Сёстры-муравейки и Пчёлка

Инесса Степаненко
                1
Жили-были пришельцы с другой планеты. Были они очень маленькие и жили в траве. Потому люди назвали их муравьями (от слова «мурава», что означает «трава».) Пришельцы строили дом-дворец, который своими контурами отдалённо напоминал им космический корабль их больших предков, на котором они хотели вернуться на свою планету. Но в условиях Земли пришельцы уменьшались с каждым поколением и так постепенно превратились в муравьёв. Но порядок и обычаи жизни, которой жили их предки на своей планете, они сохранили.

    Так жили они большой семьёй-общиной и имели свои обязанности. Одна группа носила в муравьиный дворец листья трав и в глубине его другие муравьи выращивали специальные грибки для еды. Третьи пасли зелёных тлей и извлекали сладкую росу, которая была для муравьёв вроде коровьего молока. Муравьи-бочонки хранили эту росу в своих брюшках. Были муравьи, которые кормили и охраняли детей-личинок. Сторожевые муравьи не пускали чужих муравьёв.

    Своих муравьёв они определяли по запаху. Муравьи-охотники приносили в муравьиный дворец всякую добычу – мух, жучков, червячков. Строители постоянно строили и ремонтировали стены и крышу дворца, таскали соломинки. Муравьи-разведчики прокладывали тропинки к новым местам, богатым пищей. Со своих тропинок они никуда не сворачивали, и каждый раз то и дело при встрече они соприкасались друг с другом своими усиками, словно здоровались. И так они «здоровались» столько раз, сколько проходили мимо друг друга, и им это нисколько не надоедало.

Муравьи полагали, что чем выше будет их дворец, тем скорее они смогут добраться до планеты их предков. А главной во дворце была царица. Она сидела в его глубине. И никто не видел её, кроме муравьёв-братьев, с которыми она проводила некоторое время. А после они куда-то уходили. А царица откладывала яйца, которые рабочие муравьи относили в специальные хранилища. И никто ни у кого не спрашивал о том, как выглядела царица, и куда уходили муравьи-братья.

   Рабочими муравьями, которые выполняли все обязанности, были сёстры, то есть Муравейки. Они были очень сильными, выносливыми и их работоспособности можно было позавидовать. Одна Муравейка-строительница могла поднять ношу в десять раз тяжелее её самой, и затащить на верхушку муравьиного дворца без чьей-либо помощи. Это всё равно, если бы человек собственными руками втащил бы на девятый этаж рояль. Но такое даже четверым здоровым парням не под силу. А муравьи-братья – совсем не работоспособные. Они нужны в семье-общине лишь для продолжения рода, и этим их деятельность ограничивалась.
   
                2
 Так жили муравьи своей необычной жизнью. И вот, в конце лета в муравьином дворце наступил праздник. Из личинок вылупились крылатые муравьи и стали выползать из норок на свет. Был ясный, солнечный день. У молодых муравьёв крылья переливались радужными бликами. И было столько радости, ведь муравьи покинут, наконец, эту тёмную юдоль и поднимутся в небо. Навстречу солнечному свету, предадутся полёту. «Какие они счастливые! – подумала Муравейка-строительница, наблюдая за молодыми крылатыми муравьями. – Они стремятся к родной планете наших предков. Счастливого им пути». Тем временем муравьи влезали на травинки, расправляли крылья и взлетали в чистое небо. Их подхватывал лёгкий ветерок и уносил выше деревьев.

     А одна Муравейка не могла взлететь – у неё были мятые крылышки. И как она ни старалась – ничего у неё не получалось. И она, чуть не плача, приползла к Муравейке-строительнице, которая находилась поблизости.
-  Не печалься, - успокаивала её та, - вот у меня совсем нет крылышек, и я не переживаю.
-  А были у тебя крылышки раньше? – поинтересовалась молодая Муравейка.
-  Не помню. Может, и были, а может, и нет, - отвечала Строительница. – Ведь я родилась прошлой осенью. Это было так давно… Ладно, мы что-нибудь придумаем, - сказала Строительница и бросила свою соломинку.

