён ценами и таким разнообразием выбора.

Первым большим городом стал Сараево. Здесь мы со Станиславом отделились от группы, и пошли в кино смотреть эротический фильм. Это была «Греческая смоковница».  Когда погас свет, со всех сторон раздавались комментарии на русском языке. Было впечатление, что не менее половины зала были русскими.  Вышли из зала разочарованными, ожидали большего. Увидели киоск и рядом столики. Купили мороженое и впервые попробовали «Кока-колу». Она оказалась такой же, как и «Пепси-кола», которая у нас уже производилась и продавалась в магазинах.
Удивил общественный туалет в парке. Он был платный. С одной стороны мужской, с другой женский, но внутри эти части разделяла кабинка с женщиной, которая следила за залом. При этом «писуары» ничем не были отгорожены от её взгляда. Мы, стесняясь, заходили в кабинки и, когда попытались уйти, она выбежала за нами на улицу и что-то кричала. Оказалось, что «писуарами» можно пользоваться бесплатно, а за кабинки надо было платить копейку за вход.

Потом был долгий переезд к морю. Горная дорога, опасные крутые повороты. Всю дорогу шёл мелкий противный дождь.
Когда мы приехали в Дубровник, нам сказали, что все дни до этого было солнечно и тепло. Но в тот день было так сыро и холодно, что ночью мы мёрзли.
Однако на следующий день выглянуло солнышко, и мы со Станиславом пошли прогуляться. Осмотрев ближайшие окрестности, решили спуститься  к пляжу. По пути увидели не работающее кафе, стулья лежали на столиках. Но стоило нам спустить два стула, чтобы присесть и рассмотреть окружающий пейзаж, как откуда-то выбежал официант со словами: «Чего изволите?»

Станислав заказал две бутылки пива.
Потом мы спустились к морю. Солнце периодически выглядывало из-за туч. Было не холодно, но свежий морской ветерок не создавал приятного удовольствия.
Около моря никого не было, кроме немецкой семейки с мальчиком подростком.
Я смотрел на неспокойные воды моря и решался. Потом сказал Станиславу.
- Раз в жизни быть на Средиземном море и не окунуться. Да я себе этого никогда не прощу!
Я скинул с себя одежду и поплыл… Когда я оглянулся, увидел оживлённо болтающих немцев, показывающих в мою сторону и подходивших к морю двух наших женщин, Тоню и Нину.
- Как вода? – закричали они мне.
- Нормально, - ответил я. И через минуту наши женщины уже были в воде.

Удовлетворённый заплывом, я вылез из воды и только тогда обратил внимание на причал метрах в пятидесяти, к которому подплывал небольшой катер с шашечками на борту, видимо, морское такси. Причал выдавался  в море метров на тридцать.  Несколько пассажиров катера удалилось в сторону города, а трое мужичков с удочками остались на причале, и начали ловить рыбу.
Желая получше разглядеть, что же они ловят, я подошёл поближе. Как я разглядел, они нанизывали на крючки кусочки плавленых сырков и периодически вытаскивали рыбёшку похожую на салаку. При этом они заинтересованно оглядывались назад на берег по ту сторону причала. Я повернулся и то, что я увидел, ошарашило меня. На берегу лежали двое, он и она абсолютно голые.

Пока я приходил в себя, он поднялся, побежал к воде и поплыл в море. Она при этом встала во весь рост и, заложив руки за голову, обратила все свои прелести к солнцу.  Моё советское воспитание не позволило мне долго разглядывать все подробности, я смущённо отвернулся  и вернулся нашему месту на пляже.
Наши женщины уже вышли из моря и, надев свои платья на мокрые купальники, пошли в гостиницу переодеваться.

Мы со Станиславом тоже решили вернуться. Приближалось время обеда.
Потом у нас была экскурсия по исторической части Дубровника.  Я фотографировал. 
В 90-е я с болью в сердце смотрел кадры разрушений Дубровника американской авиацией.
И только сейчас в 2015-ом году увидел по ТВ фильм о Дубровнике и порадовался толпам туристов и отсутствию разрушений. Всё было восстановлено.


