Мы в ответе за тех, кого приручаем. Глава 25

Владимир Галин
                Глава 25 . Мы в ответе за тех, кого приручаем.

                (Посещаю незабвенной супруге в день 8 марта 2015 года)


            Вернёмся к ежедневным будням.

            Письма  Вершинина позволили мне посмотреть на жизнь в зоне не со стороны ,как я это вижу каждый день , а изнутри его глазами. Действительная внутренняя общая жизнь зоны также интимна и не доступна ,как скажем, жизнь пчёл в улье.

           Его глаза были моим глазами. А его внутренний мир , выраженный в  его стихах, был сканером,  лучше видеть и понимать психологию человека , лишенного свободы.Человек вообще и человек  в заключении две больших разницы. Конечно , не плохо бы и заключённым понимать  нашу, работников колонии, психологию. Да, хорошо бы!  Но они , если и должны, то не обязаны. А мы  и должны, и обязаны, за что нам и деньги платят.

           Как известно , уголовное наказание  преследует две цели : частное-изолировать конкретное лицо, совершившее преступление-переступил через недозволенное,т. е. совершившее уголовно наказуемое действие.чтобы прервать его преступные деяния;  и общего -предупреждение всем остальным, так поступать нельзя.

            Плохо , что уголовное наказание не всегда достигает своей цели., как частного , так и общего предупреждения преступной деятельности отдельных граждан. К большому сожалению ,что на чужих ошибках не научишься. Пока собственный лоб не расшибёшь. Как и всякая дорога начинается с первого шага, так и «лихо беда начало» , особенно если это касается начало употребление алкоголя или ещё что хуже- наркотиков. Начать легко, да бросить трудно.  Так и в совершении преступных действий, если после  первого  срока, получил второй, то потом за третьим с ещё большей лёгкость следуют все последующие....Нет никого печальнее ,чем закоренелый рецидивист,у которого « с юных лет счастья нет»...

             Как в одной капле отражается весь океан, так это видно  и в судьбе Вершинина.Не будь его второй судимости, его бы так легко не осудили за такое нелепое стечение обстоятельств...По мере тяжести преступного деяния и количества судимости  режим содержания ужесточается от»общего» до «особого», но это уже мало делу помогает. Важно остановить человека с первого раза. Вот сегодня  провожая домой на свободу Букачёва , спросил : «Ну, когда к нам назад?»Он ответил: «Не, хватит я наелся вашего чёрного хлеба, вкуса которого раньше даже не знал» Выходит,что имеем не ценим, потерявши - плачем, да не всегда раскаиваемся. Счастливого пути, тебе Букачёв.А вы, граждане, берегите чемоданы., тогда всем будет хорошо.

                Да, что не говорите, не только  человек сам по себе далёк от того, что он создан Богом по образу и подобию своему, о чём повествует Библия, но и законы государства далеки от совершенства. Но Закон есть закон и его обязаны выполнять  все и каждый. 

              Особым  заключённым , из ряда вон выходящим , был заключённый Ковальчук, член секты Свидетели Иеговы, осужденный за уклонение службы  в армии. Оказавшись в колонии в одном обществе с рвачами и грабителями , он не стал по волчьи выть. Держал себя независимо, на сколько это было возможным, потому,  как ещё сказал классик, что жить в обществе и быть не зависимым от общества нельзя. Ковальчик  смиренно, с большей лёгкостью , чем другие заключённые, переносил все тяготы заключения и только ещё больше укреплялся в своей религии ,повторяя и испытывая ежедневно на себе.что « Бог терпел и нам велел».

