О питейном этикете...

Сергей Колногузенко
По приезду в Александровку я познакомился с одним  из местных парней - Борисом , подружился с ним и однажды пригласил его к себе в гости . Бабушка Аксинья накрыла стол , Иван Иванович извлек из своих запасов бутылку ,, перцовой '' . Вместо традиционной  посудины - стакана , рюмки , старик использовал стеклянный тракторный отстойник   граммов на  пятьдесят - распространенная тара у механизаторов и водителей того времени , удобная , небьющаяся , всегда   под рукой ...
                Иван Иванович налил спиртное Борису в стакан , затем себе в отстойник  и с надеждой посмотрел  в мою сторону . Я , как обычно , отрицательно покачал головой . - Несчастный ты человек - огорченно сказал старик . После традиционного  ,, всем не хворать ''  Иван Иванович одним глотком опорожнил содержимое своего отстойника , чем вызвал искреннее восхищение моего друга . - Как это у Вас ловко получается , Иван Иванович! - льстиво заметил Борис , внимательно осматривая  ,, посудину '' старика ...               
                - А если взять отстойник большего размера , что будет? - неожиданно обратился он к Ивану Ивановичу . Старик с важностью в голосе степенно ответил: - Употребляемый объем установлен опытным путем , увеличение нормы невозможно по причине неприятия организма ! - Я едва не подавился , сраженный научным изыском Ивана Ивановича ...
                На другой день я , как обычно , пришел на обед , мы сели за стол . - А к тебе Бориска забегал перед обедом , сказал , что по делу , покрутился и ушел - неожиданно сообщил мне старик , наполняя , как обычно , перцовкой свою посудину . Удивиться тому , зачем Борис приходил ко мне домой , если мы виделись на работе , я не успел ... Иван Иванович привычно  ,, опрокинул '' свой отстойник  , но дальше все пошло не по сценарию: старик поперхнулся , несколько секунд сидел неподвижно с вытаращенными глазами ...               
                А вот затем произошло вообще непонятное : Иван Иванович швырнул на землю отстойник  и схватил свой увесистый посох , стоявший с рядом обеденным столом . Движимый инстинктом самосохранения  , я метнулся из - за стола , но было поздно: с удивительной ловкостью , несвойственной  его возрасту , старик вытянул меня вдоль спины своей увесистой палкой ...
                Забыв о калитке , я птицей перемахнул заборчик , отделявший подворье  от огорода . - Да, что же это такое , Иван Иванович ! - завопил я оттуда ,  - У Вас перцовка не пошла , как надо , а моя спина виновата ?! - Чтобы духу твоего больше в моем доме не было ,  паразит! - бушевал в ограде старик .
                Сбитый с толку происходящим , я уже собрался уходить на работу , но любопытство взяло верх ... Я прокрался вдоль забора в закуток между баней и стайкой , откуда можно было наблюдать за тем , что присходит в ограде .               
                - Да объясни ты толком , что случилось? - причитала бабушка Аксинья , обращаясь к супругу . Не отвечая на вопрос , Иван Иванович поднял брошенный им отстойник , внимательно осмотрел его ... Затем подошел к стоящему во дворе кухонному шкафу , долго гремел в нем посудой , а затем , к моему. изумлению , вынул из шкафа ... второй отстойник!
                Старик поставил оба отстойника на стол . -  На , посмотри , что твой постоялец утворил! - злорадно обратился к бабушке Аксинье Иван Иванович . - Он, мне , паразит эдакий , подсунул другой , побольше отстойник , а я со слепу не рассмотрел , вот и не уложился в объем ! - У старика было неважное зрение - следствие фронтового ранения ...               
                Бабушка Аксинья тоже осмотрела обе ,, посудины ''  , затем , рассмеявшись , присела на стул . - Как же , постоялец ,- насмешливо возразила она , - стал бы он дожидаться , пока ты его палкой по спине попотчуешь!  - Супруга опять рассмеялась . -  А ведь ты права , Аксинья , - озадаченно ответил старик .- А кто же тогда ? -  Кто , кто - да Бориска , вот кто! Недаром он тут перед обедом вертелся!               
                Ошарашенный убийственными доводами , Иван Иванович растерянно опустился на стул . - Вот паразитюга , как же я сам не догадался! - Помолчав в замешательстве некоторое время , старик льстиво заметил супруге.: - Тебе бы в милицию надо идти , Аксинья - вон ты какая сообразительная ... -  Это тебя надо в милицию - отбуцкал ни за что , ни про что невинного человека , да еще без обеда оставил , а ему еще работать до позднего вечера!  - язвительно ответила бабушка Аксинья . - И что же теперь делать мне в этой ситуации , Аксинья? - А вот уж не знаю , Иван Иванович! Сам набедокурил - сам и разбирайся , -отрезала супруга ...
                ... В грохоте машин на зернотоке я не расслышал , что мне прокричал проезжавший мимо  водитель . Улыбнувшись , он жестом указал на проходную . Я оглянулся и увидел Ивана Ивановича: одной рукой старик опирался на посох , в другой держал узелок с провизией ...
                ...  Каждый раз после этой истории Иван Иванович , перед тем , как наполнить отстойник , долго крутил его в руках , рассматривал на свет и лишь затем , погрозив пальцем мне и бабушке Аксинье , приступал к священному ритуалу .