Югославия показалась нам бедной страной, беднее Болгарии. Почему мы так решили? Все товары были значительно дешевле, чем у нас. Всё  стоило копейки. И всё было расфасовано в маленькие пакетики. Гвозди и шурупы у нас продавались на вес. И никто не покупал меньше 0,5 кг. Здесь были расфасованы в пакетики по 10, 20, 30 шт. Наши гвозди и шурупы были залиты маслом, чтобы не ржавели. Здесь они были чистенькими, блестящими.

Конфеты в маленьких пакетиках, штук по 10, стоимостью по 3, 7, 10, 15 копеек.
Каждый из нас вёз по две бутылки водки «Столичная», нам так сказали, что здесь она в цене и её можно продать, чтобы выручить дополнительные деньги. МИФ! Здесь наша водка стоила в четыре раза дешевле, а спиртного было столько разного, что нам и не представлялось в фантазиях. Я привёз бутылки коньяка «Наполеон» и «Виньяк», которые там стоили копейки.

За семь рублей я купил очень модные босоножки из натуральной кожи для своей жены.
Магазины были полны таким разнообразием товаров, что глаза разбегались. Мы бродили по улицам и, заглядывая сквозь витрины, не видя покупателей, сначала думали, что они закрыты, но стоило открыть двери, как навстречу нам бежали продавцы с фразой: «Чего изволите?»
А нам бы только поглазеть на этот удивительное разнообразие цвета, фасонов, моделей…

У нас автомобиль «Нива» стоил десять тысяч рублей, а здесь всего 3,5 тысячи. Джинсы не менее ста рублей, а здесь всего 10 и разных фасонов и фирм.
Но и зарплаты у людей были низкими. Мы с удивлением увидели, как люди едут на трамвайной «колбасе», чтобы сэкономить на билете. Как я говорил, пачка конфет стоила от трёх копеек, а билет в трамвае 15 копеек, а в автобусе 20.
И при этом я ни разу не видел, чтобы кто-то жаловался на жизнь. Все имели работу и были довольны.

И вот мы едем в столицу Югославии, в Белград. Впервые дорога расширяется на несколько полос в каждом направлении. Мы въезжаем в город, и он удивляет многоэтажными домами в пригороде.
Гид предупреждает, что он решил поселить нас не в новой элитной гостинице, которая находится далеко от центра, а в самом центре, в старой гостинице "Бристоль", но она имеет свои преимущества, хотя бы тем, что мы не будем тратиться на транспорт.

Наш номер оказался на четвёртом этаже, видимо под окнами кухни. Пришлось закрыть окна, несмотря на жару. Снизу поднимались пары пережаренного масла и другие неприятные запахи.
Была уже вторая половина дня и зашедший к нам гид, объявил, что до ужина можно свободно погулять, а после ужина, он договорился, что нашу группу пустят бесплатно на «стриптиз шоу».
Станислав, конечно, никому из группы ничего не сказал, а меня повёл на это представление.

Гид предупредил, что сидя за столиком, надо что либо заказать, кофе или пиво, например.

И Станислав заказал по бутылочке шведского коричневого пива, которое в отличие от кофе можно было сосать хоть два часа. Однако, бутылочки оказались  такими маленькими, вмещали не более стакана, что мы опорожнили их быстрее, чем рассчитывали.
Шоу должно был начаться в 22-00. Мы спустились в зал без четверти десять, чтобы занять места. Хорошо, что гид предупредил, чтобы мы не садились в первый ряд, чтобы выступающие не задействовали нас в своих действиях.

Вход в зал из фойе представлял собой широкий проём. Ступеньки вниз вели на сцену посередине зала, а места для зрителей были расположены полукругом и представляли собой полукруглые ложи со столиками посередине. В первых рядах ложи были на четверых, во втором, который располагался чуть выше,  на двоих человек, где мв и нашли себе свободные места. Ещё выше, позади нас были просто отдельные столики. 

