Разговор с дедом. К 70летию Победы!

Нелля Базарова
   Пришла весна.Деревья оделись в зеленый наряд. Нежные, бело - розовые лепестки цветущих абрикосов, вишен, яблонь радовали горожан.Столица стала еще прекрасней.
В теплый весенний вечер, дед с внуком уютно расположившись на диване,тихонько вели беседу.
               
-- В садике нас попросили принести фотографии дедушек, мы готовим для вас праздник,-обратился внук к деду.
--Это хорошо, что вы готовите праздник к 9 мая. В этом году отмечаем 70 лет Победы!
 -- Дедушка,а расскажи про войну!
 --  Да-а-а-а. Можно, конечно.
 Старик поднялся, присел на край дивана, помолчал будто вспоминая, потом начал:
-- Я сам-то не воевал. Когда началась война, мне было столько же лет, как тебе сейчас.  Мой отец - твой прадедушка, ушел на фронт сразу. Я смутно помню, как его провожали, помню, что все плакали. Что он держал меня на руках, что-то говорил, а вот  лицо его не запомнил, маленький был.
-- До войны отец был машинистом, возил грузовые составы с нефтью. Очень ответственный груз!
-- А на войне стал вывозить раненых. Этот поезд назывался санитарный. И хотя на нем были нарисованы Красные Кресты, фашисты все равно бомбили и эти поезда.
Дед пожевал губами, что-то вспоминая.
-- Как то с фронта приехал сосед после ранения, в отпуск.  Он и рассказал, что ехал в том поезде, который вел  твой прадедушка! Поезд попал под бомбежку. Кто мог, вышел из вагона самостоятельно. Твой прадед помогал выносить тяжелораненых.  В это время они и увиделись!Вот радости то было, земляка встретить!
После каждого предложения, дед замолкал, что внуку казалось, что он уже больше ничего не скажет, а он вдруг продолжил:
 -- Сосед рассказал, что пока они доехали до места назначения, их поезд бомбили еще несколько раз. Но каждый раз мимо. Вот что делал машинист: фашист летит наперерез, со скоростью больше, чем поезд, и заранее рассчитывает встретиться, а поезд резко тормозит и самолет пролетает мимо! То есть, твой прадед перехитрил немца! И спас и раненых и состав.
Дед размахивал руками и показывал внуку, как шел поезд и как летел самолет. Мальчик с интересом слушал его. 
-- Письма от отца приходили редко, но всегда веселые, с шутками, чтобы мы не волновались и не боялись. И всегда с верой в Победу. Когда кто-то из соседей  получал письмо, все  собирались вместе и читали вслух, как будто это и для них написано и их родные где-то рядом.
Дед прищурился, будто разглядывал прошлую картину из прежней жизни.
-- От папиных писем пахло углем и дымом, я просил маму дать мне его и, прижав к себе, думал об отце и желал ему выжить и с победой вернуться домой.
 Дед приумолк, его пальцы теребили пиджак, будто искали что-то.
-- Дедушка, не плачь!
-- Ну что ты, я не плачу, это так, аллергия!
 Старик достал платок.
-- Когда пришла похоронка, я уже ходил в школу.
Дед опять замолчал, закрыл глаза, прошептав молитву,  провел руками по лицу. Внук прижался к нему и тихо произнес:
-- Я вырасту большой, стану машинистом и отомщу немцам!
 Дед встрепенулся.
-- Ишь ты, какой храбрый! Никогда так не говори, и не думай!
-- Подрастешь, узнаешь, что немцы и фашисты – разные вещи.
-- Я тоже однажды хотел отомстить, как и ты.
-- Рассказать?
Внук кивнул и приготовился слушать.
--  Я с отличием окончил школу, и меня отправили учиться в институт в Москву. К нам в группу попал паренек из Германии, немец! Представляешь? Прошло всего 10 лет после войны, у многих отцы не вернулись с фронта, а тут вот, живой немец, да еще приехал учиться к нам!
Дед всплеснул руками!
-- Не только у меня чесались кулаки разобраться с ним, но нас предупредили, что он сын антифашиста, и что его отец также погиб, сражаясь с фашизмом. Все равно нам не хотелось с ним дружить, слишком мало времени прошло после войны, а память крови сильна!
 -- Да-а-а! Давно это было! Сейчас другое время.
Дед помолчал. Потом стал говорить, чеканя каждое предложение, как бы усиливая их значение:
-- Наши деды и прадеды воевали за мир! Чтобы никогда не было войны!
-- И чтобы Мир был во всём мире!
-- ВОЙНА ЭТО ПЛОХО!
-- Люди рождаются, чтобы жить, для счастья, для радости!
 --Ты понял меня?
Внук обнял деда.
-- Дедушка, а мы пойдем к Вечному огню?
-- Обязательно пойдем!
-- Это Память, вечная Память о наших родных и близких, которые отдали свою жизнь ради Жизни на Земле!
-- А в садик, ты отнеси фронтовое письмо твоего прадедушки, которое мы сохранили.

Старик достал из ящика письменного стола пожелтевший листок, величиной с ладонь, с потертыми краями, с едва заметными буквами, но бережно и прочно упакованный в современный пластик. Как фотография.
Внук осторожно взял семейную реликвию.
-- Спасибо, дедуля!  Ты тоже приходи к нам на праздник!
-- Обязательно приду!