Дни радио

Шершень
Ульянов-Ленин (все же не откажешь мужчине в уме) еще на заре кинематографа распознал дух захватывающие возможности в деле манипулирования сознанием в нем (кинематографе) заложенные. «Важнейшим из искусств, в условиях всеобщей безграмотности, для нас является кино» - отчеканил классик.

Но жил он в эпоху до радио (тем более телевидения). Убежден, что именно радио и телевидение Ленин объявил бы важнейшими инструментами создания нового человека, появись они при нем. Последыши Ленина использовали радио на полную катушку – старшее поколение помнит обязательную неумолкающую радиоточку (тарелку) в квартире.

Александр Галич взбунтуется против них:

И спросонья бывает такая пора,
Что готов я в припадке отчаянья
Посшибать рупора, посбивать рупора,
И услышать прекрасность молчания...

Вообще, «построение» тоталитарного общества невозможно без известного уровня техники. Без производства колючей проволоки в промышленных масштабах.

И снова Галич - герою труда Климу Петровичу Коломейцеву на просьбу, присвоить его бригаде звание бригады коммунистического труда, отвечают в Обкоме:
 
Ну ты прав, – говорят,
И продукция ваша лучшая,
Но все ж, – говорят,
Не драп, – говорят,
А проволока колючая.

Удивительно, Галич возвращается.

Без железных дорог, чтобы гнать эшелоны с заключенными на север и восток нашей необъятной родины (это вам не по Владимирке шагать). Без электричества, чтобы освещать зону – иначе ЗК удерут. Ну и, конечно, без радо (телевизора), чтобы полоскать мозги массам.

Нацисты, мгновенно смекнув, в чем тут дело, сразу после прихода к власти монополизировали радиовещание, а также печать и кинопроизводство. Доктор Геббельс, виртуозно используя сии инструменты, в кротчайшие сроки оболванил «культурную нацию». Нацизм просуществовал лишь 12 лет, а какие успехи! До самого конца немцы пребывали в убеждении, что напали на них!

Мне рассказывала старая немка, что в конце войны вышел указ - всем сдать радиоприемники. Если поступал сигнал от соседей, что такой-то по ночам слушает ВВС, то приезжала команда, и нарушителя расстреливали у стены его же дома.

Опять же старшее поколение помнит глушилки, сопровождавшие передачи «Голоса Америки», ВВС, «Немецкой Волны» и, конечно же, радио «Свобода» («Свободная Европа»).
Я бы поставил памятник «Спидоле» - радиоприемнику, соединявшему нас с миром сквозь рев и скрежет.

А вот не столь давний пример – Руанда (1994). Правительство, пришедшее к власти в результате переворота, используя радо и телевидение, внушило хуту (народность, проживающая в Руанде), что тутси (другая народность) не люди, а тараканы, и что их надо истребить. И в течение 100 дней хуту  с помощью мачете, топоров, дубин, палок, железных прутьев истребляют почти миллион «тараканов».

В современной России также монополия на телевещание. И стоило объявить украинцев бандеровцами, фашистами, жидо-бандеровцами (как насчет жидо-фашистов?), как они превратились в тараканов… и их можно и нужно убивать.

Россиян убедили, что в Америке живут пиндосы, они же америкосы - словом, тараканы. А с тараканами, сами знаете, как следует поступать.

Выросло поколение, так думающее.

К своему смущению, я слышу эти нотки и у своих приятелей и знакомых, даже у тех, кто бывал в США - людей с образованием, научными степенями и без.

Опасность каждодневной пропаганды в том, что она как течение реки - сносит.

Какое положение с радио и телевещанием в США? Здесь все частное. Гос. каналов нет. Имеется т.н. общественное (public) ТВ и радио. Что до их финансирования - они что-то получают от Конгресса (меньшую часть), остальное – пожертвования слушателей и зрителей.

Надо сказать, что президент и Конгресс пребывают в смешном положении – что о них скажут СМИ, то и хорошо, тем и довольствуются. У Вашингтона нет собственного канала, чтобы обратиться к гражданам. Разумеется, каждый канал почтет за честь предоставить президенту время. Но, в принципе,  могут и отказать.

Иные могут решить, что я противник технического прогресса. Наоборот, я поборник прогресса и верю в светлое технологическое будущее всего человечества. Весь вопрос в том, как используются его (прогресса) достижения?

Вывод. Монополии на средства информации быть не должно. Точка.