              Он никогда не отказывался от любой работы, не играл в карты, не употреблял наркотики,  соблюдал установленный режим и распорядок дня.  Постоянные конфликты у него были  с членами секции общественного порядка,на глазах которых он совершал молитвы, а они считали это нарушение порядка  и составляли на него Акт о нарушении прядка. Других верующих среди заключённых я не знал.После одного из таких «нарушений» он написал на имя начальника ИТК следующее объяснение:

            «Начальнику  Итэка 23 Объяснительная.
  Я Ковальчук  Алексей Прокопьевич объясняюсь мой Вы есть Начальник так как мне предлагается перед вамы мой Начальник. Я в каждых своих днях, пройденных в жизни моей на земле Верующий нахожусь  в Бога своего живого. Я и хочу в большом моём желаниив грядущеемене время быть перед Отцом своим Верным Сыном  Его быть и в молитвах всегда  быть в Него.  И сегодня, мой Начальник, когда стоял на коленях перед Отцом Своим Небесным  я, ко мне пришла секция внутреннего порядка и я услышал от них ,что запрещается здесь молиться. То я перед вами мой Начальник,  сейчас предстаю и я от чистого сердца  пишу сию объяснительную вам ,что я молиться буду во все дни жизни моей на земле , изъявляю своё желание  и на Бумаге и на словах , мой вы Начальник, а я заключённый вашем распоряжении и нахожусь. Ковалчук Алексей Прокопьевич»

             Ковальчук  из всей масы людей, прошедшей перед моими глазами и оставившей след в моей душе, был вторым верующим человеком, который  открыто поклонялся  в Бога . Первого я встретил  два года назад ,когда работал начальником отряда в ИТК-24. Это был бабтист Прокопенко, осужденный  так же ,как и Ковальчук по статье УК за уклонение от службы в армии. Его религия запрещает брать в руки оружие. Я ему задавал вопрос, а как защищать Родину,  если на неё нападет снова враг?  На что  он мне отвечал одно, бог велит не убий. -Да это так, что бы с нами были ,если бы мы не взяли в руки оружие, когда на нас напал Гитлер? В ответ было лишь молчаливое пожимание плечами.  Пытаясь «просветить» его  однажды , когда на строительстве ТЭЦ-2 начали монтировать щит управления, я подвёл Прокопенко к этому щиту и говорю,смотри,какое чудо творят люди, а ты говоришь -Бог!. Он мне спокойно отвечает: « Гражданин начальник, правильно, у каждой вещи есть свой создатель,свой творец. У табуретки- столяр. У этого щита -инженер.  А кто создал мир??! То-то , мир и человека создал тоже творец! И этот творец Бог!» После этого разговора, я не стал переубеждать  Прокопенко, но сказал ему, что его осудили не за веру в Бога,а за отказ защищать Родину.а это есть преступление.

            С Ковальчуком я и не делал даже никаких попыток  переубеждать его. Свобода совести  гарантировано Конституцией, но этой же Конституцией каждый  обязан защищать свою Советскую Родину и поэтому отказ служить в армии является  преступлением. Самого Ковальчука  я взял как и Никитина под своё шефство  и всячески ограждал его от ретивых активистов, которые как и многие люди не столько служат благому делу, сколько лично хотят выслужиться. Карьеристы- это тип людей, где бы они не находились , в раю или в аду. 

        Заключённый Дубенюк целый день посвистывает и ходит по зоне  взвалнованый и радостный , через день у него «производит звонок»и он выходит на свободу по окончанию срока наказания. Меня же несколько тревожит столь радостное настроение , как бы опьяняющий воздух свободы не сыграл с ним злую шутку и не потянуло его на новые «подвиги», если он с радости ещё и напьётся и тогда будет море по колено: «Я ...срок мотал, в рот мне дышло!» А потом , чем дальше в лес, тем больше дров. Раздайся ,грязь , навоз плывёт! И закономерный процесс, опять в КПЗ, опять на нары. Поэтому мы проводам освободившихся придаём значение и провожаем их до посадки  в вагон, если они иногородние. Если это приходится на моё дежурство по колонии, то я всегда подчёркиваю , не «До свидания!», а «Прощай и не поминай лихом!»