   Так, взобрались Муравейки на высокий стебель осота и когда они залезли на самый цветок, был уже конец дня, и солнышко уже почти касалось горизонта.
-  Ну вот, - вздохнула Строительница, - что же мы теперь делать будем? Ведь когда солнышко скроется за лесом, то все ходы в муравейник закроют, и мы с тобой не попадём домой, и пустят нас только утром. А до захода солнца мы не успеем добраться домой, даже если спрыгнем вниз.
-  Я боюсь, - призналась молодая Муравейка и прижалась к листочку цветка. – Если я упаду, то вряд ли смогу найти дорогу домой. Ведь из-за крылышек меня может унести ветром далеко в сторону. Лучше здесь переночуем.
-  Здесь нас может съесть птица, - говорила Строительница, - и нам здесь нельзя оставаться.
    Так Муравейки и не знали, что им делать, И вдруг на цветок села медоносная Пчёлка.
-  Милая сестрица Пчёлка, - обратилась Строительница, - пожалуйста, возьми нас с собой.
-  Некогда мне, - говорила Пчёлка, - я тоже опаздываю в свой улей. Вот солнышко скроется за горизонтом и меня не пустят домой сторожевые пчёлы.
-  Но у нас несчастье, помоги нам! – взмолилась Строительница, - моя сестричка не может летать. У неё повреждены крылышки.
-  Ну ладно, - согласилась Пчёлка, - так и быть, я вам помогу. Только цепляйтесь за мои задние лапки покрепче да быстрее.
    И только Муравейки успели схватиться за лапки Пчёлки, как она взлетела и понеслась, что было сил к себе домой через весь лес. Всё замелькало внизу и у Муравеек дух захватило от скорости. Но вскоре они очутились в аккуратном деревянном домике – улье, где их встретили сторожевые пчёлы:
-  Кто такие? – спросили.
-  Это со мной. Не трогайте их, - попросила Пчёлка, - пусть побудут до следующего дня. Им нужна помощь. Так остались Муравейки в улье у пчёл.
      
                3
Утром Пчёлка показывала гостям свой улей. И Муравейки узнали, что пчёлы – тоже пришельцы, что их предки тоже жили на другой планете. Ведь пчёлы жили так же, как и муравьи – большой семьёй-общиной, так же были зависимы друг от друга, и так же у них была царица, которая откладывала яйца. И  никто не видел её, кроме трутней, которые служили пчёлам лишь для продолжения рода.
Рабочие пчёлы-сёстры, как и Муравейки, выполняли все обязанности. Молодые рабочие пчёлы были нелетающими, и работали внутри улья. Они, махая крыльями, словно вентиляторы, проветривали помещение, где хранились личинки. Другие пчёлы, которые были постарше, кормили личинок медовой кашицей и цветочной пыльцой. Все личинки были одинаковыми и бесполыми, но в зависимости от того, как и чем их кормили, из них вырастали рабочие пчёлы, или трутни, или царицы – общем, всё зависело от «воспитания» и «образования», как и у муравьёв.
Когда молодые пчёлы подрастали, они принимались за сбор цветочного нектара, цветочной пыльцы и липкой, сладкой росы. А когда прилетали в улей, то сообщали друг другу при помощи специальных танцев о том, где они были, на каких цветах и в каком количестве собрали пыльцы или нектара. Пчёлы, как и муравьи, употребляли в пищу сладкие вещества – углеводы, которые нужны им для энергии.  Из цветочного нектара и сладкой росы растений и тлей, более старшие пчёлы изготавливали мёд, а из смол деревьев – прополис, который нужен им для дезинфекции. Фабрика изготовления или, лучше сказать, лаборатория находились внутри самих пчёл, как и лаборатория духа у человека.