Мы ожидали начала представления и отпивали пиво по глотку. Но ни в десять, ни в половину одиннадцатого ничего не происходило. Всё напоминало обыкновенное кафе, где посетители приходили и уходили. Официанты подносили пиво или более крепкие напитки, кофе, пирожные или лёгкие закуски. Посетители спокойно проводили время…  И только мы начинали нервничать.

К одиннадцати вечера меня уже стало клонить ко сну. Пиво мы выпили, и Станислав заказал по чашке кофе. В  начале двенадцатого  я решил, что наш гид ошибся, потому что зал чуть не наполовину опустел. Когда в 23-15 вдруг погас верхний свет, я решил, что пора уходить, но тут зазвучала музыка, и на середину зала вышел конферансье и обратился к публике с приветствием. И то, что происходило потом,  напоминало выступление цирковой самодеятельности.

Первой вышла девица, которая жонглировала кольцами, булавами…  Следующими была пара, показывающая спортивные номера. Спортсменка была похожа на сардельку, которую мужичок с трудом поднимал над собою. Они продемонстрировали несколько фигур. Их сменила пожилая дама с кучкой мелких дрессированных собачонок, которые бегали кругами, перепрыгивали через препятствия, пытались делать сальто.
Ещё был фокусник, достающий из шляпы кролика, проглатывающий шарики и достающий цветы из рукава.

Мы так устали от этого примитивизма, что собирались уже встать и уйти, когда около двенадцати ночи нам объявили, что сейчас выступит «Русская Маша».   Я не понял, почему не просто Маша, а именно «русская». И мы стали смотреть. Эта Маша вышла в купальнике «Бикини» с длинным БОА из искусственного меха. При её выступлении приглушённый свет погас, но были включены красные лампы. Маша минут пятнадцать крутилась, извивалась, наматывала на себя БОА. Потом она стала на коленки на вынесенную лавочку и, держась за неё пыталась изображать половой акт.

Потом ещё несколько минут изображала танец с БОА… И вдруг отстегнула пуговичку лифчика и отшвырнула его оголив свои груди… В этот момент свет погас совсем. Когда через минуту он загорелся, ярко осветив сцену, Маши уже не было. Конферансье объявил окончание спектакля.
Мы вернулись в номер, и порадовались одному, что нам не пришлось платить за эту фикцию стриптиза.

На следующий день мы должны были поехать на экскурсию в музей Иосифа Броз Тито. Но утром нам объявили, что наш автобус стал на ремонт. Нам пообещали, что предоставят другой. Но прошло три часа, а автобуса не было. Но мы со Станиславом не ждали, а пошли гулять по городу.
Побывали в доме правительства, где на первом этаже устроен музей новой истории Югославии.

Удивляли магазины, пешеходная зона в центре города, чистота тротуаров и дорог. Удивил магазин сантехники, где рекламировались ванные комнаты четырёх цветов, голубая, коричневая, зелёная, белая. Меня восхитила голубая, где плитка была разных оттенков голубого, а задняя стенка с плиткой, на которую будто плеснула морская волна.

Многое хотелось увезти из Югославии. Но разве всё увезёшь? Мы радовались за людей, которые здесь жили. Они зарабатывали меньше нашего, но имели возможность купить всё. У нас в стране не хватало многих товаров, больших и мелких, но таких нужных в быту.

Возвратились мы очень довольные поездкой. Мы увидели главное. Простые люди во всех странах живут одними с нами проблемами и мыслями.
А правят ими политики, у которых свои амбиции и понятия о жизни. Их не волную проблемы МИРА, они  думают о своей корысти, политической или денежной. Только из-за них мир периодически становится на грань войны, и даже сваливается в войну.
Вот и теперь, будет ли МИР или ВОЙНА, зависит от кучек  людей в разных концах земли, в разных странах. 
Да будет МИР!!!