           Вот и старший брат Лёвы Лумера Борис беспокоится в своём письме, чтобы я принял все меры , чтобы Лёва сразу ехал домой в Харьков, не шатался по весям. .когда по окончанию срока он выйдет на свободу. Письмо Бориса Лумера характерно передаёт беспокойство родителей многих , поэтому я приведу его без сокращений.:

           «Уважаемый тов. Макаров!
        Прошу извинить меня за беспокойство своим письмом. У меня к вам большая просьба. В колонии у вас находится мой брат Лумер Лев. Он получил 1 год за хулиганство. 27 апреля у него кончается срок пребывания в заключении. Мне хотелось бы знать , как он провёл этот год? Я имею ввиду,дал ли этот год ему понять , где хорошо, где плохо?  Его и моя мать очень больна. Сейчас стоит вопрос о его возвращении в Харьков. Я боюсь, чтобы он не начал и здесь хулиганить. Мать очень хочет, чтобы он вернулся у ней. В нашем доме никто не знает, что он попал в лагерь. Мать это скрывает. Ей очень стыдно за него.

       Я не знаю, где находится его трудовая книжка.  У вас или в совхозе? Где он должен получать документы-паспорт, военный билет? Очень прошу вас в нескольких словах черкнуть мне и разъяснить это. И самая главная просьба к вам ,т.  Макаров, это отправка его. Он пишет, что хочет съездить в совхоз ,где он был раньше, взять трудовую книжку. И найти свои вещи.  Я боюсь, что там его встретят старые друзья и угостят водкой ,а там ещё начнут сводить старые счёты . Прошу вас  не во имя его ,он поймёт со временем всё.,а во имя его матери,она у нас золотой человек. Помогите ему уехать из лагеря прямо на поезд ,минуя всех. Пусть вещи пропадут, они не нужны.  Если можно ,запросите трудовую книжку в лагерь ему,но чтобы он туда не ездил.Я боюсь за него. Лёва в письмах вас очень хвалит. Видимо, вы хороший человек. Это и дало мне храбрости написать вам письмо. Очень прошу вас простить мня за беспокойство.Если вам не трудно ,  ответе мне , пожалуйста. Я буду очень благодарен.С искренним уважением  Борис Лумер. Харьков . ул. Чернешевскоо, .дом№, кв,№...

       Я ответил:

     « Уважаемый Борис Меерович!   , Отвечаю на Ваше письмо.  Прежде всего о главном, осознал ли Лев своё преступление и сделал ли для себя  правильный вывод? Я думаю, что да. Один год- срок не большой, но достаточно , чтобы осознать ,что лагерь не фунт изюма. У вашего брата, как я понял из общения с ним , достаточно здравого смысла, чтобы понимать, что такое  хорошо, а что такое плохо.  У него есть залёты» ума, но  в целом он правильно смотрит  на вещи . В целом он характеризуется положительно. Нам хотелось бы надеется, что он извлёк для себя   в будущем не повторит  хулиганских действий и не будет иметь позора.

          Вашу просьбу о получении документов мы окажем помощь  и посодействуем , чтобы он без  всяких задержек выехал сразу домой. , к матери.  Успокойте её. Я уверен, на сколько знаю его, что всё будет хорошо.

       Зам . Нач. По ПВР  Макаров. 27 марта.

          Да,жизнь  в зоне  за колючей проволокой не мёд, а заключённые не пчёлы. Здесь всякого добра хватает ,как в ковчеге Ноя, и семь пар чистых, и семь пар нечистых , и всё  зависит от того , с кем поведёшься , от того и наберёшься. Своя иерархия, свои не писанные законы и правила. Своё понятие правды и справедливости , свой кодекс чести. И положение каждого зависит от его силы воли и характера, состава преступления и преступного авторитета. На первый план выступает звериная правда жизни-право сильного.  Минуй нас пуще всех печалей  и сума , и тюрьма.... Хотя и бытует мнение : «кто в тюрьме не сидел, тот не человек.»Наиболее грамотные в пример этому приводят Ленина со Сталиным.
                х     х       х

             Как говорится, война войной, а обед по расписанию.И в личной жизни приходится едва  ли не каждый день приходится пробираться через тернии взаимного непонимания и преодолевая их , снова и снова бороться за сохранение своего семейного счастья. Как легко сломать построенное и как трудно восстанавливать сломанное.

