Да или нет?

Владимир Лобарев
В духовной жизни «Я» и общества люди, за сто последних лет,  изменились или нет?  Сегодня считается, что НЕТ: так же не хотят болеть, быть бедными и умирать; так же воюют за собственность и власть – торгуют все и всем – до смерти конкурируют периодически.  В СССР вроде бы перестроились, но пришло время и снова назад «перестроились».  Вопрос  не в бровь, а в  глаз.  Над ним и думаю, читая «Ранние рассказы»   М. Горького.  Как они воспринимаются сегодня?  Найду ответ на поставленный вопрос?   Поехали.  Читаю только предисловие. Оно написано в 1968 году. Нормально: за короткий срок изменения будут малыми, их не заметишь.
«Настало время нужды в героическом», - из письма Горького Чехову». Сегодня нет такой нужды. Так учат современные не инженеры человеческих душ. Изменились люди.   «Правда – бог свободного человека», «Человек – это звучит гордо!» - это сегодня не в «формате».  Изменились люди.  Написано:   «Порыв к подвигу»  сегодня,    на Западе,   не в почёте, слишком многие там уверены, что все ценности дискредитированы, вся романтика пропущена сквозь горнило анализа, все идеалы дали трещины, а ужасы века таковы, что  новоявленного  «романтика» автоматически можно счесть или за тупого фанатика, или за дитя неразумное, или  за очередного лжеца».  И у нас  сегодня многие так считают.    Изменились люди.  Читаю: « И сегодня интересны и практически злободневны ранние рассказы Горького, открыто заявившего о своей вере в человека, в его разум. В его творческие, преобразующие возможности». Сегодня так многие не считают. Изменились люди.   «Войдя  литературу на грани двух исторических эпох, Горький совместил в себе эти эпохи. Пора нравственной смуты и разочарования, всеобщего недовольства, душевной усталости, с одной стороны, и мощного назревания революционной ситуации, ещё  открыто не проявившейся, нашла в нём яркого и страстного  художника».  Сегодня так не говорят. Изменились люди.   «Умение  видеть жизненные явления диалектически, не задыхаясь в мерзости мещанской жизни, умение выделить  светлое, доброе, - это свойство его натуры, таланта».  Есть и сегодня такие художники. Не изменяются люди.   «Челкаш слушал радостные вопли Гаврилы, смотрел на его,  сиявшее,  искаженное восторгом жадности лицо,   и чувствовал, что он – вор, гуляка, оторванный от всего родного, - никогда не будет таким!»  Так сегодня не модно. Изменились люди.   Макар: «Смешные они, те твои люди, сбились в кучу и давят друг друга, а места на Земле вон сколько». Не изменились люди. Эпизод  с ЕМЕЛЬЯНОМ:   «Ничего больше не остаётся, как идти на соль! Слона она проклятущая  работа, и всё ж таки надо взяться, потому что , неровен час, и с голоду подохнешь»,- сказал Емельян.  Он спас от самоубийства  девушку, так случилось. Рассказывал так:  «И вдруг, братец мой, заговорил  я.   О чём заговорил – не знаю; но так заговорил. Что   сам себя заслушался.  А она всё смотрит, серьёзно так и пристально, и, вдруг, как улыбнётся!»  И заорал ЕМЕЛЬЯН на всю степь со слезами в голосе  и на глазах и потряс в воздухе сжатыми кулаками. И сказал: «Знаешь, лучше этого у меня в жизни то за все сорок семь лет ничего не было!»  Сегодня такие ЕМЕЛЬЯНЫ есть. Не изменился человек, не изменились люди.
Всего не перескажешь.  Надо читать эти рассказы. Зря их списали.  Плохо молодым людям без них.  Приведу кусочек из сказки   «Девушка и Смерть». Стихотворение   М. Горького.
«Ты чего,- кричит царь злобно и грубо,- ты чего, девчонка, скалишь зубы? Одержал враг надо мной победу, вся моя дружина перебита, в плен попала половина свиты. Я домой за новой ратью  еду, я – твой царь.  Я в горе и обиде,- каково мне  глупый смех твой видеть?»   Кофточку   оправив  на груди,  девушка   только что  с  парнем целовалась,   она  ответила царю: «Отойди,  ты лучше отойди.  Любишь, так уж тут не до царей».  Предали девушку в руки Смерти.  Смерть не мать, но – женщина, и в ней сердце тоже разума сильней.  Что ж сказала смерть,-  «Пусть будет чудо! Разрешаю я тебе – живи. Только я с тобою рядом буду,  всё же буду около ЛЮБВИ!  И сегодня (8 Марта)  такие   девушки есть.    Да, не изменились люди. И это ХОРОШО!    В. Лоб.