14. Бродский. Портрет Сталина

Владимир Морозов 5
ИЗ СБОРНИКА "РАССУЖДЕНИЯ О ЖИВОПИСИ".


            ГЛАВА - 14. БРОДСКИЙ. "ПОРТРЕТ СТАЛИНА".


            Перед нами портрет вождя. Изображение великого лидера было нередким делом во все времена. Этому даже дано название - парадный портрет.

     Изображали императоров, королей, царей, полководцев. Что было характерным? Пышность, яркость, обожествление. Как правило - атрибуты безусловной власти или блистательных побед. Ордена, мантии, возвышенные классические позы.

     Посмотрите, например, на такие портреты:

  http://images.myshared.ru/5/448713/slide_6.jpg - Энгр. Наполеон на троне.

  http://artpoisk.info/files/images/20477.jpg - Корин. Портрет Жукова.


            Во многих других портретных изображениях Сталина тоже нет недостатка величественной парадности. Но этот портрет очень резко отличается от остальных. Именно поэтому я его и выбрал.


            Тот, кто знаком с творчеством художника Бродского, особенно с его ранним творчеством, знает, как он умеет работать с цветом и как богата его художественная фантазия. Изящная, многоцветная, ни на кого не похожая радость красок.

     Но его Сталин не таков. И это правильно. И именно поэтому я считаю этот портрет лучшим из сталинских портретов.

     Колорит картины - стальной. Художественные средства - скупы. Именно так и надо. Форма произведения должна соответствовать содержанию образа. Сталина нужно подавать по-стальному.

         
                ----


            Немножко отвлечёмся. Что такое Сталин?

            Кем только его ни считают. Но всё это эмоции. Общество не едино. Общество разделено на классы, внутри классов есть свои деления. Каждый смотрит под своим "углом зрения". А объективно?

     Сталин - это руководитель громадной страны, перед которой поставлена задача: построить новое общество в условиях, далеко не благоприятных для такого построения. Очень далеко не благоприятных, - вот в чём дело.
    
     Колоссальная материальная и культурная отсталость, пестрота мелкобуржуазного общества, враждебное империалистическое окружение.

     Одновременное тяжелейшее сочетание трёх факторов - грандиозность задачи, сжатость сроков и неблагоприятность обстановки.

     Мы, конечно, не будем здесь развёртывать политический анализ. Здесь этому не место. Но меры, необходимые для выполнения этой задачи, очевидны.

     Соединение пёстрого мелкобуржуазного общества в единый идеологический монолит. Мобилизация этого монолита на героический, часто запредельный, трудовой подвиг. Сохранение социалистической перспективы в этом процессе.

     Выполнение этого без объединяющего весь народ центрального вождизма (как полюс притягивает к себе стрелки всех компасов) и без суровых мер управления невозможно.

            Как мы знаем, задача была выполнена. Есть охающие и тявкающие? Ну что ж, это объяснимо. Не всем дано соответствовать.

     Например, услышав известную советскую песню:

         "Мы рождены, чтоб сказку сделать былью,
          преодолеть пространство и простор,
          нам разум дал стальные руки-крылья,
          а вместо сердца - пламенный мотор", -

Ахматова писала: "Какой ужас! Какой ужас! Как это можно: вместо сердца - мотор."

     Не будем рыться в психологии этих людей. Кому - что.

               
                ----


            Я извиняюсь за такое большое отступление, но это было необходимо.
            
     Возвращаемся к портрету.
            
     Яркость красок и блеск мундира действительно были бы неуместны. Именно такое решение, - скромность и строгость тона, - наиболее верно соответствует образу.

     Есть какая-то особенность глаз. Я посмотрел через увеличительное стекло. Оказывается - в глазах есть очень маленькие светло-красные мазки. Стальной тон и потаённый огонь в глазах, - да, это удачное решение.

     Здесь художник изображает не конкретного человека Сталина, а даёт в скупой и строгой форме изображение исторического явления, обобщённо называемого словом "Сталин".

     Даёт очень просто и точно. Именно поэтому данный портрет стоит выше всех других сталинских изображений.


            Ещё раз извиняюсь за, может быть, излишнюю заполитизированность. Но это было нужно. Ведь живопись - это не только красивые женские мордочки или яркие цветочки. Объём искусства равен объёму всей нашей жизни.