            Нам  было сложно жить на одну зарплату, а когда нам удалось решить вопрос трудоустройства Гали , возникли другие трудности. Галя начала работать в спец части в колонии и появились новые трудности в наших отношениях . Она.как вольнонаёмная работница,  уезжает с работы вместе с другими в установленное время, я же возвращаюсь гораздо позже.на что у Гали своя реакция, о чём мы повествовали в своём семейном альбоме.:


«Галина не осознаёт, Галина не понимает...»   Да, может быть, Галина не сознаёт и не понимает, может быть... обдумывает новый не верный шаг, как 7 лет назад, и уже окончательно сломает себе рога...Но выхода,видно, нет.Ломать рога хоть так, хоть иначе. Разве я виновата в том , что прочно усвоила принципы морали и не в силах ни поступить иначе, ни мириться с тем ,что есть.
   Сегодня, как всегда, ждала терпеливо и мучительно долго , до 9 часов.В начале десятого хлопнула дверь.лежу, дремлю,жду. Разделся, помылся, проверил , что сварено, заглянул на кровать. И...уже молча ест. Ни одного лишнего слова.Я слышу, что он ест не верю, но убедившись, что действительно ест, встала и тоже поела. Лёг , несколько односложных вопросов  и заснул ...спит спокойно и беззаботно.

        А я полна вопросов, но жду, что заговорит сам. Это повторяется часто.и за 7 лет совместной жизни  пора бы прочно усвоить  то,что меня  интересует каждая деталь его жизни и работы.А он, к сожалению, не усвоил ещё этого до сих пор.

        Утром он поднимется в 7 часов , а к 8 уйдёт .как ушёл сегодня и будет ждать машину начальника чтобы на работу ехать вместе. Ни как не наговорятся.

        Как мне эти мелочи отравляют душу ! Я уже не могу терпеть. Надо твёрдо решать  с отъездом.  Трудно быть чутким , нужно рвать сейчас , пока я ещё смогу зацепиться...

         Начну переговоры с родителями , чтобы взяли мня.Разделюсь и уеду,как только мне станет немного легче. Может ещё воспряну. Хочется выть и реветь от боли. Но сдерживаюсь, иначе сердце ещё больше болеть будет. Ещё сильнее.

          Скоро  женский день. Ничего оригинального он не сулит. На работе готовятся подарки  и встреча. Но я без особого подъёма. Возможно от того что нет денег. Я даже не знаю,почему. Женский день работали пол дня.Получили письма от родителей.

  P.S. Моя приписка: « Женский день закончился тем, что я вернулся домой как обычно , посл 9 часов. Уставший и осатанелый не столько от работы, сколько от «жданок» и служебных неприятностей. С самого утра весь день ожидали приезда Зам .министра, а он заявился уже после съёма  с объекта и зашел в жилую зону всего на 5 минут и к нему с вопросом обратился з/к Свинидзе в дупель пьяный.!.. провалиться и не воскреснуть! Аничкин потом рвал и метал. Всем  было тощно. Красный день календаря-8 марта стал чернее понедельника...

            Живёшь ,как на пороховой бочке,  и приходится лавировать между  Сциллой и Харибдой , но Галя здесь причём, что ей за все прелести нашей жизни приходится расплачиваться  своими нервами и здоровьем. Но это начинаешь понимать уже после очередного объяснения.

         С каждым днём весна всё яростней вступает в свои права, возрождая на круги своя спавшие зимой травы и деревья. В воскресный день после возвращения из колонии прогуливались с Галей по тротуарам города. Заходили   навестить капитана Кузьмина. Вернулся он с работы «выпивши».после того ,как он «расскандалился» с женой, в квартире неуютно, запустение  и сиротливо. Старший сын разболтан. Младший задёрган и капризный. Явно , как трагично на детях сказывается разлад между родителями., о чём только думает Кузьмин, вопрос напрашивается само  собой.У самого Кузьмина состояние удручённое и без радостное. Когда паны дерутся, у мужиков чубы трещат,так и за все семейные неурядицы приходится,как правило, расплачиваться детям...