 И если бы люди жили как пчёлы, то они, возможно, были бы довольны своей жизнью, так как соответственно своему возрасту, они исполняли бы разную работу, и не было бы рутины, то есть работа не надоедала бы. И для всех были бы рабочие места. Например, молодые люди получали бы воспитание и образование, потом принимали бы активное участие в общественной жизни. А в пенсионном возрасте – преподавали бы в разных учебных заведениях. А, будучи уже в преклонном возрасте, они готовились бы к жизни в другом мире…

-  Наш мёд – полезный и питательный продукт, - говорила Пчёлка. – Его употребляют в пищу, как лекарство, люди. Они лечатся им от простудных и желудочно-кишечных болезней. Так же лечатся они нашим прополисом.
Пчёлка угостила Муравеек мёдом и нектаром, и им понравилось. А потом Муравейки попросили Пчёлку, чтобы отнесла их домой, в их муравейник. И она отнесла их. Муравьи встретили их дружелюбно. Но Пчёлка не могла погостить в муравейнике, так как ходы были слишком маленькими, узкими для неё. И муравьи принесли ей рисунки своих комнат и свои угощения – грибки и сладкую росу. Муравейка говорила, что люди используют в лекарственных целях муравьиную кислоту.

   Так Муравейки и Пчёлка ознакомились с жизнью друг друга и побратались. И вот, одним вечером молодая Муравейка обратилась к Пчёлке с вопросом:
-  Милая сестрица, наши жизни очень похожи своим укладом, и я вполне уверена, что наши и ваши предки жили на одной и той же планете. У тебя есть крылья, и ты можешь хорошо летать. Хотелось ли тебе полететь на планету наших предков? Пробовала ли ты это сделать?
-  О да, - задумчиво отвечала Пчёлка. – Когда я была моложе и только научилась летать, то пробовала взлететь высоко в небо, полагая, что за облачком находится планета наших предков. Но я так и не смогла долететь до облачка – сил не хватило. И я опоздала домой в свой улей и осталась ночевать на цветке. Знаете, когда солнышко зашло за лесом, небо стало таким тёмным, что и вокруг всё потемнело. Я смотрела в небо и видела там много ярких звёздочек.  Хорошо, что небо было ясное, и звёздочки были хорошо видны. У меня тогда глаза «разбежались». Да и лететь в небо не было сил. Хотелось спать, и я уснула. А потом на рассвете проснулась и полетела к самой яркой звёздочке навстречу, но она растаяла в светлеющем небе. Так больше я и не пробовала летать в небо.
-  Да, интересно, - вздохнули Муравейки, - а мы всё время проводим в траве-мураве, потому и зовёмся муравьями.
      
                4
Так шло время. Пчёлка  летала целыми днями, собирая цветочный нектар и цветочную пыльцу. А Муравейки трудились в своём муравьином дворце. И в одно сентябрьское утро у молодой Муравейки отпали крылья, когда она проснулась. Она даже ничего не почувствовала. А когда заметила, то сначала растерялась, а потом стала надеяться, что, может быть, у неё вырастут новые крылышки. Но они не вырастали. А осень наступала заметными шагами. Муравейка растолстела, брюшко  неё округлилось, и муравьи стали прогонять её из своего муравейника. Но деваться ей было некуда. И попросила она Пчёлку, чтобы та узнала о том, что случилось с остальными её сёстрами и братьями, которые смогли улететь. И Пчёлка узнала, что многих крылатых муравьёв поймали птицы, когда те были ещё в воздухе. И выжили лишь немногие. И жили они теперь по всему лесу в других муравьиных дворцах. У них тоже не стало крыльев. И на поверхность своих муравейников они почти не выходили. Муравейка попросила Пчёлку, чтобы та отнесла её в другой, ближайший муравьиный дворец. И Пчёлка выполнила её просьбу. Тот муравейник только строился, и Муравейка благополучно поселилась в нём, и вскоре стала там царицей. Она хотела, чтобы всем муравьям жилось хорошо. Но муравьи-братья не хотели и не умели работать, и их никак нельзя было заставить. Так уж они были устроены. Когда наступила зима, все муравьи и пчёлы уснули долгим зимним сном. А весной они проснулись, и Муравейка-царица при помощи своих рабочих муравьёв построила отдельный дворец для муравьёв-братьев, чтобы они учились жить и работать на планете Земля. Ведь если муравьи и пчёлы оказались на этой планете, значит, так  нужно… Пчёлы нужны для того, чтобы оплодотворять цветы и изготавливать мёд. А муравьи нужны, как санитары леса, чтобы он был здоровым.