Венценосный Государь Николай II. глава 42

Анатолий Половинкин
XLII

   Незадолго до роспуска Думы в правительстве появился новый человек. Николай II, снявший с должности министра внутренних дел Святополк-Мирского, долго искал кандидата, достойного этой должности. Побывал на этом посту и Трепов, человек, несомненно, волевой и твердый, но, по каким-то причинам не удовлетворивший Государя. В конце концов, Император обратил свое внимание на губернатора небольшой губернии Петра Аркадьевича Столыпина.
   Петр Столыпин родился 2 апреля 1862 года в дворянской семье, имевшей глубокие корни, уходящие еще к началу 16-го века. Он окончил Орловскую гимназию, после чего поступил на физико-математический факультет Санкт-Петербургского университета. Одним из его преподавателей был знаменитый ученый Дмитрий Менделеев.
   Карьерный рост Столыпина был довольно быстрым. В 1899-ом году он был назначен ковенским губернским предводителем дворянства, и вскоре после этого был выбран почетным мировым судьей по инсарскому и ковенскому судебно-мировым округам. Уже через три года после этого он был назначен в Гродно губернатором, а с 1903-го года стал губернатором Саратовской губернии, в которой в то время проживало около 150 тысяч человек.
   На этой должности Столыпина и застала революция 1905-го года. Во время восстаний и мятежей губернатор проявил себя весьма сурово. После успешного подавления крестьянского бунта в губернии на него и обратил внимание Император. Ему как раз требовался человек решительный и способный не пасовать перед силами революции. 26 апреля 1906-го года Государь назначил его министром внутренних дел. Именно при его инициативе и было принято решение о роспуске Государственной Думы. Как убежденный монархист и противник всяческих революций, Столыпин не мог смириться с революционной деятельностью оппозиции, главенствующей в Думе.
   Петр Аркадьевич проявил себя решительным реформатором, и одной из первых его реформ стала аграрная реформа, прозванная в обществе «Столыпинской». Революционеры не могли простить новому министру внутренних дел ни разгона Думы, ни его реформ. На жизнь Столыпина было совершено более десяти покушений.
   Одно  из таких покушений произошло на даче Петра Аркадьевича на Аптекарском острове в Петербурге. В этот день у Столыпина на приеме собралось множество народа, в том числе присутствовала и вся его семья. Террористами было взорвано сразу несколько бомб. В результате покушения было  убито 23 человека и 35 ранено. Среди раненых оказались и дети Столыпина – его трехлетний сын Аркадий и шестнадцатилетняя дочь Наталья. У нее были изуродованы ноги, и она навсегда осталась инвалидом.
  Столь дерзкое  покушение показало, что к террористам мягкие методы неприемлемы. Столыпин понял, что бороться с революцией можно только карательными методами. Террористы не боялись идти на любые злодеяния, и не скрывали своего участия в них. Это вынудило Столыпина публично заявить, что к террористам не должно быть никакого снисхождения, а необходимо применять против них методы военно-полевых судов. Приговоры по их преступлениям должны приводиться в действия в течение 24 часов. Иные меры, по мнению Петра Аркадьевича, были бы крайне неэффективны.
   Реформы Столыпина вот уже более столетия вызывают самые противоречивые мнения. Разумеется, его введения военно-полевых судов вызвало у оппозиции крайнее неприятие, а у террористов новые проявления агрессии. После этого веревка для повешенья стала называться «столыпинским галстуком».
   Понимая, в то же время, что карательные методы могут означать лишь признак бессилия, Петр Аркадьевич заявлял, что военно-полевые суды – это лишь временный, необходимый этап. Одновременно с этим Столыпин пытался вести переговоры с оппозицией, что, впрочем, привело к весьма незначительным достижениям.
   Петр Аркадьевич считал, что для искоренения революции необходимы определенные реформы. Мало кому известно сейчас, что это именно он был инициатором введения всеобщего бесплатного начального образования в России, а также оказания бесплатной медицинской помощи рабочим за счет предприятий, страхование рабочих по инвалидности, болезни и старости. Позже эти его заслуги присвоили себе коммунисты, объявив себя инициаторами этих законодательств.
   В своей «земельной» реформе Столыпин твердо придерживался выбранной позиции, справедливо утверждая, что нельзя любить чужое наравне со своим, так же как и нельзя обхаживать и улучшать землю, находящуюся во временном пользовании, наравне со своей собственной землей. Уничтожение в людях чувства собственности ведет к бедности, и ко многому дурному, что губит человека. К словам Петра Аркадьевича можно  добавить еще и то, что уничтожение в человеке чувства собственности ведет к лености, а так же приводит к расхищению чужого, не своего имущества, что собственно и произошло после октябрьского переворота.   
   Столыпиным было положено начало выхода крестьян из общины, а также запрещена продажа земли не крестьянам.
   Петр Аркадьевич был ярым противником насильственного отчуждения помещичьих земель. Он утверждал, что земля, отнятая у одних, и предоставленная другим, получила бы вскоре те же свойства, что и вода, и воздух. Землей стали бы пользоваться, но никто не стал бы ее улучшать или о ней заботиться. Национализация земли привела бы к социальному перевороту, перемещению всех ценностей, к такому изменению социальных, правовых и государственных отношений, какого еще не знала история.
   Слова Петра Аркадьевича оказались пророческими, и история совсем недалекого будущего доказала правоту его утверждений и высказываний.   
   Еще одной столыпинской реформой было переселение крестьян в Сибирь с целью ее освоения. Но это не привело к ожидаемым результатам, так как, во-первых, не все из переселенцев смогли ужиться на новом месте, а, во-вторых, сказалась и недостаточная финансовая поддержка этого проекта, отсутствие необходимых для жилья условий, холодный климат, отсутствие дорог и медицинской помощи. Возникали также и проблемы с взаимоотношениями с местным населением. И все же, несмотря на все это, в Сибирь переселилось почти 2,5 миллиона крестьян, что составляло около 400 тысяч семей.
   Несмотря на весьма неоднозначные отношения к политике Столыпина современных исследователей, все же необходимо признать, что благодаря ей Россия вышла по количеству выращиваемого зерна на первое место, обогнав такие страны как США, Канада и Аргентина, вместе взятые. Столыпин заявлял:  «Дайте государству 20 лет покоя внутреннего и внешнего, и вы не узнаете нынешней России».
   Но у России не было двадцати лет спокойной жизни.
   У нее не было даже и десяти лет.