        У нас на столе веточка тала распустила почки и распустила серёжки  жёлтые и пушистые,как новорождённые цыплята. Когда Галя поправляет веточки в вазе, ей на пальчики осыпается душистая пыльца и она подносит свою ладонь мне под нос, чтобы и я насладился тонким ароматом благоухающей весны. Как хорошо жить на белом свете!

          В выходной день побывали в гостях у начальника опер части  капитана Новожилова Ивана Николаевича. Главное ,не какой человек на работе, когда он на глазах публики да ещё в парадной форме, а вот какой он дома  в стоптанных домашних тапочках. , когда он рассупонивается и внешне , и внутренно.

           Мы были приглашены по случаю дня рождения его дочери Светланы. Дом -полная чаша, от мебели до обильного  стола, благодаря кулинарным стараниям хозяйки.В доме чисто убрано , опрятно, но не чувствуется  домашнего семейного уюта,может от того ,что У Ивана Николаевича   держит себя как -то по казённому,как на служебном совещание.сам он по себе эгоцентрист, любитель прихвастнуть . Он и дома вёл себя  как-то вызывающе беспардонно. Было заметно, что жене было неловко перед гостями , а дочь  Света не скрывала своего недовольства за бестактные реплики отца по мере выпитого и его развязанного поведения отца за столом.

В результате реплик. прояснилось  , что хозяин дома раньше 12 часов не возвращается домой и будучи в нетрезвом состоянии и после буянства и каприз  засыпает прямо за столом. И жена не выдержала и стала прямо здесь жаловаться нам на его поведениеи одновременно обвинять нас ,в беспринципности , мягкотелости и то, что мы ,руководство колонии , не не можем потребовать от него по-настоящему  и поставить на место.

           Хозяйка работала аппорате горкома партии и поэтому капитану Глазырину - секреиарю нашей партийной организации, дала убийственную характеристику,что он тряпка,  мямля, без инициативный и соглашатель. Бросила и мне горький упрёк,куда я смотрю,если на моих глазах катится вниз? Я не нашёл ни чего лучшего ,как  спрятаться за фразу: «Я не секретарь, а замполит для заключённых»

          Валентин Климов со своей не уместной наивностью попытался выгородить и обелить Ивана Николаевича,сказал: « Да  Иван  Николаевич просто умеет пыль в глаза пущать!»

         Девяти летняя дочь Света   с жаром поддержала маму и они уже дуэтом продолжали обличать отца.  Было неловко. Празднечное застолье превратилось в выездное заседание  парт бюро. А Ивана Николаевича как с гуся вода. Он не разговаривает с дочерью,просил мать : «Скажи ей ,пустьсиграет на пианино!»

         Когда мы не солоно нахлебавшись и отрезвев от семейной критики, венулись домой , я сел за дневник , Галя под музыку  по радио ,немного пританцовывая, всё говорит, говорит, говорит,чаруя мой слух удивительно нежным и ласковым голосом ,но высказывает тревожные мысли после увиденного и услышанного.  Сомневается , долго ли продлится наше семейное счастье, не растресём ли мы его на ухабистой дороге жизни??? Слегка укоряя меня, что я тоже могу избаловаться от посторонних взглядов паводарских красотоки и друзе,любителей выпить. На что я её успокаиваю и в очередной раз заверяю , что только она мне свет в окошке. Что касается зелённого змея, то у меня прививка со студенческих лет, когда мои однокашники поклонялсь ему, а я нет . «Ну. Ну,-говорит она,- только никогда не забывай, что только береженого Бог бережёт!»

         Я зачарованно слушал Галю и восхищался ,как это за 10 лет нашей дружбы а затем любви, на моих глазах из простой девочки-школьницы ..выросла такая мудрая женщина , преданная жена, заботливая и ласковая мать.